СПЕЦМОРНЕФТЕПОРТ «Козьмино» досрочно выполнил годовые плановые обязательства по отгрузке, перевалив через свои мощности на 25 декабря 15 млн тонн нефти в страны АТР. Юбилейная партия была отгружена на танкер Paramount Hamilton в Японию. Этому событию на днях была посвящена пресс-конференция руководства предприятия.
Все флаги – в гости к нам
— Ровно год назад 28 декабря в торжественной обстановке главой правительства России Владимиром Путиным был дан старт отгрузке первого танкера у причала спецморнефтепорта. Танкер взял на борт 100 тысяч тонн нефти с Талаканского месторождения «Сургутнефтегаза» и отправился в АТР. Сегодня мы получаем нефть марки ВСТО уже из нескольких месторождений Западной Сибири. За первый год работы порта нами отгружено на экспорт 150 танкеров грузоподъёмностью 100 тысяч тонн. В оставшиеся шесть дней года погрузили ещё три танкера, таким образом, вышли на показатель 15,3 млн тонн. Прошедшие двенадцать месяцев показали, что спецморнефтепорт может функционировать чётко по графику. Уверены, не менее 15 млн тонн сможем переработать и в нынешнем году, — сказал генеральный директор ООО «Спецморнефтепорт «Козьмино» Борис Мельников.
Объёмы отгрузки в течение года увеличивались постепенно: в январе было обработано девять танкеров, к концу третьего квартала их количество возросло до 14 в месяц. А это более 310 железнодорожных составов, или около 22 вагона-цистерн с нефтью ВСТО.
— География экспорта не была постоянной. Изначально среди стран АТР лидировала Южная Корея. Япония, наоборот, в первом полугодии как бы присматривалась к нашему предприятию, качеству нефти, срокам погрузки… Возможно, какую-то роль на этом этапе сыграл и курильский вопрос. А вот со второго полугодия Страна восходящего солнца стала стремительно наращивать обороты. В итоге на её долю в минувшем году пришлось 30 процентов экспортной нефти, Южной Кореи – 29%, США – 16%, Таиланда –11%, Китая – 8%, Филиппин – 3%, Сингапура – 2% и Тайваня – 1%. Больше всего судозаходов (35, или 23%) было под флагом Сингапура. В целом же заходили в порт суда под флагами 15 стран. А вот под флагом России в Козьмино не побывало ни одного танкера. «Московский университет», работающий под флагом Панамы, загрузился здесь несколько раз, а после нападения на него в море пиратов больше не приходил,- рассказал заместитель генерального директора по товарно-транспортным операциям Сергей Долгих.
Напомним, Козьмино — конечная точка уникальной трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» протяжённостью около пяти тысяч километров. Первая очередь Тайшет-Сковородино – более 2,5 тысячи км. Она проходит через Усть-Илимское водохранилище, а также многоводные реки — Ангара, Лена, Алдан, пролегает через Иркутскую и Амурскую области, Республику САХА (Якутия). Труба преодолевает скальные грунты и вечную мерзлоту, практически каждый десятый километр – болота и поймы рек. От Тайшета до Сковородино нефть поступает по трубопроводу, а затем доставляется до Козьмино по Дальневосточной железной дороге. Протяжённость последнего участка – более двух тысяч километров. В настоящее время от Сковородино до Козьмино строится нефтепровод и работы, надо сказать, идут с опережением графика. Примерно к концу 2014 года строители намерены завершить эту нитку и ввести в строй.
Наращивание объёмов будет происходить планомерно. Для этого в прошлом году здесь прошла масштабная модернизация. На нефтебазе построены и введены в эксплуатацию осенью прошлого года три резервуара ёмкостью по 50 тысяч тонн каждый. Они предназначены для дополнительного хранения нефти и позволяют формировать товарные партии для погрузки двух танкеров.
Наравне с этим на береговых и причальных сооружениях ведётся строительство дополнительных узлов учёта. На площадке приёма нефти построены резервуары для аварийного сброса нефти и противопожарного запаса воды. Строятся пункт приёма нефти с системой безопасности и диагностическим оборудованием, здание химико-аналитической лаборатории, помещение для стоянки спецтехники. Планируется возведение «зеркального», то есть с обратной стороны бухты, причала, благодаря чему под погрузку одновременно может вставать уже два танкера 100-тысячника.
К концу 2012 года предприятие намерено выйти на рубеж 30 млн тонн нефти в год. А после завершения строительства нефтепровода ВСТО-2 Сковородино-Козьмино и увеличения длины причала для одновременной постановки под погрузку трёх танкеров и к 2015 году готовы покорить новые вершины — 50 млн тонн нефти в год.
Безопасность – прежде всего
Важнейшая задача — повышение эксплуатационной надёжности и системы безопасности. Проектом обеспечены прогрессивные технические решения по предупреждению возможных аварий, комплексная трёхуровневая диагностика нефтепроводов от камер пуска до приёма. Предусмотрена автоматизированная следящая система заполнения танкеров нефтью с функцией аварийного прекращения налива.
Высокой степенью автоматики также оборудованы железнодорожные эстакады и другие узлы. Кроме того, при загрузке танкера нефтью выставляются боновые заграждения по периметру на расстоянии 30 метров от судна, защищающие акваторию от вероятного распространения нефтяного пятна.
