27 января исполнилось 75 лет с тех пор, как Красная Армия освободила Ленинград от фашистских захватчиков и полностью сняла блокаду, которая длилась почти 900 дней. Страшный голод, усугубленный первой суровой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортным сообщением, унес жизни почти полутора миллионов ленинградцев.
По статистике, примерно три процента семей погибли от артобстрелов и налетов вражеской авиации, остальные 97 % скончались от голода.
По случаю юбилейной даты снятия блокады Ленинграда администрация Находки пригласила в совет ветеранов всех 15 блокадников, проживающих в городском округе, чтобы поздравить их с этим событием. Однако приехать смогли только Галина МИХАЛЬЧУК, Галина ОДНОДВОРЧЕНКО, Зоя РАСЩИБИНА, Татьяна САДКОВА, Татьяна ХУДЯКОВА и Мария ФИНОГЕНОВА, остальные отказались по состоянию здоровья. С приветственным словом обратился председатель городского совета ветеранов Борис МАНОШКИН.
– Недавно мы собирались здесь по случаю прорыва блокады, а сегодня уже празднуем ее снятие. Рад видеть вас снова. Мы помним о вас, стараемся не обходить никого вниманием. Спешу сообщить приятную новость: в этом году единовременную денежную выплату в размере 7 000 рублей получат граждане, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Не сдавать город врагу – было единственно верное решение. Эту позицию мы вместе с блокадниками доносим и до подрастающего поколения на уроках мужества и патриотического воспитания, – подчеркнул он.
По поручению главы города Бориса ГЛАДКИХ руководитель аппарата администрации города Наталья АГРИЦКАЯ, начальник отдела по связям с общественностью Роман ЛАВРЕНТЬЕВ, специалист отдела Светлана ЯКИМЕНКО и Борис МАНОШКИН вручили каждому из блокадников удостоверение и памятный знак «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», цветы и ценные подарки.
-В истории России день снятия блокады Ленинграда называется Днем воинской славы. В том числе и из ваших рассказов мы знаем о тех ужасах, которые постигли город на Неве. Царили голод и холод, постоянные артобстрелы и налеты вражеской авиации, гибель близких, днем и ночью по пятам ходила смерть. Сколько бы лет ни прошло с тех пор, эти события долго будут в нашей памяти. Историю переписать нельзя, ее нужно принять такой, какой она есть. Примите искренние поздравления от имени главы города. Благополучия вам и здоровья на долгие годы! – сказала Наталья АГРИЦКАЯ.
Тем блокадникам, кого не оказалось на этом мероприятии, сотрудницы совета ветеранов развезут награды по домам и персонально поздравят их. У каждого из них непростая судьба. Людмила ПРЯХИНА – одна из тех, на чью долю в раннем детстве выпали эти горькие испытания.
Война прошлась по семье
Их семья из семи человек в то время ютилась в одной комнате двухэтажного коммунального дома. Готовили пищу на общей кухне. Папа работал строителем, на фронт его не взяли по брони. Старший брат Владимир ушел добровольцем и в 18 лет погиб. Сестра Саша служила в военизированном отряде по оказанию помощи раненым после бомбежек Ленинграда. Вторая сестра Лида в мае 1942, не дожив два дня до своего дня рождения, умерла от истощения. Эта печальная участь постигла и третью, 14-летнюю сестренку Веру. Затем тоже от истощения в 48 лет умер и отец.
– Мне в то время исполнилось шесть лет. Помню, у нас в доме был столярный клей, мама его варила до загустения, и мы пили его, словно кисель. Рабочему по карточке давали 150 граммов хлеба, детям – по 125, но за ним всегда были длинные очереди. По карточкам выдавали и подсолнечный жмых. Самым холодным и голодным оказался 1942 год, люди умирали десятками, – вспоминает Людмила ПРЯХИНА.
Спустя пять месяцев после снятия блокады началась эвакуация. Людей собрали на железнодорожном вокзале, дали усиленное питание и стали размещать в вагоны. В первую очередь по железной дороге пропускали эшелоны с военной техникой и вооружением, а составы с людьми подолгу стояли в тупике. Поэтому от Ленинграда до Новосибирска добирались два с половиной месяца. Многие люди были вынуждены на остановках менять личные вещи на ведро картошки или литр молока, чтобы не умереть с голоду. Так Людмила ПРЯХИНА вместе с мамой оказались в одной из сибирских деревень. Когда подросла, окончила ремесленное училище и приехала строить Находку.
Встреча на всю жизнь
Татьяна ХУДЯКОВА, которой во время блокады было всего два года, не помнит эти события совсем. А вот ее старшая сестра Маргарита, наверное, никогда не забудет тех лет. Их отец был на фронте, а девочки вместе с мамой жили в деревянном доме и часто прогуливались по детскому парку, расположенном по соседству.
– В сентябре 1941 года начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Как только начинала реветь сирена, люди в панике бежали в бомбоубежище. Мы всегда были голодными, запомнились очень маленькие кусочки хлеба. По улицам собирали щепки, чтобы протопить буржуйку. В комнате было холодно, часто отключали электричество и воду. Постоянно переживая за нас, чтобы мы не выбрались на улицу, мама, уходя на работу, одевала нас в теплую одежду и делала из стульев своеобразное заграждение, – вспоминает Маргарита Алексеевна.
В начале февраля от голода умерла их мама. Младшую Танечку забрали в дом малютки, а Маргариту отправили в детдом. Так они надолго разлучились. Маргарита, окончив во Владимире ремесленное училище, в 1956 году приехала по комсомольской путевке на строительство города-порта Находка. Татьяна до 1956 года находилась в детдоме, потом работала прядильщицей на льнообрабатывающем комбинате. Все эти годы Маргарита разыскивала младшую сестренку. И только в начале 60-х посчастливилось отыскать ее. Пригласила в Находку, с тех пор неразлучно живут вместе. Сначала Татьяна работала на стройке, потом сетевязальщицей на фабрике орудий лова НБАМРа, отсюда и вышла на пенсию.
Дуранда как деликатес
Четырехлетняя Галина МИХАЛЬЧУК слово «война» впервые услышала в деревне Новгородской области, где гостила у дедушки. Возвращаясь на поезде домой в Ленинград вместе с мамой и еще тремя детьми, вдруг увидела немецкий самолет, который стал зловеще кружить над ними. Машинист остановил поезд и велел всем прятаться в кусты. Но организовать четверых маленьких детей было трудно, и мама Галины вместе с ребятишками спрятались под доски в вагоне. Самолет полетал над поездом несколько минут и благополучно удалился. Возможно, это был разведчик. Тогда машинист, собрав пассажиров, на всех парах помчался в Ленинград, переживая, как бы на пути не был разрушен мост через реку.
– Приехали в родной город, первые два дня было спокойно, а потом начались бомбежки. Сирены душераздирающе выли одна за другой. Все жильцы нашего дома собрались на втором этаже и там находились большую часть времени. Что запомнилось из еды в это время? Из столярного клея варили кисель. Но больше всего я любила дуранду, приготовленную из жмыха подсолнечника. Мяса не было совсем, и с сахаром трудно. Как-то мама выпросила на работе пропуск на полуразрушенные парники, чтобы взять хоть немного замерзшей капусты. Но опять началась бомбежка, и она едва вернулась живой, – рассказывает Галина МИХАЛЬЧУК.
Пережив тяжелое и голодное детство, теперь каждый из этих людей по-особому ценит жизнь и продукты питания, стараясь не выбросить даже одной хлебной крошки.
Владимир ФЕДОРОВ