Несмотря на экономический кризис, находкинская стивидорная компания ООО «Восточно-Уральский терминал», специализирующаяся на перевалке твердого топлива в страны АТР, продолжает успешно реализовывать поставленные задачи. За минувший год она переработала через свои производственные мощности 3 млн 700 тысяч тонн каменного угля. Это на 1,7 млн тонн больше, чем за предыдущий год. За последние четыре месяца стивидоры отгрузили на суда почти 1,4 млн тонн, что на 27 процентов выше показателей аналогичного периода прошлого года.
А по итогам 2016-го предприятие намерено выйти на рубеж уже 5 млн тонн. Планка высокая, но от взятых на себя обязательств стивидоры отступать не собираются. За счет чего трудовому коллективу угольного порта в это непростое время из года в год удается стабильно наращивать объемы перевалки? На этот и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора ООО «ВУТ» Сергея ВОСТРИКОВА.
Первое и самое главное — за счет долгосрочных контрактов с нашими партнерами, благодаря чему осуществляются стабильные поставки угля в порт. Кроме того, регулярно проводим техническое перевооружение терминала, приобретая современное технологическое оборудование и перегрузочную спецтехнику. Таким образом из производственного процесса постоянно вытесняются малоэффективные погрузчики и грейферы. За последнее время ввели в эсплуатацию несколько современных фронтальных погрузчиков компании Liebherr с объемом ковша десять кубометров. Это машины австрийской сборки с японскими автошинами, адаптированные к нашим погодным условиям. Техника, хочу сказать, легко осваивается, очень удобная в управлении и комфортная: с печкой, кондиционером, огнестойкими шумо- и пылезащитными стеклами в 2,5 см.
Такой мощной и современной спецтехники пока нет ни у одного угольного терминала не только Находки, но и Дальнего Востока. Каждая из этих машин вполне заменяет два прежних погрузчика с емкостью ковша в три или четыре с половиной кубометра. Кроме того, приобрели небольшой маневровый погрузчик фирмы Case для уборки и зачистки угля в труднодоступных местах терминала, дополнительное технологическое оборудование для выгрузки в зимнее время смерзшегося угля. Учредители компании намерены и впредь вкладывать средства в реальную экономику, постепенно выводя терминал на передовые рубежи мировых стандартов.
Наряду с техническим перевооружением продолжаем уделять повышенное внимание реконструкции терминала, постоянно улучшая его пропускные способности. Вводится в эксплуатацию второй фронт выгрузки вагонов, что позволит увеличить объемы на 50-60 %. Подходят к завершению ремонтно-восстановительные работы на конвейерной линии и железнодорожных путях, устанавливаются дополнительные бункеры и магнитные сепараторы. Именно в этом мы видим залог успеха. Такая политика в целом позволяет терминалу каждый год работать с приростом объемов производства. К примеру, если в первый год деятельности мы перегрузили 380 тысяч тонн угля, то в следующем, 2013 году вышли на результат 1 млн тонн, в 2014-м сделали 2 млн, а по итогам прошлого года перевалили уже 3,7 млн тонн. В нынешнем ставим для себя планку в пять миллионов тонн. И эти показатели вполне достижимы. С приростом объемов производства намерены работать и в последующие годы.
Куда направляются основные потоки угля?
— В страны Юго-Восточной Азии. Прежде всего это порты Южной Кореи. Она потребляет примерно 40 % наших объемов, Япония — 30 %, Китай — 20 %, остальные 10 % поставляются в Индонезию и Филиппины. Китай традиционно импортирует очень много угля. И не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и перепродажи его в другие страны. В целом же потребности стран Азиатско-Тихоокеанского региона в твердом топливе из года в год только растут.
Почему это происходит?
Во многих странах АТР за последние годы произошел значительный рост в объемах производства металлургической промышленности, где в технологических целях используется в основном твердое топливо. Другая причина — марки каменного угля, которые экспортируются через наш терминал, считаются конкурентоспособными на мировом рынке. Не только по своим энергетическим параметрам, но и качеству, к которому наши партнеры, особенно японцы, предъявляют сегодня очень высокие требования. По их системе стандартов импортируемый уголь должен быть не только высокоэнергетических марок и соответствовать оговоренной контрактом фракции, но и без посторонних примесей и предметов.
А он из российских разрезов приходит зачастую «грязным», с кусками проволоки, гвоздями, камнями, а порой даже ломами, кувалдами… Поэтому на терминале организовано несколько степеней очистки. Прежде всего, стопроцентная механическая очистка и магнитная сепарация всего груза. Недавно еще увеличили мощность магнитных сепараторов и уменьшили размер скрининговых решеток. Высокое качество угля — одно из главных условий контракта, и наша компания старается безукоризненно выполнять эти требования.
