Известному в Находке генеалогу, специалисту в области поколенной росписи родословий, Леониду Ивановичу КАСНИЦКОМУ недавно исполнилось 77 лет.
Маститого родоведа можно по праву назвать старожилом Южного Приморья. Леонид Иванович – потомок основателей деревни Унаши (Золотая Долина) Партизанского района, в наш город он приехал в 1965 году уже будучи специалистом, инженером по обслуживанию машин и аппаратов рыбной промышленности.
Жизнь Леонида КАСНИЦКОГО, по его мнению, полна каких-то счастливых предзнаменований, удачных совпадений. Леонид Иванович объясняет любопытные стечения обстоятельств простым везением. Родился в большой крестьянской семье колхозника Ивана Герасимовича КАСНИЦКОГО. Старшие два брата смогли во время войны окончить только семь классов в селе Владимиро-Александровское (а это девять километров от дома до школы). Когда Леонид пошёл в пятый класс после окончания начальной деревенской школы, в гарнизоне местного военного аэродрома основали школу-семилетку, которую посещали дети военных лётчиков и местные ребята. А ещё через два года там же двери открыла новая десятилетка. И после её окончания, в 1956 году, амбициозные выпускники, среди которых был и Леонид, отправились покорять владивостокские вузы. Через пять лет обучения в Дальрыбвтузе вчерашний босоногий мальчишка становится инженером-механиком. В 1962 году молодого специалиста направляют на рыбокомбинат имени Ш. Г. Надибаидзе в п. Тафуин (ныне Южно-Морской).
— Сначала я работал в механическом цехе мастером, через некоторое время поставили старшим мастером, – вспоминает Леонид Иванович. – А когда главный инженер рыбокомбината организовал конструкторское бюро, мне предложили работать там инженером, составлять чертежи.
Так в 23 года молодой специалист стал старшим инженером-конструктором в управлении рыбокомбината.
Там же, на предприятии, Леонид КАСНИЦКИЙ встретил свою судьбу.
— Сижу как-то в столовой, было это в ноябре 1962 года, – рассказывает Леонид Иванович, – вдруг вижу, заходит девушка, становится в очередь. И в этот момент, как в песне поётся: «Ах, какая женщина, мне б такую», – подумал я. Уже через несколько месяцев мы поженились с моей Зоей. Впоследствии оказалось, что характеры у нас абсолютно разные, как у Пушкина в «Онегине»: «…они сошлись, вода и пламень…».
Различие в темпераментах не помешало Зое Михайловне и Леониду Ивановичу создать крепкую семью, прожить вместе 54 года, воспитать замечательного сына Эдуарда. В 1965 году молодая семья переезжает в Находку. Молодого перспективного инженера берут в рыбный порт сменным механиком. В это время, по воспоминаниям Леонида КАСНИЦКОГО, на предприятии участились случаи тяжёлых травм, и даже со смертельным исходом. Подающему надежды инженеру начальник порта Владимир Герасимович ЗВЕРЕВ предложил возглавить только что открывшийся отдел по технике безопасности.
При личном участии Леонида КАСНИЦКОГО за несколько лет было создано около 50 технологических карт, что существенно уменьшило количество случаев травматизма на предприятии. По вызову из управления «Дальрыбы» выезжал во Владивосток, принимал участие в составлении инструкций по технике безопасности проведения технологических операций в рыбных портах.
В 1971 году Леонид Иванович устроился в полиграфический цех Находкинской жестянобаночной фабрики, где проработал в общей сложности 20 лет.
С начальником цеха Александром Ивановичем ПЕТРОВЫМ осваивали производство новых видов картонных коробок, этикеток, печать на металле (литографию по жести) прогрессивным в то время методом офсетной печати. На предприятии было установлено новое оборудование и закупались новые технологии в Японии, в странах Запада в производстве банкотары для рыбных консервов, в том числе литографированной, а также полиграфической продукции.
На памяти Леонида КАСНИЦКОГО и строительство уникального нового здания жестянобаночной фабрики на мысе Астафьева годовой мощностью миллиард банкотары; и её расцвет – доведение производства до почти проектной мощности в канун развала СССР; и начало разрухи в лихие перестроечные годы. Тогда зарплату выдавали консервами и бартерными товарами из Китая.
Сегодня об этом Леонид Иванович вспоминает и с улыбкой, и в то же время с презрением за разрушительные действия ребят «в розовых штанишках», стоявших тогда во главе страны. У бывшего директора ЖБФ ШУМЕЙКО Николая Прохоровича, узнавшего о разрушении его детища – новой фабрики, сердце не выдержало, ушёл в мир иной.
