Нефтяные реки расширяют русло

При плане 21 млн тонн нефтяники спецморнефтепорта Козьмино перевалили через свои мощности за минувший год 21,3 млн тонн нефти ВСТО, что на треть выше показателей предыдущего года. Об этом сообщил на пресс-конференции, организованной для российских и международных СМИ, генеральный директор ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» Борис МЕЛЬНИКОВ.

Существенный скачок в объёмах произошёл благодаря вводу в эксплуатацию в 2012 году второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и спецморнефтепорта. Теперь танкеры дедвейтом 80-120 тысяч тонн стали швартоваться под погрузку у второго причала, где был выполнен большой объём дноуглубительных работ, обу-строен причал, установлены стендеры для погрузки нефти в танкеры судна. Сейчас ведутся проектные работы по укреплению существующей подходной дамбы, и с ноября нынешнего года планируется провести работы по берегоукреплению, а затем продолжить мероприятия по дноуглублению акватории у второго причала. После проведения этих мероприятий в конце 2015 года порт начнёт принимать танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн.

С 2013 года основная масса нефти в порт поступает по трубопроводу. Если вагонами-цистернами по железной дороге в минувшем году в Козьмино доставлено 3 млн тонн, то по магистральному нефтепроводу — 18,3 млн. Технологическая цепочка перевалки несложная. Нефть поступает по магистральному нефтепроводу от ООО «Дальнефтепровод» на площадку приема нефти либо по железной дороге на площадку ж.-д. эстакад, где одновременно могут быть приняты 144 вагона-цистерны. Выгруженная нефть по трубопроводу длиной 23 километра перекачивается в резервуарный парк нефтебазы ёмкостью 500 тысяч кубометров, где происходит формирование партии для дальнейшей отгрузки в танкеры. С вводом в работу магистрального нефтепровода ВСТО-II от Сковородино до Козьмино нефтяники существенно разгрузили железную дорогу, однако полностью отказываться от её услуг не собираются, потому что в числе партнёров всё ещё остаётся немало мелких поставщиков, которым удобнее и выгоднее отгружать нефть по железной дороге. В текущем году нефтяники планируют вый-ти на новые рубежи и переработать от 22 до 23 млн тонн. Все предпосылки, убеждён Борис МЕЛЬНИКОВ, для этого есть.

— Наравне с производственными, в течение года мы занимались решением вопросов технической и экологической безопасности, – рассказал Борис Иванович. – За минувший год модернизировали систему защиты от превышения давления в трубопроводах, установив новую запорную арматуру и предохранительные клапаны. Впервые стали применять лазерную систему безопасности швартовки танкеров. Если раньше во время выполнения этих операций в бухте Козьмина лоцманы полагались в основном на собственное видение ситуации, чутьё и опыт, сейчас процесс частично автоматизирован, на компьютерном мониторе они чётко видят расстояние от танкера до причала, скорость швартовки, силу волны и ветра.

В прошлом году для повышения безопасности, в акватории, в непосредственной близости от нефтепирса, установлен волномер, который помогает отслеживать тенденцию нарастания или снижения морских волн. В целом внедрение лазерной швартовки и волномера позволило уменьшить влияние человеческого фактора на выполнение швартовых операций, увеличить безопасность мореплавания в акватории бухты Козьмина и снизить риск возникновения возможных аварий. В мире лазерная швартовка судов применяется давно, а вот на Дальнем Востоке России козьминцы стали первыми. Некоторые шаги в этом плане уже начинает делать и Ванинский морской торговый порт.

За минувший год нефтепорт в целом обслужил 213 танкеров дедвейтом 100 тысяч тонн, направляющихся в основном в страны Юго-Восточной Азии. Львиная доля нефти ВСТО, по словам заместителя генерального директора по товарно-транспортным операциям Сергея ДОЛГИХ, была отправлена в Японию. Так, если в 2011 году, после техногенной аварии в Фукусиме, экспорт нефти из Козьмино в Страну восходящего солнца был заметно снижен, то по результатам минувшего года экспортные потоки туда возросли до 7,5 млн тонн, что составляет треть объёмов спецморнефтепорта.

На второй строчке находится Китай с результатом 4,3 млн тонн, затем Республика Корея (2,1 млн тонн). Если в 2012 году в США было отправлено 4,3 млн тонн, то за прошлый год американцы существенно сдали свои позиции, снизив объёмы импорта нефти ВСТО почти в два раза. Российская нефть через козьминский терминал экспортируется также в Таиланд, Малайзию, Сингапур, Филиппины, Тайвань, Индию, Индонезию, Новую Зеландию, Перу и Австралию. Танкеры заходят под разными флагами: Японии, Норвегии, Либерии, Панамы, Гонконга, Маршалловых островов, но больше всего – под флагом Сингапура. За минувший год у спецморнефтепорта появились новые грузоотправители, в числе которых одна из крупнейших нефтяных компаний России – ОАО «Лукойл».

