Услуги федеральной службы Росреестра в многофункциональном центре предоставления государствен-ных и муниципальных услуг Находкинского городского округа представлены одним из наиболее обширных перечней услуг среди всех государственных организаций, работающих совместно с МФЦ по принципу «одного окна».
Полномочия МФЦ по услугам Росреестра заключаются в процедурах приема и выдачи документов по основным операциям с недвижимостью и жильем, совершаемым как физическими, так и юридическими лицами. МФЦ в данном случае является посредником между заявителем и Росреестром. В самом центре сотрудники Росреестра не работают.
В центре «Мои документы» можно подать документы на оформление договора купли-продажи (ДКП), дарственную на недвижимость, вступить в наследство, приватизировать квартиру, заказать выписку ЕГРН, решить другие вопросы о регистрации права собственности. Отдельно для желающих воспользоваться только данными услугами в МФЦ осуществляется проведение специальных единых дней консультаций, т.е. дней, когда в центре присутствует специалист Росреестра для проведения бесплатных консультаций.
Особенности оформления собственности в МФЦ
Переоформление права собственности – государственная процедура признания физического или юридического лица владельцем какого-либо имущества.
Длительное время подать документы на переоформление своих прав можно было только через Регистрационную палату и прочие территориальные отделения Росреестра. С введением системы многофункциональных центров эта процедура упростилась и стала занимать меньше времени.
Сделки, которые можно провести в многофункциональных центрах:
оформить дом в собственность;
приобрести надел (регистрация земельного участка в МФЦ проходит вне зависимости от его месторасположения по Приморскому краю);
оформить право собственности на квартиру;
зарегистрировать сделку с гаражами и т. д.
Офисы МФЦ спроектированы с учетом удобства всех категорий граждан. Регистрация недвижимости в МФЦ начинается с записи на прием. Это можно сделать по телефону или на сайте госуслуг mfc-25.ru. В многофункциональных центрах находятся специальные автоматы для электронной очереди, поэтому каждый желающий может без предварительной записи подать документы по сделке. Но сначала будут приняты записанные на это время люди. Однако ожидание не займет много времени, поскольку в МФЦ одновременно работает много специалистов. А сам процесс ожидания будет проходить в комфортной обстановке.
Центры МФЦ реконструировали свои офисы в соответствии с программой «Доступная среда», поэтому большинство из них оснащены удобными пандусами и широкими проемами без лишних ступенек или порожков. Подать документы для подтверждения ренты или для оформления квартиры по наследству в МФЦ смогут слабослышащие и слабовидящие люди. Клиенту в электронной очереди присваивается номер. Помощь в выборе необходимой услуги на терминале электронной очереди окажет менеджер зала. В зале ожидания нужно дождаться вызова специалиста согласно очередности талона электронной очереди. Время приема документов зависит от объема представляемых документов, количества заявителей и составляет 20 минут.
Перед посещением офиса необходимо собрать документы для регистрации квартиры в соответствии с законодательными актами (это относится и к земельным участкам, и дачам, и коммерческим помещениям). Консультацию по пакету документов можно получить при личном обращении к юристам по недвижимости или по бесплатному телефону горячей линии 8-800-100-34-34.
Сдать документы можно через предствителя, оформив предварительно нотариальную доверенность.
Процедура оформления прав на недвижимость или землю
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество через МФЦ проходит в несколько этапов:
1. Подача справок и договоров сотруднику МФЦ. Он проводит первичную обработку данных.
2. Если у специалиста МФЦ не возникло никаких сомнений в подлинности документов и правомерности заявителей, он забирает бумаги на регистрацию. Заявители получают на руки опись с перечнем принятых документов, сроком и местом выдачи результата. При поступлении результата в МФЦ заявителю приходит смс-оповещение.
3. Полученные документы пересылаются в Росреестр, где и проводится их полная экспертиза. Если специалисты регистрирующего органа посчитают пакет переданных справок неполным, они могут приостановить сделку и попросить клиентов предоставить недостающее. В Росреестре устанавливаются причины, по которым та или иная сделка точно не может пройти. К ним можно отнести:
различные виды запрещений и обременений на жилье или коммерческое помещение (к примеру, арест или взыскание ССП);
недостоверность предоставленных данных и их фальсификация (например, невозможно переоформить квартиру недавно умершего человека без открытия наследства);
расхождение и неточности в документах;
неправомерность заявителя заключить данную сделку.
4. В случае положительного решения в ЕГРН вносятся сведения о совершенной регистрации. Именно с этого момента сделка считается заключенной.
