На Золотарях прошло открытое первенство Находкинского городского округа по мотокроссу, участие приняли 76 гонщиков из Находки, Владивостока, Уссурийска, Славянки, Спасска-Дальнего, Большого Камня, Покровки, Владимиро-Александровского и других населенных пунктов Приморья.
Это ежегодные соревнования, которые проводятся на протяжении многих лет. На треке 1,8 километра, насыщенном трамплинами и сложными поворотами, спортсмены должны были показать свою выносливость и силу.
Состязания проходили в восьми классах в зависимости от возраста участников и мощности двигателя их железных скакунов. Примерно половина из них – дети от четырех с половиной до 14 лет. Честь Находки защищали почти полтора десятка спортсменов. Так, в классе «50» (мощность двигателя 50 см3) второе место занял Артем ВАСЁВ, в классе «60» – Вадим НАУМЕНКО. Оба призера – воспитанники тренера Сергея ТУРКИНА из спортивного мотоклуба «Мотолаборатори».
Среди взрослых в классе «Профессионалы» первое место завоевал Михаил КУЗОВОВ. Среди ветеранов в возрасте от 45 лет и выше второе призовое место взял Андрей ИВАНЬКОВ. В классе «Хобби-мотолюбители» победителем стал Алексей ШВЕЦОВ. По словам организатора соревнований Степана СТЕПАНОВА, это хороший результат.
Эндуро-ралли по-русски
В Находке действуют клубы «Энергия», «Мотолаборатори», «Эворей», сильная команда эндуро. Так, находкинский 30-летний мотогонщик Роман ДАВЫДОВИЧ в числе четырех приморских спортсменов недавно принял участие в пятидневном международном экстремальном Hard-Enduro ралли Red Bull, которое проходило в Румынии. Участвовало около 400 профессиональных мотогонщиков из 49 стран. Эти гонки спортсмены прозвали самой безумной серией и самой сложной в экстремальном эндуро-ралли. Трасса пролегла через скалистые горные склоны и крутые ухабы, густые леса и болота. Спортсмены демонстрировали пик выносливости и навыков езды. Каждый день они преодолевали примерно по 100 км, находясь в пути по семь-восемь часов.
Перед стартом основной гонки проводился пролог, в котором гонщики в квалификации определяли стартовые позиции в гоночных заездах. В центре города Сибиу на асфальте были выставлены различные искусственные препятствия из бревен, больших автошин и валунов. Накануне прошел дождь, значительно усложнив трассу. Даже шипованным мотоциклам пришлось изрядно поелозить по валунам и бревнам, чтобы проскочить по ним.
После пролога соревнования переместились на гоночную трассу, где на лесистой местности мотогонщикам встречались речки, труднопроходимые болота, крутые спуски и подъемы. Тут-то и развернулись основные события. Роман ДАВЫДОВИЧ сразу же обратил на себя внимание — спортивный комментатор эндуро-ралли с восторгом кричал: «Вы только посмотрите, что делает этот русский! Один за другим с дистанции сходят участники, а он упрямо, будто железный, прет вперед, преодолевая одно препятствие за другим!». Первый день выступлений для Романа вместе с его испытанным «Кавасаки» оказался самым удачным, он пришел к финишу первым. А в целом по итогам соревнований в квалификации оказался седьмым, в финале — третьим. Таким образом, на подиуме победы за последние 16 лет впервые оказался русский спортсмен.
— Эндуро-ралли в Румынии стало для меня хорошей школой.
Оно испытало на прочность, выносливость, внимательность и профессионализм, выявило сильные и слабые стороны. В четвертый день гонок из-за электронного сбоя в оборудовании оргкомитета я несправедливо был отброшен на 21 место. В таком положении оказались и некоторые другие гонщики. Вторая неудача постигла на крутом лесистом подъеме из сыпучего песка. Набирая хорошую скорость, сделал четыре попытки, чтобы выскочить на вершину. Но в самом конце мотоциклу каждый раз не хватало мощности: он либо валился на бок, либо опрокидывался назад. За свою практику привык ко всякому, поэтому неудачи воспринял спокойно. И все же я доволен, что довелось принять участие в соревнованиях такого высокого уровня, еще раз оценить сложности маршрута, свои возможности и возможности соперников, — сказал Роман ДАВЫДОВИЧ.
Последние годы он чаще выступает в эндуро, в том числе и зимних. За 18 лет довелось принять участие в более 100 соревнований разного уровня. В наградном арсенале спортсмена кипа почетных грамот, множество медалей и кубков, которыми гордится его семья. Серьезным испытанием на прочность стали также состязания по кантри-кроссу и гонки в прологе в Москве три года назад, где собралось более 130 профессионалов, включая мастеров спорта из разных городов России. Наш гонщик в прологе занял второе призовое, а в гонках по кантри-кроссу вышел на четвертое место.