В прежние годы из-за отдалённости таможенной и других контролирующих служб очень много времени тратилось на оформление нефтеналивных судов, после этого специалисты порта еще отбирали пробы балластных вод, на что также уходило время. Чтобы разрешить эту проблему, был разработан совместный документ, согласно которому специалисты контролирующих служб и портовики теперь начинают работать одновременно. Кроме того, с января нынешнего года в пункте пропуска через госграницу на территории береговых сооружений порта разместился Дальневосточный энергетический таможенный пост, что позволило оформлять танкера на приход и отход оперативно.

Особое внимание на предприятии уделяется экологической безопасности. Балластные воды заходящих в порт судов регулярно анализируются на содержание нефтепродуктов. В целях предотвращения загрязнений каждое судно обоновывается. Для защиты окружающей среды используется установка рекуперации паров нефти. Сточные воды очищаются на очистных сооружениях. Есть и необычные способы эффективно организовать работу по защите окружающей среды. Три года назад в 250 метрах от терминала нефтяники создали опытный полигон по выращиванию морских гидробионтов. Известно, что двухстворчатые моллюски способны накапливать в себе углеводороды, по их состоянию, как по лакмусовой бумажке, можно легко судить об экологии бухты. Всего с момента создания полигона здесь было высажено в специальные садки более 310 тысяч особей молодого гребешка, которые стабильно растут и развиваются. Десятки тысяч моллюсков уже выпущены в открытое море, а в следующем году уйдут на дно бухты ещё 150 тысяч.

На морское дно высажено и 50 тысяч особей дальневосточного трепанга, они остро чувствуют любые загрязнения. В загрязненной акватории личинки трепанга погибают, сокращается численность популяции. Здесь же происходит всё наоборот. Не первый год работники полигона ведут наблюдение за развитием чёрного и серого морских ежей, популяции которых заметно увеличиваются в бухте.

— Всё это в целом показывает, что наличие углеводородов в гидробионтах не превышает фоновых показателей, а значит экологическое состояние в бухте благоприятное, нефтяниками соблюдаются все требования российских и международных стандартов по защите окружающей среды, – рассказывает начальник участка по обслуживанию гидробиотехнических сооружений Елена КОСТИНА. – На предприятии разработана специальная экологическая программа, ведётся постоянный мониторинг акватории. С прошлого года перешли на товарное выращивание морских гидробионтов, дополнительно высадили два вида мидии и морскую капусту. Регулярно отслеживаем не только экологическое состояние акватории, но и популяцию гидробионтов.

Поскольку спецморнефтепорт расположен на территории Находкинского округа и Партизанского района, нефтяники активно участвуют в общественной жизни этих муниципальных образований. За четыре года работы нефтепорта заасфальтированы дороги: порт Восточный – посёлок Козьмино, Хмыловка – порт Восточный, отремонтирована дорога в п. Первостроителей, на что израсходовано почти полмиллиарда рублей.

Предприятие активно занимается благотворительной деятельностью. В среднем по пять миллионов рублей в год расходует на оказание всевозможной помощи детским дошкольным учреждениям, школам, интернатам и больницам как Партизанского района, так и Находкинского округа, на строительство храмов в Находке и Хмыловке. Не отказывают здесь и гражданам, обращающимся за помощью на лечение своих детей. За неполные пять лет работы, начиная с момента, когда в Приморье пришла компания «Транснефть», она пожертвовала на благотворительные цели более 30 млн рублей.

Сегодня на терминале занято 960 человек, 89 % которых – жители Находкинского округа и Партизанского района, остальные – это в основном молодые специалисты, приехавшие на работу из разных вузов страны. Особое внимание уделяется обучению сотрудников не только основным, но и смежным специальностям, чтобы была полная взаимозаменяемость на производстве. Так, за время работы предприятия различным специальностям обучили более двух тысяч человек. Интересы сотрудников защищены профсоюзной организацией и коллективным договором с работодателем. По итогам 2012 года ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» вручен «Сертификат доверия работодателю».

С момента ввода нефтяного терминала в эксплуатацию проводится ежегодная сертификация по экологической безопасности, охране труда. С конца 2012 года здесь действует Система энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 50001-2011, в прошлом году предприятие прошло предварительный аудит, на прошлой неделе – завершился сертификационный с представителями независимой международной организации DQS. С начала 2014 года вводится также политика по промышленной безопасности.

ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» работает стабильно, с постоянным наращиванием объёмов. Весом его вклад и в казну страны. За 2013 г. он перечислил в виде налогов свыше двух миллиардов рублей, львиная доля из которых пошла на формирование федерального бюджета.

Владимир ПАНТЮХОВ
На снимке: погрузка 100-тысячника
 
Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.