1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон о государственном контроле).
В нем детально регламентированы все проверочные действия органов контроля, дано определение проверки как мероприятия по контролю, установлена классификация видов проверок, определены основания и порядок их проведения, закреплены базовые правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также содержатся положения об ответственности органа государственного контроля (надзора) и должностных лиц, нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю.
Необходимо отметить, что результаты проверки, проведенной контролирующим органом с грубым нарушением Закона о государственном контроле, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании их заявления.
При этом законодателем четко определено, что относится к грубым нарушениям закона. Это — нарушение требований в части отсутствия оснований проведения плановой проверки; срока уведомления о проведении проверки; привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций; в части оснований проведения внеплановой выездной проверки; согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя; нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства; проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; в части требования документов, не относящихся к предмету проверки; превышения установленных сроков проведения проверок; непредставления акта проверки; проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок; участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Между тем законодатель предусмотрел возложение обязанностей не только на органы контроля (надзора), но и на самих субъектов предпринимательской деятельности.
Так, при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц. Индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Анастасия КАЙДОБА, помощник прокурора города, юрист 2 класса