5. После этого документы снова передаются в офис МФЦ, а регистрация квартиры или иной недвижимости считается завершенной.
Размеры госпошлин
При подаче документов на регистрацию заявители должны оплатить госпошлину.
Это ни в коем случае не плата за пользование сервисом госуслуг (МФЦ финансируется из бюджета, поэтому его услуги полностью бесплатны для населения), а стандартная оплата регистрационных действий Росреестра. Каждый посетитель может оплатить пошлину в терминале, который находится прямо в зале многофункционального центра.
Оплата госпошлины за регистрацию права собственности необязательна для малоимущих граждан (документальное подтверждение обязательно), а также муниципальных органов власти.
Сроки оформления
Сроки оформления зависят от особенностей сделки. Предполагаемая дата полной регистрации ставится сотрудником МФЦ на расписке. Следить за ходом операции на сайте Росрееестра можно по специальному верификационному номеру, который устанавливается сразу же при подаче бумаг. После получения в МФЦ ответа из Росреестра заявителю, которому переходит недвижимое имущество, приходит смс-оповещение.
Частные случаи совершения регистрационных действий
По закону все сделки с недвижимостью (в т.ч. регистрация права собственности на квартиру, дом, дачу, гаражный бокс или землю) надо официально регистрировать.
Пока сотрудник Росреестра не сделал соответствующую запись в реестре, операция считается не выполненной. Не имеет значения ни подписанный договор, ни переданные деньги, ни удостоверение нотариусом.
Купля-продажа квартиры или дома
После заключения договора купли-продажи (ДКП) и взаиморасчетов по сделке стороны должны подать документы в регистрационную организацию. В 2018 можно оформить право собственности на квартиру в МФЦ.
Покупатель и продавец передают документы по сделке специалисту. Важно, что денежная расписка (при ее наличии) не сдается на государственную регистрацию, но сотрудника может заинтересовать факт расчетов по ДКП.
После подачи документов проходит семь (пять дней, если регистрация права собственности на квартиру идет с участием кредитных средств), после чего новым собственником квартиры становится покупатель. Если в сделке участвовал аккредитив или банковский сейф, то продавец берет свой проштампованный образец ДКП с выпиской ЕГРН и идет в банк для получения доступа к деньгам. Оформление квартиры в собственность в МФЦ состоялось успешно!
Продажа доли
Правовые операции с долевой собственностью подлежат нотариальному визированию.
Это касается не только жилья, регистрация права собственности на земельный участок в долях также будет происходить с участием нотариуса, поэтому участники составляют ДКП у нотариуса, производят взаиморасчеты, а только потом приезжают в центр. Нотариальное оформление – платная услуга, стоимость и нюансы которой обсуждаются в частном порядке в нотариальной конторе.
Оформление права, приостановка регистрации или отказ и его причины
В связи с тем, что с 2016 года типовые свидетельства уже не выдаются и упразднены (хотя старые документы еще действительны), главным подтверждением успешной государственной регистрации недвижимости и прекращения права на пользование объектом у предыдущего владельца становится выписка из ЕГРН.
В ней стоят реквизиты собственника, адрес, полное описание объекта недвижимости, кадастровый номер и прочие важные сведения. Этот документ и получают заявители, когда регистрация прав на недвижимое имущество состоялась.
В случае приостановки регистрации заявителю на телефон приходит сообщение. В письме всегда указывается основание для приостановки. В зависимости от причины отличаются и сроки для ее устранения. Обычно дается до шести месяцев для устранения причин, повлекших приостановку.
Если причиной приостановки стала частичная оплата госпошлины за регистрацию права собственности, но в действительности все оплачено, необходимо сразу же ехать в МФЦ и Росреестр с документальными и электронными доказательствами проведения платежа. После чего регистрация права собственности на недвижимость возобновится сразу же.
Если по истечении предоставленного времени заявитель не сможет донести нужных документов или разрешить проблемную ситуацию, в государственном оформлении сделки откажут. Отказ можно оспорить в региональном или федеральном судебном органе, при положительном судебном решении регистрация недвижимости в МФЦ возобновится и займет 7 рабочих дней.
Для регистрации права собственности на территории Приморского края необходимо подать пакет документов через многофункциональные центры, находящиеся по адресам:
г. Находка, ул. Сенявина,13;
г. Находка, ул. Школьная,18;
мкр. Врангель, пр-т. Приморский,18;
мкр. Ливадия, ул. Заречная,1.
Для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в других регионах Российской Федерации необходимо обратиться для подачи пакета документов в Федеральную кадастровую палату по адресу: г. Владивосток, Приморская, д. 2.
Вера РЯБИНИНА