За годы войны Буденновским военкоматом из Находки и окрестных деревень были призваны более 1500 человек, которые сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны. Среди призванных на фронт был и мой дядя (старший брат моей мамочки) Алексей Константинович ЧЕРЕВКО, жизненный путь которого достоин исторической книги.
Алексей Констан-тинович родился в мае 1923 года на юге Приморья. В 1937 г. вся семья перебралась на строящуюся станцию Боец Кузнецов, под Находку. 7 классов он закончил в селе Екатериновка, восьмой класс — в Буденновке (ныне село Владимиро-Александровское) в 1941 году. 1 октября 1941 г. Алексей получил повестку и под слезные проводы всей семьи отправился на сборный пункт в город Находку, а уже 3 октября эшелон с призывниками прибыл на станцию Шкотово, где формировалась 253-я отдельная курсантская стрелковая бригада. Там молодых ребят учили тактике, стрельбе, штыковому бою. Вскоре ЧЕРЕВКО был назначен командиром отделения.
В начале марта 1942 года бригаду подняли ночью, погрузили в вагоны, и на десятые сутки они оказались в районе Воронежа. Почти сразу же начались боевые действия. В батальоне был отдельный взвод автоматчиков, куда Алексея Константиновича назначили заместителем, а затем и командиром. В июне 1942 года он был ранен первый раз и награжден первой своей наградой — медалью «За отвагу». 5 февраля 1942 г. мой дядя был ранен второй раз и отправлен в госпиталь. Там он познакомился с командиром танка Т-34 Н.КУРОЧКИНЫМ, который организовал его переход в танковый полк. Так Алексей Константинович стал наводчиком орудия танка «КВ». К этому времени он уже был опытным воином, имевшим за мужество, отвагу и смекалку в бою две медали «За отвагу» и орден Красной Звезды.
Довелось Алексею Константиновичу участвовать и в легендарной Курской битве, о которой он так вспоминает в своей книге «Военный советник»: «11 июля 1943г. полк получил задание совершить форсированный марш к станции Прохоровка. Во второй половине дня были на месте, а к вечеру передовые танковые группы немцев появились перед полком. Завязался бой, не ожидавшие яростного отпора немцы попятились. Наши танкисты понимали, что наступает ответственный момент, что враг готовится нанести решающий удар и прорваться к Курску. Главное — устоять. Наступило утро, и начался бой. От грохота танков, рева самолетов, стрельбы артиллерии, разрывов тысяч бомб, снарядов и мин сотрясалась земля. Шла тяжелейшая в истории войн битва танков, каждый в ней делал свое дело».
Командование заметило незаурядные способности смелого воина, и в конце 1943 г. с Букринского плацдарма на Днепре Алексей ЧЕРЕВКО был направлен во второе Саратовское танковое училище. Несмотря на настойчивые рапорты и многочисленные просьбы отправить его на фронт по окончании училища, Алексей Константинович еще около года готовил танкистов в учебном заведении. И только в марте 1945 года вчерашний танкист был назначен на должность командира первого танкового батальона 135-го Ельненского Краснознаменного танкового полка 28-й механизированной дивизии. После участия в Висло-Одерской операции дивизия встретила победу в Польше. По окончании войны бывший солдат, мечтавший с детских лет быть художником, связал свою последующую жизнь с армией.
Алексей Констан-тинович постоянно учился, совершенствуя свои военные знания. В 1949 году окончил высшую офицерскую школу самоходной артиллерии, а в 1959-м -Академию бронетанковых войск. Службу прошел на командных должностях – от командира отделения до заместителя командующего войсками Туркестанского военного округа, прошел путь от солдата до генерал-лейтенанта.