С Романом ДАВЫДОВИЧЕМ считаются, как с профессионалом. В частности, перед международными соревнованиями в Румынии Романа в числе 20 ведущих мотогонщиков мира пригласили на сборы в Испанию, где он принял участие в тестировании новых мотоциклов, приготовленных для международных гонок.
Тренировки плюс вложения
Мотогонки — один из самых сложных, серьезных и захватывающих видов спорта. Представьте картину: 30 гонщиков выстроились на старте в одну линию и таким же составом пытаются проехать первый поворот в четыре-пять метров шириной. А когда, преодолевая трамплин, мотоциклы прыгают, будто мячики?.. Это очень опасный спорт. Если кто-то упал на ходу, массу мотоциклистов не остановишь вмиг, они мчатся по инерции на скорости 110-120 км/час, могут проехать и по мотоциклу, и по человеку. Я за 21 год занятий мотоспортом травмирован несколько раз.
Чтобы достичь результатов, нужно тренироваться ежедневно, каждую неделю участвовать в соревнованиях. Если тренировки сводятся к одному-двум разам в неделю, ты практически стоишь на месте. Заниматься мотоспортом могут все, начиная с четырех лет. Главное — иметь мотоцикл, защитные средства и желание. За три года можно вырасти от новичка до опытного гонщика, — рассказал ветеран мотоспорта Вадим КИРПУН.
К сожалению, мотоспорт сегодня стал для многих недосягаемым. В прежние годы в Находке были мотоклуб «Олимп» и сильная команда мотогонщиков, имеющая полный комплект по всем возрастным классам. Благодаря спонсорской поддержке жестянобаночной фабрики, ЗЖБК, Приморского судоремзавода и ДОСААФ здесь постоянно обновлялась материально-техническая база. Ветераны с благодарностью вспоминают, как лет 15-20 назад находкинский бизнесмен Роман КУЗОВОВ регулярно покупал новые мотоциклы и снаряжение для гонщиков, были сильные тренеры, а наша команда находилась на хорошем счету в крае.
Таких условий сегодня у наших мотогонщиков нет. Но этот спорт не умирает. В среднем в год в Приморском крае, начиная с мая по октябрь, проводится 15 мотогонок. И в каждой из них, по словам Степана СТЕПАНОВА, участвуют находкинцы. У кого есть возможность, соревнуются на региональных и всероссийских мотогонках. Так, в первое воскресенье сентября пройдет чемпионат Приморского края в Уссурийске. И снова честь Находки будут защищать юниоры Артем ВАСЁВ, Степан ТЮФТИН, Вадим НАУМЕНКО; из взрослых — кандидат в мастера спорта Михаил КУЗОВОВ, Степан СТЕПАНОВ; из ветеранов — Андрей ИВАНЬКОВ, Артур САЛАХУТДИНОВ; из любителей — Алексей ШВЕЦОВ и Владимир МОСКВИЧЕВ. Самому маленькому находкинцу в этой команде — Егору ШВЕЦОВУ — четыре с половиной года.
Это один из самых дорогих видов спорта. К примеру, мотоцикл в Японии стоит порядка 10 тысяч долларов, в пересчете на рубли — 600 тысяч. А еще нужно около трех тысяч долларов, чтобы заплатить пошлину. Гоночные мотоциклы изнашиваются очень быстро. Два-три года — и нужно менять на новый. Кто много тренируется, железного коня не хватает и на год. Если не обновить вовремя, где-нибудь на трассе рассыплется. Обязательны и защитные средства. К примеру, наколенники стоят тысячу долларов, шлем и сапоги — по 500 долларов, нужен панцирь на грудь. Колесо рассчитано на одни соревнования и тренировку. Потом оно уже негодно. А бензин, масло, цепь… Для участия в соревнованиях нужно внести вступительный взнос, из которого формируется призовой фонд, — сказал Вадим КИРПУН.
Находкинские мотогонщики всерьез обеспокоены судьбой гоночной трассы на Золотарях, которая много лет служила треком не только для городских и краевых соревнований, но и местом для тренировок. Сегодня этот участок подпадает под жилую застройку. Но Степан СТЕПАНОВ заверяет, что гонщики без трассы не останутся. В районе Екатериновки уже подобрано подходящее место, где спортивный клуб «Мотолаборатори» намерен построить новую трассу в течение двух лет.
— Почему в Находке не создана федерация мотоспорта? — такой вопрос «НР» адресовал начальнику отдела по физкультуре и спорту администрации города Сергею ЛЫСЕНКО.
— Инициатива должна исходить от мотогонщиков. Мы будем только приветствовать, если мотогонщики примут решение создать свою федерацию. Ее отсутствие не мешает нам помогать спортсменам. Они могут проводить соревнования под флагом города, мы по возможности помогаем им наградной атрибутикой, выделяем автомобиль скорой помощи на время гонок, предоставляем информационную поддержку, — сообщил руководитель отдела.