31 мая свой праздник отмечают сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних в системе МВД. Каждый из них — профессионал, владеющий не только правовыми знаниями, но и обладающий талантом педагога и психолога. Отвечая за важнейшее направление деятельности органов внутренних дел — профилактику детской и подростковой преступности — «детские» инспектора несут службу, порой не считаясь с личным временем, не требуя наград и искренне радуясь, когда очередной подросток встал на путь исправления.
Каково быть сотрудником ПДН? Какими человеческими качествами нужно обладать, чтобы работать в этой тяжелейшей в моральном плане службе? О коллективе и особенностях профессии рассказывает начальник отделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по городу Находке подполковник полиции Оксана ВОЛВЕНКИНА. Оксана Ивановна знает службу досконально, возглавила ПДН в 2016 году, причем вся её предыдущая карьера с самого первого дня службы прошла в этом подразделении.
— Работа подразделений по делам несовершеннолетних — одна из самых тяжелых, ведь, прежде всего, это тяжелые жизненные истории. Инспектора ПДН, в основном женщины, ведут работу по профилактике правонарушений среди подростков, ставят на учет неблагополучные семьи. На первый взгляд кажется, что эта служба чем-то похожа на работу педагогов. На самом деле сходство имеется, но только очень маленькое.
Ведь личная история каждого ребенка индивидуальна. Где-то причиной плохого поведения детей может являться настоящая семейная драма, а где-то обычное родительское безразличие. Результат один — несовершеннолетний, сбежавший из дома или совершивший преступление. Помня об этом, работают инспекторы ПДН, вникая в ситуацию и стараясь исправить судьбу каждого маленького человека, попавшего в их поле зрения.
Я всегда придерживалась такого принципа: не нравится работа – уходи, возможно, на другом месте будешь чувствовать себя намного лучше, будешь приносить пользу и радоваться собственным успехам. У ПДНщиков обязательно должен быть огонь, желание работать и приносить пользу детям, на страже чьих интересов мы стоим. Работа с трудными подростками полностью исключает возможность формального подхода. Здесь нужно быть и актрисой, и психологом, и дипломатом.
В Находке работают именно такие, увлечённые люди. В нашем коллективе — 15 человек. Есть сотрудники, которые отработали в ПДН более 10 лет, но если говорить в общем, то стаж большинства не более пяти лет. Все профессионалы своего дела, случайные люди у нас не задерживаются. У каждого инспектора есть вверенная ему территория, за которую он отвечает, на которой, как правило, расположено несколько школ, детских садов, ну и, конечно, жилые дома.
В его работу входит проверка на безопасность всех учреждений, профилактические беседы с несовершеннолетними, родителями, преподавателями. Если что-то случается, то инспектор составляет административный протокол, ставит на профилактический учет. У каждого инспектора на учете состоят как несовершеннолетние, так и их неблагополучные родители и опекуны.
В Находке детей, в жизни которых принимают и продолжают принимать участие сотрудники ПДН, немало. Только на данный момент состоят на учете 146 подростков и 115 семей. Каждый со своим характером, воспитанием, представлениями о мире, нравственными ориентирами, ценностями. Объединяет их одно – непростая жизненная ситуация, в которую они попали по тем или иным обстоятельствам.
Дети, которые попадают на учёт, ведут себя по-разному. Одни пугаются, другие откровенно дерзят, третьи замыкаются. Как работать с тем или иным ребенком, ты понимаешь только в тот момент, когда увидишь его, узнаешь историю жизни. В одной ситуации нужно проявить строгость, в другой, наоборот, быть мягче. Важно, чтобы ребёнок не боялся, а уважал, только в этом случае можно надеяться на успех.
Задача инспектора – понять причины, найти подход (не только к ребёнку, но и к его родителям), помочь принять верное решение. Возможно, это лишь при условии, что полицейский является не только юридически подкованным представителем закона, но и психологом, воспитателем, другом.
Объяснить ребёнку, что воровать, драться, употреблять спиртное и наркотики, убегать из дома, совершать иные противоправные действия — плохо и может привести к печальным последствиям, недостаточно. Нужно показать ему, что есть другие, альтернативные способы проведения досуга, предложить ему что-то другое, показать иной мир.
Бывают проблемы и у вполне благополучных семей. Дети отказываются возвращаться домой из-за конфликта с родителями. В этом случае происходит разговор и с теми, и с другими. Итог таких бесед может быть разный: одни уже через пять минут соглашаются вернуться в семью, другие вступают в такое явное противостояние, что приходится привлекать органы опеки и попечительства.
У многих родителей нет духовного контакта со своими детьми, он только материальный. Родители заняты зарабатыванием денег и почему-то считают, что если материально обеспечили ребёнка, значит — занимаются его воспитанием. Они забывают, что кроме финансовой поддержки должно быть и духовное воспитание, должен быть разговор по душам.
Есть семьи гиперопеки, где царит тотальный контроль. Но этого тоже детям не надо. Они не чувствуют свою свободу, находятся «под колпаком» и потом, когда из-под него вырываются, начинают совершать правонарушения. Я не говорю, что не нужно опекать, не нужно любить своих детей, но во всём должна быть мера, и самостоятельность у детей тоже должна быть.
Награда за наш труд – оценка тех, кто уже не является твоим подопечным. Многие из тех, кто когда-то был на учете, исправляются, встают на путь законопослушания, что не может не радовать. Ребята выросли, обзавелись семьями, но вспоминают о тебе и даже заходят в гости. Поверьте, это дорогого стоит!
Хочу поздравить всех коллег с этим праздником, выразить слова благодарности за их труд, порой неблагодарный, за безграничное терпение и самоотдачу, душевность, умение и желание помочь. Сказать спасибо за то, что свои дети и семьи нередко оказываются не на первом месте в списке маминых дел и внимания! Пожелать семейного благополучия, успехов в работе и здоровья!
Анна ГРОМОВА