Всегда ли «Скорая» бывает скорой?

«Скорая помощь» – символ оперативности и надежности, доброе словосочетание, связь с не такими уж и далекими временами, когда мы, обычные граждане огромной страны, были еще кому-то нужны.  Всегда ли «скорая» бывает скорой? А если нет, то почему? На эти и другие вопросы нам ответили заместитель главного врача МУЗ «Станция скорой медицинской  помощи» города Находки по лечебной работе Вячеслав ЛУНЕВ и врач-статистик, председатель городского комитета профсоюза Снежанна САХАРОВСКАЯ.

20-минутная доступность

В.Л.: — Согласно приказу №179 от 23 ноября 2004 года в городах с населением свыше 50 тысяч человек организуются  подстанции «Скорой помощи», чтобы сокращать время доезда к нуждающемуся и обеспечивать 20-минутную доступность. В Находкинском городском округе действуют три подстанции: на улице Пирогова (территория горбольницы), в Южно-Морском и во  Врангеле.

По  данным городского комитета статистики, на первое января 2011 года  численность населения Находкинского городского округа составляет 166 тыс. человек. Для обеспечения оказания своевременной медицинской помощи необходимо 16 бригад СМП.  Это количество бригад  заложено в штатном расписании, хотя фактически работает меньше: не хватает техники и людей.

На конец 2010 года  на балансе состоит 23 автомобиля, из них на ходу  18. Три автомобиля нуждаются в списании. И есть еще пять машин, которые в настоящее время находятся в ремонте. Трудность в том, что парк составляют в основном изделия отечественного автопрома. По штату положено 76 с половиной ставок водителей, а работает 64 человека. Они трудятся в четыре смены и теоретически закрывали бы норматив в 16 машин, если бы не ходили в отпуск, на больничный и т.д.

Болевые точки

В.Л.: — Сегодня население округа (разговор состоялся 10 февраля – ред.)  обслуживают 12 бригад «Скорой медицинской помощи». Мы со своей работой справляемся, но очень сложно приходится. В связи со вспышкой по стране вирусной инфекции резко увеличилось число вызовов и у нас в городе. А тут еще вызовы по пустякам вроде пореза пальца… Обижает это потребительское отношение к «Скорой помощи».  И не приехать нельзя. Во-вторых, существует проблема с подъездами. Транспорта много, дворы маленькие, разъехаться невозможно. Ну, и автолюбители не всегда пропускают, когда наши машины едут с включенными сиренами. Приходится выезжать на встречную полосу, рисковать.

Не хватает младшего персонала, поэтому водителям приходится выполнять еще и функции санитаров – переносить носилочных больных. К сожалению, не все входят в наше положение и не помогают спускать носилки даже с близким родственником. Санитарами укомплектованы психиатрические бригады, в которых они необходимы, а остальные экипажи заполняются по возможности.

С.С.: — Зимой обостряется старая проблема с мойкой автомобилей. Станция располагается в приспособленном помещении 1949 года постройки, горячего водоснабжения здание «Скорой помощи» не имеет. Есть титан на 100 литров, но эта вода идет на личную гигиену сотрудников. Для мытья машин вода греется в чайниках. Водители чистят своих «железных коней», вооружившись ведрами и щетками.

Один из самых больных вопросов – отсутствие типового здания, в котором машины стояли бы в теплых боксах. Сейчас автомобили находятся под открытым небом. Это очень неудобно и водителям, и медицинскому персоналу, потому что после каждого вызова в холодное время года аппаратуру приходится заносить в помещение. Вот сейчас пошел рост вызовов. Бригада педиатрического профиля выполняет  22-23 выезда в сутки. Им приходится носить  с собой килограммов 15, а то и 18 медицинского оборудования.  Взял, принес в машину, положил, приехал на вызов, поднялся на пятый этаж, обслужил вызов, спустился в машину, приехали на станцию, вынес из машины, чтобы не замерзло, занес в помещение дозаправки медикаментами. Через 15 минут тебя объявили опять на выезд. И так 20 раз за сутки.

Отдельная тема – низкие зарплаты водителей. Мы не раз обращались в соответствующие инстанции. Нам говорят: если не хватает, работайте на двух работах. Но по закону водителям нельзя трудиться по совместительству, если вторая работа также связана с вождением транспорта. Наши сотрудники вырабатывают в год по 120 часов сверхурочных, которые разрешены законодательством, и больше мы не имеем права их привлекать. И это с одной стороны правильно, потому что переработка сопряжена с повышением риска ДТП, а ведь водитель несет ответственность не только за себя, но и за жизнь медперсонала и пациента, которого везет. А с другой стороны, водителям тоже надо на что-то жить. Их не устраивают зарплаты, положенные им Министерством здравоохранения, и при случае они уходят на более денежные работы – например, в Козьмино или на строительство объектов грядущего саммита АТЭС.