Сергей Михайлович, недавно Вы вернулись из Москвы, где принимали участие в работе 21-й Международной выставки транспортно-логистических услуг. Насколько плодотворной она была для вашей компании?
Чем важны такие выставки? Мы встречаемся с коллегами, обмениваемся опытом, заключаем новые контракты на поставку современной специализированной перегрузочной техники, на оказание стивидорных услуг. Так, на прошлогодней выставке нами был заключен договор на поставку четырех погрузчиков австрийской компании Liebherr и шведской фирмы Volvo, пополнение парка которыми уже дало свои положительные результаты. На этой выставке мною подписаны новые контракты на перевалку дополнительных объемов угля в страны АТР. От компаний-партнеров поступил ряд предложений на поставку новых фронтальных погрузчиков, судопогрузочных машин, другой вспомогательной техники и технологического оборудования. Многие из этих предложений оказались весьма интересными для нашей компании.
В последнее время хорошие отношения складываются как с контрагентами по поставкам угля в порт, так и с железнодорожниками, четко выполняющими свои обязательства по предоставлению подвижного состава. Без таких слаженных отношений мы не смогли бы достичь тех результатов производства, которые имеем на сегодняшний день. Немалая заслуга в этом отводится как раз транспортно-логистическим выставкам.
К этому мероприятию серьезно готовились и мы. Оформили и привезли в Москву стенд о деятельности компании, который, на мой взгляд, оказался одним из самых привлекательных и интересных, потому что около него всегда было много людей. Результатами деятельности терминала интересовались бизнесмены, школьники, студенты институтов… Сюжет для своей программы сделало о нас студенческогое телевидение Московского автодорожного института. Ребята задавали очень много вопросов, причем непростых. Прежде всего их интесовали объемы перевалки угля на предприятии, основные направления грузопотоков, инвестиции в реальную экономику, сотрудничество с азиатскими и европейскими партнерами, стабильность и прочность компании, социальная защищенность работников и многое другое.
Как выстраивается в компании кадровая политика?
За годы работы сформирована достаточно крепкая и работоспособная команда профессионалов и единомышленников. К примеру, докеры-механизаторы постоянно повышают свое профессиональное мастерство, благодаря чему абсолютное большинство из них трудится на всех видах спецтехники. Умение грамотно вести выгрузку позволяет работать с минимальными повреждениями железнодорожных вагонов. Учеба персонала в УПК «Восточный», а также в специализированном вузе поощряется администрацией. Люди имеют все социальные гарантии, стабильную и достойную зарплату, которая постоянно индексируется. Сегодня у нас работает 200 человек и 20 сотрудников трудятся в нашем московском филиале.
Недавно при компании создали новый учебный класс по охране труда, где наши работники проходят инструктажи, дополнительное обучение и курсы повышения квалификации. С ростом объемов перевалки чуть увеличили штат сотрудников. Поскольку своих помещений уже не хватает, новый класс, отдел кадров и бухгалтерию переселили в арендованные и просторные кабинеты ООО «СВТ». Теперь всем, кто приходит к нам устраиваться на работу, стало проще попасть в отдел кадров, получить информацию по трудоустройству или подать документы, потому что не нужно оформлять пропуск на режимную территорию.
Стараемся стимулировать работу наших сотрудников не только материально, но и морально. Так, по результатам работы в прошлом году были названы лучшие из лучших, фотографии которых крупным планом помещены на ежегодном настенном календаре компании. В качестве новогоднего подарка они были вручены каждому сотруднику терминала. При подведении итогов за минувший год все работники получили премию, а лидерам была выдана дополнительная премия в размере месячного заработка.
Что сделано за последнее время в плане улучшения экологической обстановки на терминале?
— В дополнение к имеющемуся специальному оборудованию для пылеподавления, по предложению нашего инженера-эколога приобретена современная поливомоечная машина для пылеподавления в летнее время, что позволит значительно улучшить экологическое состояние на территории предприятия. Восточно-Уральский терминал — пока единственный из угольных терминалов российского Дальнего Востока, который по-прежнему применяет закрытый способ перевалки. В его крытых складах постоянно хранится от 160 до 200 тысяч тонн твердого топлива, что не позволяет ветру разносить угольную пыль по нашей территории и промзоне Восточного порта. На открытых площадках содержатся только те партии угля, которые готовятся к погрузке на судно.
Записал Владимир ПАНТЮХОВ.