В мирное время генерала неоднократно направляли в дружественные государства для оказания интернациональной помощи. «Человек с высокой эрудицией», — отзывался о нем президент Мозамбика. «Твердо и целеустремленно осуществляет руководство по организации и строительству вооруженных сил государства Мозамбик», — подчеркивалось в служебной характеристике. Там, в Африке, и в Мозамбике, и в Йемене, при исполнении обязанностей главного военного советника, генерал принимал участие в боевых действиях, показывал пример мужества и отваги, был ранен. Неоднократно отмечен высокими государственными наградами. К наградам Родины добавились орден Мариба – высшая награда Йемена и звание национального героя этой республики, а также высшая награда Мозамбика – орден Мира и Дружбы.
Уволившись из рядов Советской Армии в 1981 году, Алексей Константинович обосновался в Симферополе, с которым были связаны его лейтенантские годы и где у него была семья. Он щедро делился своим богатым опытом и знаниями, активно участвовал в жизни ветеранской организации автономии, в деятельности Русского культурного центра Фонда «Москва – Крым», часто выступал в СМИ, на собраниях молодежи и ветеранов. В 2000 году был руководителем группы ветеранов Крыма – участников парада 9 Мая в Москве.
Алексей Константинович был удивительно талантливым человеком. Он прекрасно владел кистью, созданные им многочисленные полотна могли бы занять достойное место на художественных выставках. Особенно любил рисовать родные приморские пейзажи в короткие и нечастые приезды в отчий дом.
Значителен и его многолетний труд «Военный гений России», который он посвятил выдающемуся полководцу маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу ЖУКОВУ. В нем кратко и достоверно показаны действия выдающегося военачальника в оборонительных и наступательных операциях, воссозданы события, о которых историки по тем или иным причинам долгое время умалчивали, переданы телефонные разговоры маршала Георгия ЖУКОВА и Верховного Главнокомандующего Иосифа СТАЛИНА. Перед тем как сесть за рукопись, генерал четыре месяца провел в городе Подольске: знакомился с материалами архива Министерства обороны России, изучал документы, протоколы, стенограммы. Как утверждает сам Алексей Константинович, ЖУКОВЫМ он восхищался, для него это был пример самоотверженного служения Родине, великого полководца-самородка, выходца из Калужской глубинки.
В своей книге «Военный советник» Алексей Константинович вспоминал: «Я всегда помнил того китайца, который отцу наворожил, что у его гроба будут два сына и две дочери. К 1941 году произошли следующие изменения в составе нашей семьи. В 1938 году родилась девочка Валя, и дочерей стало три – одна из них должна уйти. Когда Вале исполнился год, она заболела и умерла. Все встало на свои места, но в 1940 году родился мальчик – Борис. Нас, ребят, стало трое. Кто-то из нас троих должен был уйти. И когда я махал рукой из вагона маме, уезжая на войну, то был уверен – уйду я. И как-то с этим смирился. И на войне пулям особо не кланялся».
Алексей Константи-нович благополучно закончил свою войну. Погиб его младший брат, Владимир, 1926 года рождения, ушедший добровольцем на фронт в составе мостопоезда, сформированного в депо станции Сучан (ныне город Партизанск). 12 апреля 1944 года при восстановлении моста через реку близ города Калинковичи в Белоруссии во время страшной бомбежки пропал без вести Владимир Константинович ЧЕРЕВКО. И только в 2004 году, после долгих и трудных поисков всей семьи, удалось найти в архивах документы, из которых стало ясно, как погиб и где похоронен солдат. В том же году Алексей Константинович побывал на могиле брата. И сразу же благодарные жители села Екатериновка внесли имя еще одного бойца в список погибших земляков на памятнике, установленном в поселении.
Сегодня в живых нет никого из старших ЧЕРЕВКО, последним умер Алексей Константинович в 2011 году. Но живы их дети, внуки, которые помнят о своих родных, бережно сохраняя документы, книги, газетные статьи, фотографии, награды, так как самая главная для нашего поколения задача — сохранить всё, чему стали свидетелями наши родные, и передать всё следующим поколениям.
Наталья ТИМОХОВИЧ,
преподаватель ДВМУ