Алгоритм беседы

В. Л. : — Иногда людей, вызывающих «скорую», раздражают вопросы, которые им задает диспетчер. Но существует определенный перечень вопросов, на которые вызывающий обязан дать четкие ответы. Это алгоритм, и обижаться на него нельзя. Цель беседы – выяснить, какую именно бригаду послать на данный вызов. Закончив разговор, диспетчер говорит: «Вызов принят», и кладет трубку. При этом первой положить трубку она не имеет права. Диспетчер и старший врач смены  определяют срочность вызова, необходимый профиль бригады  и направляют бригаду на вызов.

При этом учитываем и то, что больной человек не всегда адекватен. Например, вопрос диспетчера: «Принимали ли  вы накануне алкоголь?», кто-то воспринимает как унижение. Но от этой информации зависят выбор профиля отправляемой бригады и срочность вызова. Например, сообщают о судорогах. Судороги могут быть связаны с неврологическими заболеваниями, нарушениями кровообращения и с алкоголизмом. На первые два случая поедет бригада интенсивной терапии, а на третий  – психонарколог.

Нужно иметь в виду, что все телефонные разговоры, поступающие на станцию «Скорой помощи», записываются в автоматическом режиме. Их можно прослушать в режиме реального времени и в записи. Кроме того, большинство машин оборудовано навигационными системами. Это позволяет нам знать, куда машина уехала, сколько времени бригада была на вызове. При поступлении устных и письменных жалоб от населения на работу «Скорой помощи» по каждому случаю проводится  служебное расследование.

Надо помнить, что во время работы поликлиник следует обращаться не в «Скорую помощь», а непосредственно к своим участковым терапевтам и педиатрам. Мы знаем, что врачей в поликлиниках не хватает, и входим в положение. Но сейчас, во время роста вирусной инфекции, наше время дорого. К слову, есть прейскурант платных услуг. Процедуры, которые в поликлинике производятся бесплатно, у нас можно сделать за деньги.

Вызовы срочные и не очень

С. С.: — 20-минутный норматив оперативности, несмотря на нехватку техники и персонала, нам выполнять удается. 20 минут – средняя цифра. Бывает, что к месту вызова бригада приезжает за пять минут, а бывает, что за 45. Это зависит от степени срочности.

В случае какого-либо ЧП вроде пожара, аварии на производстве или ДТП, когда речь идет о реальной угрозе жизни человека,  летим туда «сломя голову». И обычно успеваем, тем более что помогают подстанции. Но есть, как вы понимаете, вызовы несрочные. Например, кто-то звонит: «От кетчупа болит живот — приедьте, обезбольте». И тут поступает сигнал о рвоте с кровью. Понятно, что сначала будет выслана бригада на второй случай, потому что там человек может умереть от желудочно-кишечного кровотечения.

Существует Приказ управления здравоохранения администрации Приморского края  от 21 августа 1997 года № 832 «О правилах вызова «скорой медицинской помощи», в котором перечисляются случаи, на которые мы не обязаны выезжать. В частности, «скорая помощь» не ездит на освидетельствование пьяных и мертвых, хотя приходится иногда выезжать, потому что родственникам «непонятно, то ли дышит, то ли нет». Порой по прибытии бригады СМП  оказывается, что в оказании медицинской помощи никто не нуждается. Зачем, спрашивается, вызывали? А в другом месте в это время требуется наша помощь…Кстати, за заведомо ложный вызов виновник может быть оштрафован по закону на сумму от 10 до 15 МРОТ. Жаль только, никого никогда еще не штрафовали.

В. Л.: — Хотелось бы большей помощи от населения. Звонят, например, говорят, что человек лежит под окнами дома. Можно же спуститься вниз, посмотреть, пощупать пульс. Может быть, это просто пьяный спит. «Скорая» приедет, а он бригаду подальше пошлет. И поражает абсолютное незнание основ оказания первой помощи.

Впрочем, не все так грустно. Несмотря на наши большие проблемы и маленькие зарплаты, мы любим свой труд и своих пациентов. На нас нередко обижаются, но чаще благодарят – пишут, звонят, приходят. Быть нужным людям – то, ради чего стоит работать и жить.

Подготовил
Юрий БОДУХИН

 

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.