Тогда, в 1990-е годы, накопленный за тридцатилетие семейный капитал за один-два года обесценился со стоимости добротного дома до цены нескольких фундаментных блоков. В тяжёлое для семьи время помог любимый сын, совместно с ним КАСНИЦКИЕ начали строительство дома в районе рыбного порта. И тут пришлось вчерашнему инженеру освоить профессии дизайнера и строителя, электрика и слесаря.
Увлечение садоводством и цветоводством воплотилось в строго распланированном участке, где соседствуют персики и черешня, слива и малина, два сорта винограда, низкорослые ирисы и клематисы, нарциссы и тюльпаны. Украшение сада – просторная беседка, увитая лианами лимонника и актинидии.
— Цветами и деревьями сада в нашей семье занимаюсь я, а Зоя Михайловна всегда занималась огородом, у неё это отлично получалось, – поясняет глава семейства.
Второе увлечение, которое впоследствии стало смыслом жизни, началось для Леонида КАСНИЦКОГО неожиданно. В 1984 году в селе Золотая Долина умирает его отец, в организации похорон которого активное участие принял Леонид.
— Я дал телеграммы родственникам, а моя двоюродная сестра помогала всех оповещать, – вспоминает Леонид Иванович, – на похороны собралось огромное количество родных, и я понял, насколько богата наша родословная.
В тот же вечер начинающий генеалог опросил гостей и начал делать наброски родословного древа – в схемах, так как всю жизнь привык работать с чертежами. Дело продвигалось медленно, пока не освоил компьютерную грамоту. Помог в этом заботливый сын.
Далее составление родословных схем пошло быстрее, собранная информация о носителях фамилии КАСНИЦКИЕ заносилась в электронные файлы, одновременно с этим Леонид Иванович наполнял папки по родословию документами, воспоминаниями, фотографиями. Таким образом, к открытию клуба «Находкинский родовед», в 2007 году, генеалог имел уже внушительный багаж знаний как в области собственного родословия, так и по истории переселения крестьян в Южное Приморье в конце XIX века.
Создание общественного объединения клуба «Находкинский родовед» послужило новым толчком для продолжения исследований – Леонид КАСНИЦКИЙ перечитал огромное количество специализированной литературы, подготовил выступления для первых занятий в клубе. Восемь лет исполнял обязанности заместителя председателя объединения генеалогов-любителей Марии Антоновны ИВАНОВОЙ. Он выступал с докладами на краевых конференциях, помогал проводить патриотические мероприятия, кропотливо работал над созданием первых сборников клуба «Находкинский родовед», став их техническим редактором. Составив графическую схему и поколенную роспись родословной КАСНИЦКИХ, подарил её всем родственникам.
Исследованиям в области собственного родословия уже 33 года. И они продолжаются. Увлечение отца разделил сын Эдуард, который общается на форумах с носителями родовой фамилии, делает запросы в архивы. Гордость семьи – выдержки из ревизских сказок за 1811 и 1834 годы из исторического архива Брянска о крестьянах по д. Андреевка Суражского уезда Черниговской губернии помещицы девицы Анастасии Андреевны КУЛЯБКО-КОРЕЦКОЙ, доставшихся ей в наследство после смерти отца капитана и кавалера Андрея Григорьевича КУЛЯБКО-КОРЕЦКОГО.
Новые сведения помогли продвинуться в исследованиях, добавив в родословное древо КАСНИЦКИХ ещё два поколения. Теперь полная схема насчитывает порядка 12-13 поколений. Выяснилось также, что пращур, будучи беглым крестьянином, изменил фамилию КРАСНИЦКИЙ на КАСНИЦКИЙ. Новая информация о предке – носителе фамилии заставила Леонида Ивановича переосмыслить свои корни, так как всегда считал, что он – потомок выходцев из Польши, а теперь ситуация изменилась, ведь фамилия КРАСНИЦКИЙ создана по законам русского языка.
Но и к этому факту генеалог относится философски, не изменяя своему флегматичному темпераменту. Теперь надо признать, что роды КАСНИЦКИХ и КРАСНИЦКИХ являются родственными. Исследования генеалог продолжит по метрическим книгам и ревизским сказкам начала XVIII и конца XVII веков в архиве Брянской области.
Леонид Иванович КАСНИЦКИЙ – яркий пример мужчины советской эпохи. Это неутомимый труженик – ветеран труда, активный общественник, талантливый педагог, заботливый отец. В свои 77 лет он остаётся верен своим жизненным принципам, считая, что трудолюбие и ответственность, скромность и верность – вот черты, которые украшают настоящего мужчину.