История появления на берегах бухты Находка населённого пункта с одноимённым названием, несмотря на солидный возраст, до сих пор будоражит умы местных исследователей и просто неравнодушных людей, споры и разногласия о дате основания и появления названия в официальных документах.
Для начала необходимо разобраться в административном хитросплетении, которое и определяет статус того или иного населённого пункта. Эти определения выработаны годами и их неукоснительно придерживались в тот период.
Село – это населённый пункт, в котором жители традиционно занимаются сельскохозяйственной деятельностью. В селе в отличие от деревни обязательно должна была быть церковь. У села нет никакой перспективы стать городом. Посёлок же не зависит от сельского хозяйства, хотя жителям не возбраняется им заниматься. Посёлки не имеют своего административного центра и приписываются к сельсовету ближайшего села. Как только посёлок обзаводится своим административным центром, он становится городом.
Вот почему, когда в августе 1864 года в гавань Находку из Николаевска-на-Амуре прибыло 9 семей и семь холостяков, те из них, кто не собирался работать на земле, обосновались у военного поста в районе современных улиц Луначарского – Владивостокской, видимо, заранее настроившись заниматься рыболовством, ремесленным делом и даже охотой. Единственное, на что необходимо обратить внимание, среди них не было и не могло быть бывших каторжан, отбывших срок на угольных копях в долине реки Александровки на Сахалине. Дело в том, что сахалинская каторга была официально основана в апреле 1869 года Указом Императора Александра II. О том, что новое поселение будет иметь статус посёлка, можно убедиться в обращении его жителей к военным властям спустя некоторое время. В сохранившемся письме начертано: «Покорнейше просим дать нам с помещеванию провианта, хотя бы пудов 100 известным вам в Находке крестьянам. Совершенно в посёлке исть нечего. Этот провиант обратится к вам назад, когда судно подойдёт. Староста: Константин КОБЫЛИН и ещё четыре подписи».
История всех городов и населённых пунктов начинается с их основания, с момента появления на их территории первых людей и до окончания непрерывного проживания. В отдельных случаях историю населённых пунктов ведут с момента их первого упоминания в письменных источниках. Других способов передачи достоверной информации в то время не было. Именно таким положением пользовались не только государевы службы, но и историки в России в XVIII – XIX веках. Возьмите полное собрание сочинений В.О. КЛЮЧЕВСКОГО «Курс русской истории» и убедитесь в подобном трактовании. Этим же постулатам строго следовал А.Л. МЯСНИКОВ в «Исторической летописи России», Н.М. КАРАМЗИН, А.Ф. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ и другие историки. Так что оспаривать роль вновь образованного поселения (август 1864 г.) в основании Находки просто некорректно. В связи с этим придётся отказаться от высказывания, что прародителем города Находка стала деревня Американка. Так что есть все основания считать в этой роли Находку. Все остальные трактования будут считаться просто некорректными.
После того, как закрылась финская фактория и её обитатели разъехались в поисках лучшей доли, а военно-гидрографический пост обосновался на мысе Астафьева, жители начали покидать обжитую территорию и стали перебираться в более престижное место, которым оказалась территория от береговой черты вверх по нынешней Центральной площади. Сохранившиеся документы позволяют сделать выводы, что всё было именно так. В плане Приморской области Южно-Уссурийского округа на участок под названием «Дача Находка», отведённый предписанием Приморской областной чертёжной комиссии от 29 апреля 1895 года во владение владивостокскому купцу Отто Васильевичу ЛИНДГОЛЬМУ, отмечено, что «…межевание проведено в том же году 25 и 26 июля младшим землемером БОЛГОВЫМ… Участок, общей площадью 28 десятин 650 квадратных сажен состоит в основном из лиственного дровяного леса с кустарником…». На подлиннике существует надпись: «Военный губернатор, генерал-лейтенант УНТЕРБЕРГЕР» и подписи. В пояснительной записке сделана сноска, что участок купца О.В. ЛИНДГОЛЬМА одной стороной примыкает к хозяйственным, жилым и служебным постройкам военного поста, обнесённым изгородью из плетёного ивняка… Сведения о том, что военно-гидрографический пост в 90-е годы XIX столетия сменил свою дислокацию на мыс Астафьева, можно найти в монографии «Исторические аспекты становления г. Находка как транспортного мегаполиса» доктора географических наук, профессора Находкинского филиала Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Юрия Анатольевича НАУМОВА.