Создано специализированное аварийное подразделение, оснащённое современным оборудованием – камерами по сбору нефтяной плёнки и ликвидации последствий аварий как на водной поверхности, так и на суше. В Большом Камне специально для Козьмино уже строятся два катера-нефтемусоросборщика, а пока заключён договор с Росморпортом по аренде у них аналогичных плавсредств. Внедрена система управления движением судов (СУДС), позволяющая отслеживать движение танкера с точностью до десяти метров. По словам Бориса Мельникова, головная компания «Транснефть» постоянно и много работает над уменьшением риска возникновения аварийных ситуаций, хотя они и так маловероятны, потому что нефтепорт оснащён современным оборудованием с высокой степенью защиты.
В прошлом году в СМНП «Козьмино» была внедрена система экологического менеджмента, а в конце сентября успешно проведён её сертификационный аудит на соответствие стандарту ISO 14001:2004 и предварительный аудит системы менеджмента охраны труда на соответствие стандарту BS OHSAS 18001:2008.
Гидробионты – эксперты чистоты
И ещё одно интересное и немаловажное событие в области экологии произошло в конце октября прошлого года. С целью мониторинга среды обитания в бухте Козьмина были высажены в акватории у причала порта десять тысяч особей гребешка приморского. План мероприятий по созданию опытного полигона-фермы по выращиванию морских гидробионтов утверждён президентом головной компании ОАО «АК «Транснефть» Николаем Токаревым и согласуется с принципами Экологической стратегии компании на 2010-2017 годы. Эти мероприятия были выполнены не без помощи дальневосточных учёных. Все особи гребешка высажены в садки.
— Морские обитатели – как эксперты чистоты акватории, — рассказывает начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования ООО «Спецморнефтепорт «Козьмино» Наталья Выходцева. – Нефтепродукты содержат в себе лёгкие и тяжёлые металлы. И если бухта будет существенно загрязнена ими, гидробионты начнут массово гибнуть. В октябре-декабре мы проанализировали 120 проб морской воды и донного ила, взятых, на наш взгляд, из наиболее загрязнённых участков, проверили 110 особей гребешка на предмет содержания в них нефтепродуктов. Что показал анализ? Гребешок размножается и развивается, следов нефти в нём нет. Кроме того, мы получили специальные отчёты об аналогичном исследовании гребешка в ТИБОХе и ТИНРО-Центре, которые также имеют положительные заключения. Подобные мероприятия нами запланированы и на нынешний год. Что ещё хотелось отметить. При обследовании бухты Козьмина оказалось, что кроме гребешка в акватории обитают осьминог, краб, пять видов морских звёзд, а также гидробионты — трепанг, серый морской ёж и мидия, немало разных видов рыб, к мысу Крылова не раз подходили белухи. На сегодняшний день это лучшее подтверждение экологической безопасности при грузовых операциях налива нефти в танкеры в бухте Козьмина.
Всё для человека
Обеспечение охраны и безопасности труда – один из важнейших моментов в деятельности спецморнефтепорта. Регулярно проводятся аттестации рабочих мест, информирование работников о существующих рисках ущерба здоровью, мерах по защите от воздействия вредных факторов, постоянное обучение методам и приёмам по охране труда, проверка знаний специалистов. Работает здравпункт, открыто несколько столовых.
Одно из социальных преимуществ – люди обеспечены полным пакетом социальных гарантий, а также достойной и своевременной заработной платой, которая составляет от 35 до 50 тысяч рублей в месяц. Сегодня на предприятии занято более 850 человек. За минувший год оно перечислило в виде налогов более 1,5 млрд рублей, из них 270 млн — в бюджет Находки. За счёт собственных средств планируется асфальтирование участка дороги от порта Восточного до спецморнефтепорта.
В начале октября прошлого года в посёлке Первостроителей менее чем за год был возведён и сдан в эксплуатацию малоэтажный жилой комплекс – четыре трёхэтажных многоквартирных дома на 144 квартиры и один блокированный дом с десятью двухуровневыми квартирами. Это почти 12 тысяч квадратных метров общей площади. Примерно 90 % жилья уже заселено, оставшиеся десять процентов будут распределены в январе. Построены четыре детские площадки с покрытием из резиновой крошки, современная площадка с теннисными и баскетбольными кортами, двумя автопарковками на сто автомашин каждая. Жилищная политика является неотъемлемой частью кадровой политики предприятия в части привлечения и закрепления за компанией квалифицированных инженерно-технических работников, руководителей линейных подразделений, рабочих дефицитных профессий, молодых специалистов, в том числе из других регионов.
Сооружение трубопроводной системы ВСТО – колоссальный проект, которому нет равных в мире. Его роль в развитии Восточной Сибири и Приморья невозможно переоценить. Несомненно, он даст мощный толчок в освоении новых высокоперспективных месторождений нефти. В России это пока единственное предприятие такой направленности, которое специализируется на перевалке нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. По словам Бориса Мельникова, в январе планируется перевалить 1,2 млн тонн, в феврале — на сто тонн меньше, а с марта ежемесячно здесь будет обслуживаться по 13 танкеров-стотысячников.
Владимир ПАНТЮХОВ На снимках: танкер «Сингапур Ривер» под погрузкой; контроль за перекачкой нефти. Фото автора