В 1928 году партия, правительство и комсомол страны обратились
к своим гражданам с призывом, в котором говорилось, что для ликвидации сложившейся на Дальнем Востоке тяжелой ситуации в рыбной промышленности срочно требуются добровольцы, готовые оказать помощь в решении продовольственной программы.
А далее пояснялось, что после происшедшего в 1927 году землетрясения в Японии у берегов Дальнего Востока неожиданно появилась в огромных количествах сельдь иваси.
На призыв комсомола откликнулись студенты и молодежь Ленинграда. В их числе был комсомолец Дмитрий САФОНОВ, студент рабфака. Пассажирский состав на Дальний Восток провожали очень торжественно. С напутственным словом обратился к добровольцам член ЦК ВКП(б) лидер ленинградских большевиков Сергей КИРОВ. Дмитрию тогда шел 19-й год. Во Владивостоке состав встретили представители Дальгосрыбтреста и временно всех разместили в так называемой привокзальной гостинице барачного типа.
На следующий день ребят распределили по рыболовецким районам и промыслам. Дмитрий с комсомольцами рабфака попал в группу, которой предстояло работать в бухте Тафуин. Всех погрузили на баржу, которую буксировал катер, и отправили к месту назначения. Встретили ребят тепло, но вместо жилья вручили топоры и солдатские палатки, предложив установить их в любом удобном месте. Выбрали подходящее место и быстро справились с делом. Каждому студенту выдали по солдатскому одеялу и набитой морской травой подушке. На земляной пол настелили сухого сена, покрыли сверху двумя брезентами. И получилось достаточно тепло и уютно по тогдашней летней погоде.
Питались в столовой. Вечером она же была клубом.
На следующий день Григорий Иванович СЕМЕНЕНКО, управляющий всем промыслом, распределил ребят по производственным объектам: засольный цех, монтаж заводского рыбоперерабатывающего оборудования, поступившего из Норвегии, добывающий флот. Дмитрий попал в группу мотористов, которые после короткого обучения должны были отправиться в море на японских баркасах. Мотористам давались в качестве помощников молодые, совсем еще «сырые» ребята.
«Обучали нас недолго. Пошла рыба, и стало не до учебы. Вечером заместитель управляющего промыслом неожиданно объявил в столовой, что в заливе появились косяки селедки и завтра на рассвете все катера должны выйти в море на лов. Нам в срочном порядке выдали продовольственные неприкосновенные запасы продуктов на случай, если произойдет какая-нибудь неполадка с катером и нас унесет течением в открытый океан. И дали несколько часов поспать. А рано утром на рассвете я вышел в свой первый морской рейс, окрыленный не только знаниями, сколько комсомольским энтузиазмом и надеждами», — рассказывает Дмитрий Федорович.
Первый выход в море оказался очень тяжелым. Несмотря на хорошую погоду, его сильно укачало, но нужно было следить за работой мотора, регулировать его работу, подливать масло. Рыбы в море было столько, что не успевали выбирать сети и освобождать их от улова. «Косяки рыбы шли сплошным толстым слоем, баркас был почти до краем полон рыбы. Наконец принимать добычу на борт уже стало некуда, и судно повернуло на берег.
Береговые рабочие сразу приступили к разгрузке рыбы с судов, а моторист должен был проверить мотор, заправить его, пополнить запас горючего. После трехдневной изнурительной морской болезни Дмитрий стал привыкать к морской качке и со временем перестал реагировать и на мертвую зыбь, и штормовую погоду. Работа на флоте Дмитрию нравилась. Он освоил досконально специальность моториста, задержек выхода на лов никогда не было. Человек общительный быстро знакомился с жителями поселка, втянулся в комсомольскую работу. Успевал выполнять все поручения. В палатке вместе с Дмитрием проживали 10 человек. Все были комсомольцы. Освещали жилье керосиновой лампой. Работали на разных объектах и в разные смены. Одни приходили на отдых, другие торопились на смену. Заработная плата была приличной. Отовариваться ездили во Владивосток, пока не открыли хороший магазин в Тафуине.
В 1929 году построили новые бараки, и Дмитрий с ребятами переселился в новое помещение. Проживали по три человека в комнате. Все ребята работали мотористами на судах рыбодобывающего флота. Многие стали обзаводиться семьями.
В августе 1929 года Дмитрия приняли кандидатом в ряды Коммунистической партии. Срок кандидатского стажа был один год. За это время Дмитрий стал техническим секретарем партбюро, содержал в порядке партийную канцелярию.. Заседания бюро проходили каждую неделю, и поэтому общественная работа отнимала много времени. Но именно эта работа и научила его многому, и пригодилась в дальнейшей работе на дипломатическом поприще.
Освоив все принципы работы на «кавасаки», Дмитрий перешел механиком на сейнер. В его подчинении уже был моторист. Летом 1930 года Дмитрия единогласно приняли в ряды КПСС. После разнарядки Дальгосрыбтреста было решено отправить двух коммунистов на работу во Владивосток. Дмитрий Федорович был одним из них
После непродолжительной работы в тресте ( до 1932 года), когда ему было всего 23 года, в его биографии были Кузнецкий металлургический комбинат, учеба в Москве в МВТУ имени Баумана, Наркомат вооружения. 30 лет посвятил Дмитрий работе в Министерстве иностранных дел. Был чрезвычайным и полномочными послом СССР в Соединенных Штатах Америки, в Великобритании, в африканских странах. Написал несколько книг о своей трудовой деятельности, в том числе о незабываемой производственной и общественной работе в поселке Тафуин.
Татьяна ХАРЧЕНКО, член клуба «Находкинский родовед»