Алтымбек СУБАНБЕКОВ — один из немногих, кто семьей переехал в Находку из Киргизии по программе переселения соотечественников. Оставив родные края восемь лет назад, они терпеливо осваивают Приморье.
Срываться с нажитых мест всегда тяжело. Особенно, когда тебе уже за полста. У нас, русских, говорят: на месте и камень обрастает. Но это не про СУБАНБЕКОВЫХ. Их семья до этих пор проживала в столице Киргизии в большом частном доме. С огорода кормились овощами, в саду росли виноград, абрикосы, другие фрукты и ягоды. Благодатный край, автомобиль, определенные планы на жизнь… Но всё это перечеркнули лихие 90-е. С работой в Бишкеке стало тяжело, заработки упали, соответственно, и уровень жизни населения. Алтымбек, что в переводе на русский — «золотой человек», работал в то время разносчиком питьевой воды в бутылях по офисам и получал за свой труд примерно восемь-десять тысяч рублей в месяц.
Жена Джайнакуль Кулмамбетовна долгое время не могла трудоустроиться. Имея диплом экономиста-бухгалтера, была вынуждена нянчить чужого ребенка за 500 рублей в день. И никакого просвета. Старший сын Марс уже был женат, замужем и 26-летняя дочь Венера. Подошло время женить младшего, Кантемира, а родители всё больше приходили в отчаяние, потому что ничем не могли помочь детям начать самостоятельную жизнь. Тогда они всерьез задумались о том, как быть дальше. И пришли к общему выводу: нужно куда-то уезжать. Но куда? Через интернет узнали, что в России уровень жизни населения почти в два раза выше, чем в Киргизии.
— Поедем в Россию. Но где нас сегодня ждут с распростертыми руками? Знакомая уехала на Камчатку, приглашала и нас туда. Но там зимой сильные морозы и пуржит, а летом — дождь и морось. Тогда муж вслепую ткнул пальцем в карту России и попал в Приморье. Выбрали Находку. В Киргизии около трех часов приходилось добираться от дома до озера Иссык-Куль — единственного большого водоема, где можно было искупаться и позагорать. А в Находке море рядом, и не надо больших сборов на дорогу. Температура почти такая же, как в Киргизии, только там сухо, а здесь больше влажности и туманов с моросью. Был еще вариант — Норильск. Но муж и дети запротестовали, остановив выбор на Находке. Какая разница, подумала я, где твоя малая родина. Главное, чтобы тебе и твоим детям там было хорошо. По возможности постараемся сохранить родную культуру, язык и не забыть свои места, — рассказала Джайнакуль Кулмамбетовна.
Взвесив все за и против, отправились в УФМС, оформили необходимые документы и вскоре оказались в Находке. Обживаться на новом месте было непросто. Дорогу на Дальний Восток переселенцам оплатило государство, выдав мужу и жене «подъемные» в размере 180 тысяч рублей. А через полгода по упрощенному варианту получили гражданство России. Дети в это время еще оставались в Киргизии. Это была как бы «разведка боем».
Алтымбек Бакирович, имея корочки водителя, трудоустроился в Находкинское пассажирское АТП. Вакансии по профилю не нашлось, некоторое время поработал кондуктором. Поселили переселенцев в маленькую комнату гостиницы для водителей междугородных автобусов, что на территории автопарка, где они прожили год. Пока муж работал в автобусном парке, жена через Центр по трудоустройству администрации города бесплатно окончила курсы компьютерной грамотности. Однако по специальности экономистом-бухгалтером работать не пошла, а устроилась к китайским торговцам на рынок продавать вещи.
Поначалу было очень тяжело: ни друзей, ни знакомых, чужие края, доход маленький, ностальгия по малой родине, по детям, родственникам… Доходило до того, что ночами Джайнакуль Кулмамбетовна тихонько плакала, но мужу не могла сказать всей правды. Он успокаивал ее, дескать, потерпи еще немного, скоро всё переменится. И действительно постепенно всё стало налаживаться. Сначала переехал в Находку их младший сын, а в 2015 году и старший. Сняли на всех трехкомнатную квартиру, и жизнь пошла веселее. Потом приехала Венера с семьей, вместе стало тесновато, разделились по съемным квартирам, оставаясь одной семьей. Все, кроме мужа, работали у китайцев на рынке. Денег едва хватало на оплату съемных квартир и скромное пропитание. Однажды Кантемир на семейном совете сказал: «Сколько можно работать на дядю за 300 рублей в день? Давайте развивать собственный бизнес».
Взяли кредит в банке и купили первую партию товара. Постепенно общий доход позволил оформить квартиру в ипотеку. В этот момент одна китайская предприниматель решила уехать на родину и выставила на продажу свой бизнес, да еще с хорошей скидкой. Семья СУБАНБЕКОВЫХ, недолго думая, приобрела его и еще активнее стала развивать собственное дело.
