На строящейся Третьей очереди АО «Восточный Порт» готовятся к долгожданному событию - открытию самого современного терминала по переработке угля.
Пока на новом терминале по переработке угля, первом, построенном после поручения президента России Владимира ПУТИНА о создании портовых мощностей на Дальнем Востоке, вовсю кипит работа. С вводом в эксплуатацию объектов Третьей очереди грузооборот АО «Восточный Порт» вырастет до 39 млн тонн угля в 2019 году.
На завершающем этапе специалисты приступили к приему спецтехники малой механизации и монтажу поступившего в полном объеме оборудования, предназначенного для работы в двух крытых тандемных вагоноопрокидывателях для постановки груженых составов с углем в здание вагоноопрокидывателей. Стивидорная компания получила четыре электротолкателя, созданные на базе электровоза ТЭМ на основе рекомендаций специалистов ООО «Управляющая портовая компания» и эксплуатационной службы АО «Восточный Порт». Мощности одного электротолкателя обеспечивают передвижение более 20 груженых вагонов одновременно. Крытые тандемные вагоноопрокидыватели рассчитаны на одновременную разгрузку в течение трех минут четырех вагонов общей грузоподъемностью более 300 тонн угля.
— Для «Восточного Порта» реализация мероприятий экологической направленности — планомерная и системная работа, которую мы ведем уже много лет. Строящийся терминал – зеркальное отражение действующего угольного комплекса. Все меры, которые уже внедрены на действующем угольном комплексе, будут использоваться и на новом. Только речь идет о технике и технологиях нового поколения, созданного и модернизированного с учетом мнения специалистов ООО «Управляющая портовая компания» и АО «Восточный Порт», — отмечает начальник отдела экологии АО «Восточный Порт» Виктория АРСЕНТЬЕВА.
Электротолкатели, созданные для работы на Третьей очереди, не имеют прямых аналогов в других угольных портах. Они питаются от электрических линий и обеспечивают автономную работу комплекса крытых вагоноопрокидывателей без использования услуг железнодорожной станции. Четыре толкателя рассчитаны на бесперебойную постановку груженых вагонов в здание вагоноопрокидывателей, — рассказал главный инженер АО «Восточный Порт» Евгений АРЕХТА.
Губернатор Приморья Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ, посетивший порт в рамках рабочей поездки в Находку, отметил уникальность оборудования, которое позволяет наращивать объемы перевалки и одновременно минимизировать воздействие порта на окружающую среду. «Восточный Порт» является единственным специализированным терминалом в крае с закрытой перевалкой угля. Губернатору продемонстрировали работу высокотехнологичного оборудования по всему пути следования угля по территории терминала – от момента поступления вагонов с углем до попадания угольной продукции в трюм сухогрузов.
На причалах Третьей очереди этот принцип разгрузкипогрузки сыпучего груза сохраняется в полном объеме в целях максимальной эффективности перевалки и предотвращения воздействия на окружающую среду. Перед разгрузкой вагоны с углем попадают в крытые ветрозащитные сооружения протяженностью 600 метров, которые защищают уголь от выдувания при сильном ветре.
Закрытые вагоноопрокидыватели оборудованы мощной циклонной системой аспирации воздуха и системой пылеподавления «сухой туман», которая предотвращает попадание пыли в воздух. Еще одна особенность перевалки груза в порту — уголь по подземным галереям и крытым конвейерным линиям поступает на склад, оттуда, после формирования судовой партии, — на судно. Для этого используются судопогрузочные машины высотой с многоэтажный дом. Уникальность такой техники в том, что она опускается непосредственно в трюмы сухогрузов, что исключает попадание угля и угольной пыли в акваторию бухты при погрузке.
Причалы порта дополнительно оборудованы системами водяной завесы для максимального пылеподавления в процессе погрузки. Нынешним летом количество техники по орошению груза и территории терминалов значительно увеличилось, равно как и объемы потребляемой воды для этих целей. При этом речь идет не о питьевой воде, а технической, поэтому этот рост никак не повлиял на качество и объемы водопотребления жилого микрорайона.
Надежным заслоном от пыли являются и ветрозащитные ограждения высотой 18 метров для действующего угольного комплекса и строящейся Третьей очереди. Для максимальной эффективности защитных сооружений было проведено математическое моделирование и выбраны проектные решения. В зависимости от расположения экрана относительно ветра они могут нести ветрозащитную функцию с наветренной стороны относительно штабеля угля и пылезащитную — с подветренной стороны.
Примером результативности содружества ООО «Управляющая портовая компания» и АО «Восточный Порт» является модернизация очистных сооружений для технических, сточных и ливневых вод на территории угольного комплекса АО «Восточный Порт». Техническое перевооружение началось весной 2016 года. Стоимость установленного оборудования составляет порядка 140 млн рублей. Обновленные очистные сооружения представляют собой каскад резервуаров, в каждом из которых вода проходит последовательную очистку.
От гидросмыва вагоноопрокидывателей сточные воды с территории угольного комплекса на первом этапе очистки попадают в специальный отстойник, на дне которого оседают крупный мусор и большие фракции угля. Затем вода поступает в двухсекционный отстойник, на дне которого оседает уголь меньшей фракции. С помощью скребковых механизмов он собирается в специальное углубление на дне отстойника.
Вода, прошедшая две ступени очистки, насосами закачивается в шламоосушающие контейнеры – лотки, оборудованные съёмными фильтрующими корзинами, где задерживаются более мелкие частицы угля. Разные размеры ячеек сеток позволяют отфильтровывать самые мелкие фракции твёрдых частиц.
Четыре универсальных контейнера обеспечивают взаимозаменяемость и бесперебойность процесса очистки воды. Обезвоженный садок из фильтров очистных сооружений утилизируется и вывозится на специализированный полигон. Ранее применяемые водные очистные сооружения порта позволяли доводить техническую воду до показателей нормы – 10 мг взвешенных веществ в кубическом дециметре воды. Теперь показатели улучшились в два с половиной раза, до 4 мг взвешенных веществ в кубическом дециметре воды.
— Водные очистные сооружения работали с самого момента запуска специализированного угольного комплекса, их модернизация – плановое мероприятие. Ранее были введены в строй водные очистные сооружения Третьей очереди порта, они стали первым объектом нового строящегося терминала, – рассказывает главный инженер АО «Восточный Порт» Евгений АРЕХТА.
Специалисты порта постоянно проводят экологический мониторинг. Показатели проб атмосферного воздуха и воды подтверждают результативность принятых мер и природоохранной деятельности, нарушений предельно допустимой концентрации вредных веществ не установлено. При этом, как сообщила заведующая санитарноэкологической лабораторией порта Татьяна ЖОЛОБОВА, периодичность отбора проб и лабораторного контроля увеличена до показателя ежедневных. Исследования воды ведется по трем показателям. Превышения норм в контрольных точках не установлено. В рамках производственного экологического контроля в начале нынешнего года были исследованы 73 пробы сточных вод, 38 проб морских вод, восемь проб речных.
Накопленный портовиками опыт по сохранению экологического равновесия и защиты окружающей среды на территории порта и вокруг терминалов они намерены использовать в полном объеме на объектах Третьей очереди. Не случайно Третью очередь считают в порту зеркальным отражением действующего угольного терминала, где сумели организовать технологические процессы так, как еще никто в Приморском крае не делает.
Наталья ВОТЧАЛ