Современные электросчетчики нужно проверять раз в 10-15 лет. Обеспечить такую проверку — обязанность собственника (за редким исключением). Если владелец квартиры проигнорирует это требование, ему придется платить за электричество минимум в 1,5 раза больше, чем обычно. «Приморская газета» разобралась, что делать, если срок поверки счетчика истекает.
У меня стоит счетчик. Кто отвечает за его исправность?
— Вы, собственник квартиры. Даже если счетчик стоит не в квартире, а в подъезде дома (постановление Правительства РФ № 354).
В некоторых случаях обязанность по замене счетчиков ложится на управляющую компанию. Посмотрите в договоре, который ваша управляющая компания (УК) заключала с жильцами, — возможно, там есть такой пункт. Документ можно запросить в УК или взять у старшей по дому.
Что вообще может случиться со счетчиком?
— Он может сломаться или у него истечет срок поверки.
Что такое поверка счетчика?
— Поверку счетчика делают, чтобы определить погрешность измерения прибора. Если прибор учета завышает показания, то вы будете переплачивать, а если занижает — возникнут претензии у электроснабжающей организации.
Первоначально поверку проводят на заводе-изготовителе, эту дату заносят в паспорт прибора.
Новая дата поверки рассчитывается, исходя из межповерочного интервала, который назначает изготовитель (только для новых устройств). Обычно это 10-16 лет.
Как узнать, когда истекает срок поверки моего счетчика?
— Позвоните в «Дальэнергосбыт» (филиал «ДЭК») по телефону: 8-800-333-0-444, назовите номер своего лицевого счета. Если платите за электричество другой компании — звоните по номеру, указанному на квитанции.
Другой способ — посмотрите в паспорте счетчика дату последней поверки и межповерочный интервал. Если дата — 20 октября 2007 года, а срок поверки — 10 лет, значит, срок поверки истек 20 октября 2017 года.
Что делать, если срок поверки истек или скоро истекает?
— Нести счетчик в метрологическую службу. Специалист выдаст заключение, исправен счетчик или нет. Услугу окажут в течение 15 рабочих дней.
Старый счетчик (старее 16 лет, класс точности — выше 2,5) у вас не примут — его придется заменить. Характеристики счетчика смотрите в паспорте или узнавайте в «Дальэнергосбыте».
Как правильно отдать счетчик на поверку?
— 1. Позвоните в «Дальэнергосбыт» и предупредите специалиста, что вы собираетесь отнести счетчик на поверку. Номер телефона: 8-800-333-0-444.
2. Вызовите электрика, чтобы он снял счетчик. Электрика от управляющей компании можно вызвать бесплатно, если в договоре с УК закреплено, что компания обязана менять счетчики. Услуги частного специалиста обойдутся в сумму около 1 500 рублей.
3. Отвезите счетчик в государственную метрологическую службу. В Приморье такая организация одна: ФБУ «Приморский ЦСМ».
. Филиал во Владивостоке:
ул. Прапорщика Комарова, 54, тел.: 8 (423) 240-18-43.
. Филиал в Уссурийске:
ул. Плеханова, д. 33, тел.: 8 (4234) 32-23-34.
Поверкой счетчиков электроэнергии занимаются только эти филиалы.
Позвоните специалистам заранее и договоритесь, в какое время приедете. Паспорт прибора, если он есть, возьмите с собой. Услуга поверки платная — 800 рублей. Срок — до 15 рабочих дней.
4. Через 15 рабочих дней заберите заключение и счетчик.
Если счетчик исправен, вам выдадут свидетельство о том, что прибор прошел испытание. В нем будет указана дата новой проверки. Документ вы предоставите в УК и «Дальэнергосбыт», чтобы расчет снова производился по показаниям счетчика.
Если счетчик неисправен, вам выдадут заключение о его непригодности. В таком случае придется покупать и устанавливать новый счетчик.
Как правильно установить счетчик?
-1. Вызовите электрика. Он закрепит счетчик.
2. Вызовите агента «Дальэнергосбыта», чтобы он поставил пломбу и ввел прибор в эксплуатацию. Для этого нужно со своим паспортом и с техпаспортом счетчика прийти в абонентский отдел ДЭК и написать заявление на принятие прибора учета.
Я не хочу нести счетчик в метрологическую службу. Так можно?
— Нельзя, закон запрещает. В любом случае, вы будете переплачивать за электричество. Еще вас могут оштрафовать.
После того как истечет срок поверки, прибор учета будет считаться вышедшим из строя. В течение трех месяцев вам будут присылать счета, исходя из вашего среднемесячного потребления. Далее расчет будет происходить по нормативу, который умножат на повышающий коэффициент — 1,5. Коэффициенты предусмотрели для россиян, которые не хотят ставить счетчики.
Таким образом, собственник однокомнатной квартиры, где прописан один человек, заплатит за месяц больше 1 500 рублей. Сумму мы рассчитали так: норматив потребления (373 квт*ч) умножили на стандартный тариф (2 руб. 83 коп.) и умножили на повышающий коэффициент (1,5).
Еще вам могут выписать штраф. Его рассчитают персонально для вашей квартиры, исходя из мощности работающей в квартире техники.
Как будут рассчитывать платеж за электричество, пока счетчик на поверке?
— Сумму начислят, исходя из среднемесячного потребления за последние 6 месяцев.
Получил письмо от ДЭК, мне предлагают заменить счетчик. Надо менять?
— Вы можете выбрать между проведением поверки и заменой электросчетчика.
Напомним, для старых счетчиков (старее 16 лет, класс точности — выше 2,5) такой альтернативы нет — придется покупать новый.
Какой электросчетчик выбрать?
— Современные электросчетчики бывают однотарифные и многотарифные. Первый умножает потребленные киловатты на стандартный тариф, а второй — на два тарифа в зависимости от времени суток.
Еще один критерий для выбора счетчика — класс точности, то есть степень погрешности устройства. «Дальэнергосбыт» рекомендует выбирать класс 1,0.
При покупке нового счетчика обязательно посмотрите на дату первичной поверки. С этого момента должно пройти не более двух лет. Иначе ресурсоснабжающая компания может не принять такой счетчик и потребовать повторной поверки, потому что прибор долго не эксплуатировался.
Где покупают электросчетчики?
— В специализированном магазине электротоваров. Это коммерческие организации, их вы найдете сами.
Сколько стоят электросчетчики?
— Однотарифный счетчик — около 800 рублей.
Многотарифный счетчик — около 2 000 рублей.
Многотарифный счетчик нужно будет перепрограммировать, чтобы привести его в соответствие с тарифами Приморья. Узнайте заранее, включена ли эта услуга в стоимость прибора, или же за нее придется доплатить.
Какие документы выдадут в комплекте со счетчиком?
— Паспорт, где указаны заводской номер, дата изготовления, дата поверки, межповерочный интервал.
— Акт программной конфигурации (у многотарифных счетчиков).
— Заводскую пломбу, на которой имеются клеймо и дата поверки.
— Гарантийный талон.
У счетчика сорвана пломба. Это нормально?
— Нет. На электросчетчике должно стоять две пломбы — от завода-изготовителя и от энергоснабжающей компании.
Если пломба сорвана, позвоните в «Дальэнергосбыт» и вызовите агента для проверки и новой опломбировки счетчика. Это бесплатная услуга.