— Я по натуре прагматик, но немного мнительная. Когда увидела эту гору китайских «тряпок», на меня напал панический страх. Кому они нужны? Да мы быстро прогорим с этим барахлом! И снова муж и дети стали успокаивать меня. До минимума урезали семейные расходы, направляя каждый рубль на развитие бизнеса. И вскоре действительно увидели плоды наших усилий: рассчитались с кредитом, без труда стали оплачивать ипотеку, появились деньги на приобретение нового товара, покрытие аренды торговой площади. Поставщики стали давать товар под реализацию. Весомую лепту в общее дело всегда вносила стабильная зарплата главы семьи. Сегодня мы уже практически не вкладываем заемных средств в бизнес, развивая его за счет собственной прибыли. Постепенно выкупили квартиры детей в собственность. У нас так заведено: вся прибыль стекается в одну семейную казну, откуда я, как экономист-бухгалтер, распределяю на всех средства, досконально просчитывая каждый шаг в бизнесе и взвешивая все статьи расходов. Конечно же, не обходится без споров и разногласий. В итоге принимается общее оптимальное решение. Самое главное, что мы в этих разногласиях слышим друг друга,- подчеркнула Джайнакуль СУБАНБЕКОВА.
Немалая роль в семейном бизнесе отводится дочери и ее мужу Руслану. Они воспитывают 12-летнего Артура и двухлетнюю Аизу. Венера до переезда в Находку окончила Кыргызский технический университет, успела поработать помощником бухгалтера и приобрести опыт. Сегодня семья СУБАНБЕКОВЫХ владеет в Находке уже сетью магазинов мужской и женской одежды.
-В бизнесе занята вся наша большая и дружная семья, включая военного по специальности зятя. Исключение — папа, водитель автобуса в АТП, и невестка Асель, терапевт поликлиники рыбаков, которая одновременно является нашим семейным доктором. У каждой семьи здесь свой пай. Нам с Русланом помогли первыми погасить ипотеку. У нас свои правила: дети слушаются родителей, родители прислушиваются к детям. Так и живем. Доходность бизнеса колеблется в зависимости от сезона. Торгуем мужской и женской китайской и турецкой одеждой. Младший брат побывал в турпоездке в Стамбуле и заключил партнерские отношения с производителем, который регулярно отправляет товар в наш адрес небольшими партиями. Задумок и планов по развитию бизнеса много, но секреты открывать не хочу, — поделилась Венера.
Поскольку в городе практически нет киргизов, семья СУБАНБЕКОВЫХ поддерживает дружеские отношения с казахской диаспорой. Часто общими усилиями участвуют в национальных и государственных праздниках, готовя номера для концертных программ. В танцевальных и фольклорных костюмированных номерах активно участвуют и внуки Алтымбека и Джайнакуль — Мэрим и Аяна, Артур и Даниэль. Дети показывают хорошую успеваемость в школе. Старший сын СУБАНБЕКОВЫХ Марс всерьез увлекся спортом и часто принимает участие в различных соревнованиях, включая первенства России, где не раз занимал призовые места. Говорят, хорошие дети — слава родителей. Это как раз про их семью.
— Как вас приняла Находка? — интересуюсь у главы семейства.
— Прекрасно. Работа нравится, много лет тружусь на самом сложном направлении — городских пассажирских перевозках. Коллектив устраивает. Полюбил море и сопки, быстро адаптировался к приморскому климату. Находка в отличие от Бишкека — город небольшой и спокойный. Иногда нахлынет ностальгия по родным местам, но это случается всё реже. Каждый год по очереди ездим на малую родину. Примерно раз в пять лет там бываем и мы с женой. В Находке родились уже две наших внучки. Дети немного помнят родной язык, а внуков приходится обу-чать. Ни на производстве, ни в учебных и дошкольных заведениях ни разу не встретили проявлений национализма по отношению к нам. Мы как у себя дома. По праздникам собираемся большой семьей за столом, поем песни, веселимся, общаемся. Из национальных блюд в основном готовим бешбармак, манты, лагман… Наши женщины — искусные кулинары, умеют удивить сильную половину. И мы их за это любим и ценим, — разоткровенничался Алтымбек СУБАНБЕКОВ и в ответ получил тираду комплиментов.
— Хороший у меня муж: не пьет, не курит, на работе пользуется авторитетом, в семье его любим и уважаем. Покладистый, скромный… Не человек, а золото. Хорошие дети и внуки. Славная у нас семья, — подытожила Джайнакуль Кулмамбетовна.
Владимир ФЕДОРОВ