До 1932 г. Находка входила в состав Сучанского района, в ней насчитывалось около 50 дворов. Жители занимались в основном подсобным хозяйством. Единственная улица – Деловая (!), спускалась к устью реки Каменки, переходя в грунтовую дорогу, ведущую к Сучанскому руднику.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 января 1934 года «Об устройстве населённых мест РСФСР» и последовавшим за этим постановлением Далькрайисполкома Приморская область состояла из 17 районов. В приложении к постановлению определены 5 городов – Владивосток, Никольск-Уссурийск, Сучан, Иман, Спасск-Дальний, и девять посёлков, в числе которых впервые с подобным статусом официально названа Находка. Вот откуда во многих первоисточниках появилась фраза – «С середины 30-х годов в посёлке Находка…». Долгое время не удавалось найти данный документ, потому что он находился в архивах Дальневосточного крайисполкома (г. Хабаровск), а в местных органах власти по каким-то причинам был утрачен.
На 1 апреля 1940 года в состав Будённовского района входили сельские советы: Американский, Васильевский, Владимиро-Александровский, Голубовский, Душкинский, Екатериновский, Казанковский, Ливадийский, Лагонештенский, Мельниковский, Молчановский, Ново-Литовский, Павловский, Поворотненский, Русско-Перетинский, Сергеевский, Унашинский, Фроловский, Хмыловский.
16 июля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Находка отнесён к категории рабочих посёлков. Следующим Указом от этой же даты упразднён как самостоятельный населённый пункт деревня Американка, ликвидированы её органы местного самоуправления. 5 апреля 1941 года рабочий посёлок Находка выведен из состава Будённовского района и подчинён непосредственно Приморскому крайисполкому. 10 апреля 1942 года рабочий посёлок Находка вновь включается в состав Будённовского района.
В РСФСР статус населённого пункта определялся законодательством субъектов Российской Федерации регионального (областного, краевого и республиканского) и районного значения с обязательным утверждением вышестоящего административного органа. Таким образом, населённый пункт – место компактного проживания людей, предназначенное для их жизнедеятельности, имеющее сосредоточенную застройку в пределах установленных границ. В настоящее время действует Закон Приморского края «Об административно-территориальном устройстве Приморского края».
Даже небольшой экскурс в историческое прошлое территории под названием Находка позволяет с полной уверенностью утверждать, что в соответствии с основополагающими документами основателями будущего города следует считать жителей поселения у военного поста во главе со старостой Константином КОБЫЛИНЫМ с датой – август 1864 года. Теперь осталось только прояснить и подтвердить документально точную дату прибытия в гавань Находку транспорта «Гиляк», привезшего первых поселенцев. И прав краевед Леонид КАСНИЦКИЙ, настаивающий на таком подходе. Единственное, что у него не хватило аргументирующих документов, доказывающих его правоту. Совершенно не правомерно считать 18 мая 1950 года датой основания Находки, подменяя термин «Основание» фактом получения статуса города (о преобразовании рабочего посёлка в город краевого подчинения). Этот исторический факт к основанию Находки не имеет никакого отношения. К тому времени население побережья гавани Находка имело свою многолетнюю историю (военный пост, деревня Американка, посёлок Находка…). Жизнь в этом населённом пункте никогда не прерывалась. Она только до определённого времени не получала интенсивного развития, которое произошло в XX веке, после выхода Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1959 года. И здесь потребуются политическая воля и чувство ответственности органов законодательной и исполнительной властей города.
Юрий МЕРИНОВ