Изнуряющая жара, на столбиках термометров в тени зашкаливает за тридцать градусов, на солнце — около 40. При нашей приморской влажности это нелегкие для организма климатические условия. А в это время без остановок идет асфальтирование главной автотрассы Находки, на участке от остановки Арсеньева в направлении ООО «РН-Морской терминал Находка», бывшей нефтебазы.
Один за другим сюда подъезжают большегрузные самосвалы и пополняют ковш асфальтоукладчика горячим асфальтом. Машина распределяет его ровным слоем, дорожные рабочие поправляют, где нужно, гребками, промеряют железным прутом толщину уложенного слоя. Следом проезжает дорожный каток и утрамбовывает черную массу. Сколько раз присутствовал на таких работах и только сейчас впервые обратил внимание, как после катка кипит пузырьками асфальтовое полотно. Подобно воде в кастрюле на горячей плите.
— Это из кипящей массы проступает наверх вода. Потом асфальт остынет, затвердеет, превратится в обычное дорожное полотно, и кипение исчезнет, — пояснил один из рабочих.
Приближается время обеденного перерыва, но здесь особые условия труда: люди принимаются за пищу только тогда, когда выработают последний асфальт, доставленный на участок. Иначе он может потерять свою технологическую структуру.
— Как работается? — интересуюсь у Гарика АРАКЕЛЯНА.
— Нормально. Вместе с семьей живем в Находке уже 16 лет. Люди здесь хорошие, быстро находим общий язык. Дорожником трудится и мой брат Эдгар. К приморскому климату за столько лет уже привыкли. Обычно начинаем рабочий день с шести часов утра и заканчиваем уже по темноте. Днем, в самую жару, стараемся делать небольшую передышку. Работа, конечно, тяжелая, зато достойно оплачиваемая. Хватает не только на содержание семьи, но и во время отпуска навестить родителей и родственников в Армении, — рассказал собеседник.
Михаил ХАЧАТУРЯН уже шестой год подряд, оставляя на время семью, по контракту приезжает на сезонные работы в Находку. Жена и дети прекрасно понимают, что на заработанные здесь деньги в Армении можно приобрести разных благ намного больше. Поэтому отпускают главу семьи в дальние края без особых претензий. Дорожный рабочий Арут ТОРОСЯН также наездами трудится в бригаде с апреля по ноябрь уже девять лет подряд, а потом снова уезжает в Армению.
— На родине работаю разнорабочим на стройке, платят там очень мало. А здесь меня вполне устраивает и зарплата, и режим работы с двумя выходными в неделю. Пока холостой, почему не поездить, — сказал Арут.
Асфальтирование выполняет находкинская строительная компания ООО «Массис». Она выиграла городской тендер, предложив заказчику наиболее выгодные условия и короткие сроки. К примеру, на участок в районе Арсеньева ее работники вместе со специализированной техникой зашли в прошлую субботу. За неделю они намерены полностью справиться с объемом работы, заасфальтировав около 11 тысяч квадратных метров дорожного полотна. В интернациональной бригаде трудятся не только армяне, но и русские, таджики.
— Следующий этап — асфальтирование участка в районе улицы Нахимовской протяженностью около восьми тысяч квадратных метров. Потом будем работать на улице Песчаной и приведем в порядок участок от торговой базы «Камчатка» до «Волны». Немалый объем работ по асфальтированию предстоит сделать и по улице Портовой, начиная от Центральной площади до Находкинского морского торгового порта. Одним словом, асфальтными работами обеспечены вплоть до начала ноября, — рассказал заместитель генерального директора ООО «Массис» Аревшат АВЕТИСЯН.
Владимир ПАНТЮХОВ