«Коренные народности Амура и их культура
имеют глубокие исторические корни на своей земле.
Они являются наследниками созданной их предками
оригинальной и по-своему высокой
в тех конкретных исторических условиях
художественной культуры…»
А.П. Окладников
Для находкинской общественной молодёжной организации «КЛИО», которая реализует многие творческие проекты на образовательной площадке «Палеодеревня», давно стало традицией обращение к культуре малых народов, населяющих территорию Дальнего Востока.
В этом году мастерица этого объединения Тамара АЛТУХОВА подарила ребятам и взрослым новый мастер-класс по изображению этнических орнаментов на ракушках, который расширяет знания о культуре и религии коренных народов Приморья и Приамурья.
Школьники Находки, Фокино и сёл Партизанского района, принявшие участие в мастер-классе по изготовлению амулета, с удовольствием слушали, какое место в жизни удэгейцев, нанайцев, орочей занимало искусство украшения бытовых вещей и какое они имели представление о мире. Замысловатые орнаменты таят древнюю мудрость, символику и магический смысл. Чуть-чуть суровые и таинственные, они отображают мир их создателей действительный и воображаемый. В причудливых завитках узоров можно угадать стилизованные изображения зверей, рыб, птиц, змей, драконов, деревьев, цветов. Если быть достаточно внимательным, то любопытному зрителю покажут свои личины обитатели тайги: быстроногий олень, царь зверей — тигр или не уступающий ему в силе медведь. Проникнувшись историей создания орнаментов, ребята приступали к практической части урока – изображали разноцветными красками образы таёжных жителей, но были и те, кто давал волю фантазии, рисуя на собственных амулетах образы, навеянные магией площадки «Палеодеревня».
По мнению участников новой этнической программы, уроки по изготовлению амулета были очень оригинальными и оставили самые яркие эмоции. Это и неудивительно, ведь Тамара Александровна – педагог со стажем. Около десяти лет она преподавала высшую математику в учебных заведениях г. Находки, всё это время увлекаясь рисованием и вязанием. В итоге увлечение и любовь к детям переросли в создание творческих уроков и программ, над которыми Тамара долго работает, кропотливо, логично выстраивая канву будущего мастер-класса.
— Урок по изготовлению амулета с прорисовкой орнамента малых народов – один из самых любимых, — рассказывает моя собеседница. — Я с удовольствием окунулась в мир культуры аборигенов Приморья и Приамурья, в этом мне помогли книги по краеведению из библиотеки-музея на Сенявина, 14, и материалы из Интернета. Прочитанные удэгейские сказки тронули моё сердце. Предметы быта, игрушки, одежда на фотографиях завораживали. Это моё настроение и передалось ученикам. Амулет они изготовили сами, что очень важно, ведь заряженный смелыми мыслями кулон будет служить им много лет, и главное — в это верить!
На мастер-классе я услышал легенду о мальчике, которого тигр одарил удачей, и я тоже захотел стать успешным, — делится впечатлениями школьник из Находки, двенадцатилетний Никита. — Потом мы с ребятами рисовали на ракушках, я выбрал тигра – ведь это символ фортуны. Сначала было не очень понятно, что это тигр, но, когда работа завершилась, из завитков получилась красивая мордочка.
— Я узнала, как близки удэгейцы к природе, что они с ней — одно целое, — рассказывает десятилетняя Настя. — Волшебный мир зверей и птиц открыт для коренных жителей нашего края, и мне тоже захотелось видеть и слышать природу. Ещё нам рассказали, что удэгейцы изображали животных на одежде и оружии с определённой целью. Медведь означал силу, здоровье, тигр — удачу, олень — ловкость и быстроту. На своём амулете я изобразила мордочку оленя.
На образовательной площадке «Палеодеревня» сотрудники находкинской общественной молодёжной организации «КЛИО» совместно со специалистами Музейно-выставочного центра г. Находка не первый год реализуют национальные проекты и программы.
Нельзя не вспомнить этнический фестиваль «Живой источник», на котором зрители любуются красотой национальных культур народов не только России, но и Дальнего Востока. За семь лет были представлены вокально-танцевальные номера удэгейцев, нанайцев, эвенков, чукчей. Пользуются несомненным успехом уроки по технологии обработки рыбьей кожи, инструменты для которой, два вида кожемялок, были сделаны нанайскими мастерами с берегов Амура и подарены сотрудницей музея изобразительных искусств из г. Комсомольска-на-Амуре Еленой БЕРЕСНЁВОЙ. Проникнуться самобытностью культур коренных народов – задача, которая всегда находит отклик в работе местных историков и краеведов.
Народное декоративно-прикладное искусство занимает особое место в жизни и истории каждого народа. В этом искусстве с особой силой, наглядностью проявляется сущность национальной народной художественной культуры. В дальневосточных районах нашей страны живет более двух десятков малых народов, и для многих из них до сих пор основными занятиями являются охота, рыболовство и оленеводство. Ближайшие к нам коренные народы пытаются продолжать традиции своих предков, сохраняя бережное отношение к природе. Их декоративное творчество напрямую связано с трудом, оно впитало в себя образы реки, тайги и всего живого, что их окружало и окружает.
Особое место в жизни малых народов целые века занимало искусство украшения бытовых вещей, которому учились с детства. Это искусство — целый мир рукотворной красоты. От матери к дочери и от отца к сыну передавались традиции орнаментального искусства. Украшения можно найти на домашней утвари, на одежде, обуви, средствах передвижения — лодках и нартах, оружии, жилищах, на предметах культа. Все предметы, необходимые для промыслов и занятий мужчин, также украшались резным орнаментом по дереву, металлу или кости, причем мотивы узоров орнаментов никогда не повторялись на этих предметах.
Интересен тот факт, что у народов Дальнего Востока не было письменности, именно поэтому сложилась такая сложная система орнаментов – рисунков, отражающих истории конкретных племён, рассказывающих о конкретных событиях, преданиях глубокой старины, волшебных сказках и легендах. В этом отношении орнаменты малых народов схожи с иероглифической письменностью. Вчитавшись в замысловатые переплетения линий, можно понять, какую уникальную информацию они передают. Орнаменты — это история. Они могут рассказать о занятиях людей в давно прошедшие времена, поведать об их духовном мире.
Космогонические представления древних охотников и рыболовов можно увидеть в образах добрых драконов, которые жили в небе и распоряжались водой и теплом, и змей, вышитых или прорисованных в форме спирали. Дракон – символ неба, змея – символ земли, подземного царства. Культурологи здесь усмотрят связь с мифологией других восточных народов. Представляет интерес древо жизни, у подножья которого можно различить фигурки оленей-хранителей, а в кронах ветвей – птиц и змей.
Среди целого лабиринта разноцветных завитков просматриваются изображения животных, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, растений.
Нет сомнений в том, что духовное значение, которое имеет для каждого народа его национальная декоративно-орнаментальная культура, огромно. Искусство созидания воспитывает, формирует человеческую личность, а любовное и искусное выполнение предмета, вещи превращается в подлинное, большое искусство.