С неволи на волю возвращаться страшно?!

В последнее время всё чаще стали появляться сообщения о том, что из мест лишения свободы стали сбегать осужденные. В СМИ прошло сообщение о том, что ГУФСИН России по Приморскому краю просит население оказать содействие в розыске осужденного, отбывающего наказание в колонии поселения № 26, расположенной в Хасанском районе. 34-летний преступник, оставив без разрешения выездной рабочий объект в Находке, бежал в неизвестном направлении.

Что же служит поводом к побегу из мест заключения? Условия содержания, жажда свободы, другие ли мотивы? И насколько вопрос побегов злободневен сегодня, в частности, для Находкинской воспитательной колонии, где отбывают наказание несовершеннолетние осужденные со всего Приморского края? За ответом на этот вопрос мы отправились непосредственно к администрации колонии.
Еще три-четыре года назад в этом учреждении содержалось под стражей около 300 осужденных несовершеннолетних. Сегодня их количество снизилось до полусотни с небольшим. Основная часть воспитанников — дети-сироты, по тем либо иным причинам потерявшие кормильца. Такие находятся под особым контролем и регулярно получают от государства денежное пособие по потере кормильца. Как оказалось, за последние полтора года здесь не произошло ни одного побега. Наверное, потому, что подростки окружены заботой администрации, всегда заняты полезным делом, часто участвуют в спартакиадах, в том числе и между другими колониями, посещают культурные мероприятия.
Воспитание и образование
Все несовершеннолетние осужденные колонии занимаются в общеобразовательной школе или профтех-училище, расположенных на территории колонии, получая среднее либо среднее специальное профессиональное образование. Прежде всего их обучают таким рабочим специальностям, как газоэлектросварщик, повар-пекарь, штукатур-маляр, каменщик и др. И здесь же они осваивают их. К примеру, в цехе поваров подростки самостоятельно готовят различные мясные и рыбные полуфабрикаты, часть из которых отправляется в собственную столовую, остальное развозится по ближайшим учреждениям системы исполнения наказаний. А их в Приморье уже более двух десятков. В швейных мастерских по госконтракту шьют постельное белье, полотенца и другие простые вещи также для нужд колоний. В мастерской по ремонту автомобилей ребята получают практические знания по этой профессии, в мастерской каменщика учатся каменной кладке и прочим премудростям специальности.
— За счёт произведённых товаров и оказанных услуг, к примеру, в прошлом году колония заработала порядка 100 тысяч рублей, — рассказывает начальник ФКУ «Находкинская воспитательная колония ГУФСИН России по Приморскому краю» подполковник внутренней службы Иван СИНЬКИНЕЕВ. — На эти средства нам удалось приобрести спортивные мячи, электрические лампочки и кабели, бумагу для рисования, мольберты, кисточки и краски, чтобы организовать при колонии студию изобразительного искусства. Подростки должны иметь возможность для психологической разгрузки не только через спортивные занятия, но и уроки художественного мастерства. Хотя по большому счёту об этом должно заботиться государство. Но в последнее время с техническим снабжением есть определённые сложности, и мы вынуждены на многие расходы зарабатывать сами.

Достойная пайка
Гораздо лучше обстоит дело с обеспечением колонии продуктами питания. По словам Ивана СИНЬКИНЕЕВА, осужденные несовершеннолетние сегодня получают пятиразовое питание. Каждый день в их рационе присутствуют свежие фрукты, 200 граммов мяса на одного человека, не считая птицы, пол-литра молока, 45 граммов варёно-копчёной колбасы, варёное яйцо, сметана и 250 граммов сока. Просматривая меню, удивляешься и пищевому разнообразию: биточки мясные и рыбные, сосиски, сардельки… Женская колония готовит котлеты, фрикадельки и другие мясные полуфабрикаты, что также распространяется среди учреждений. Некоторые колонии держат свиней, кур… Правда, Находкинскому учреждению этим заниматься нельзя. Что из продуктов не производится внутри органов системы исполнения наказаний, то закупают на торгах. Многие несовершеннолетние порой даже не съедают причитающийся им рацион питания.
В далекие 80-е годы снабжение учреждений системы ГУФСИН оставляло желать лучшего. Но лет 20 назад ситуацию кардинально переломили. В результате в 2003 году Европейское экономическое сообщество признало условия содержания заключенных под стражей в России одними из лучших в мире.
С назначением в Находкинскую воспитательную колонию начальником Ивана СИНЬКИНЕЕВА некоторые хозяйственные вопросы здесь стали решаться по-другому. В колонии были проведены работы по благоустройству, впервые появились здесь плодово-ягодные кустарники, разбили небольшие земельные участки и посадили картошку, капусту, зелень, которую можно не только есть свежей, но засушить или заморозить на зиму. Нашли место под клумбы и украсили территорию колонии цветами и газонной травой. Нет возможности организовать ведение подсобного хозяйства, зато ведется реконструкция помещений для живого уголка, где планируется содержать птиц, кроликов, тем самым прививать несовершеннолетним любовь к животным и способность ухаживать за ними.
В ближайшее время закончится капитальный ремонт двухэтажного здания для вновь прибывших в колонию несовершеннолетних осужденных, где они будут находиться в течение карантина. Помимо карантинного отделения здесь планируется разместить служебные кабинеты для сотрудников, тем самым обеспечить постоянный контакт администрации колонии с воспитанниками.
Здесь же запланировано организовать отдельное помещение для проведения творческих занятий и развивающих игр, литературных вечеров, просмотра видеофильмов и др., которые будут проходить под непосредственным контролем сотрудников колонии. Всё это делается для того, чтобы подростки не чувствовали себя оставленными и не нужными обществу.
Свобода с привкусом горечи
Среди воспитанников есть кто отбывает наказание уже много лет. Учитывая психологическую составляющую таких ребят, конвоирам ни на миг не стоит забывать, с кем приходится иметь дело. Сегодня в целом в Приморье находится под стражей более 15 тысяч осужденных. По окончании срока они выйдут на свободу. Что их ждёт там? К сожалению, в крае сегодня нет ни одного реабилитационного центра. Абсолютное большинство этих ребят до последнего не знают, где в дальнейшем будут жить и работать. А ведь у некоторых из них — золотые руки. Вот только редко кто из предпринимателей соглашается брать их на работу с такой репутацией. Хотя они очень нуждаются в том, чтобы общество в этот тяжёлый для них момент всё-таки не оттолкнуло, а протянуло руку помощи, чтобы не вернуть подростков на прежний путь и снова не оказаться им за решёткой.
— Последний раз я была здесь месяца полтора назад, когда освобождалась очередная группа несовершеннолетних. Кажется, радоваться должны, вот она — долгожданная свобода. Но многие из них находились в некоторой растерянности и волнении, потому что в колонии у них была крыша над головой, условия для проживания и регулярное питание. Страх перед тем, что ждёт за колючей проволокой, и сегодня не покидает многих. Администрацией учреждения ведется работа по психологической адаптации на свободе, налаживанию социально полезных связей несовершеннолетних осужденных, в том числе и по их трудоустройству. Эта проблема остро стоит не только перед несовершеннолетними осужденными, но и во всех исправительных учреждениях Приморья и Дальнего Востока в целом. И об этом нужно говорить открыто как в СМИ, так и на уровне местных и региональных органов власти, — подчеркнула помощник начальника Главного управления по соблюдению прав человека в уголовно-исправительной системе Приморского края, полковник внутренней службы Наталья ТАРАНОВА.

Владимир ПАНТЮХОВ

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

Запись опубликована в рубрике Закон и право. Добавьте в закладки постоянную ссылку.