1 июня — 111 лет со дня образования Находкинской таможни
111 лет назад в бухте Находка учреждена должность таможенного надзирателя таможенного поста в количестве одного человека.С какими результатами встречает день своего рождения таможня, рассказал и.о. начальника Находкинской таможни Юрий Геннадьевич КИШИНСКИЙ.
— За более чем вековую историю таможня прошла путь становления от таможенной заставы с первым таможенным надзирателем в Находке Иваном ЖУКОВЫМ до одной из крупнейших таможен на Дальнем Востоке с численностью более 400 человек. Направление деятельности Находкинской таможни – таможенный контроль грузов, перемещаемых через границу морскими судами. В подчинении таможни находятся таможенные посты Восточный, Находка, Пластун и Ольгинский, в зону деятельности которых входит территория Приморского края площадью 55 тысяч кв. километров.
— Юрий Геннадьевич, какая она — Находкинская таможня в 2020 году?
— В прошлом году таможня передала функцию оформления деклараций в центры электронного декларирования, и сегодня это таможня фактического контроля, которая оформляет морские суда, проводит досмотры, осмотры, взвешивание грузов, отбирает пробы и образцы для экспертиз. При этом работы у находкинских таможенников не убавилось. Объём грузов, перемещаемых через порты Восточный и Находка, не сократился. Только за пять месяцев 2020 года грузооборот составил около 18 млн тонн.
В центры электронного декларирования передано 97 % деклараций. Но на некоторые виды товаров мы продолжаем их принимать. В этом году таможня оформила 13 тысяч тонн товаров, преимущественно импортных (98%). В основном при импорте подавали декларации на большегрузные машины (бульдозеры, экскаваторы), грузовые и легковые автомобили, мотоциклы.
С начала года таможенники Находки обеспечили поступление в бюджет около двух миллиардов рублей, оформили полторы тысячи морских судов и более 27 тысяч физических лиц. Лидер среди стран-торговых партнеров – Япония. Около 50 % всех товаров, оформленных таможней, были японскими. Также ведущими странамипартнерами остаются Китай и Республика Корея.
Третья часть всех грузов, оформляемых таможней, приходится на транзитный груз. В основном транзит идет через порт Восточный, откуда морем вывозится в Азию, а если импорт — по железной дороге в страны СНГ и страны Евросоюза. С начала года таможня оформила 260 тысяч тонн транзитного груза.
— Что меняется в вашей работе?
— Таможенная служба продолжает модернизацию, направленную на создание «интеллектуальной таможни», обновление инфраструктуры. Важным остается совершенствование благоприятных условий для ведения бизнеса. Яркий пример тесного сотрудничества с деловыми кругами — взаимодействие Находкинской таможни с судостроительным комплексом «Звезда», где реализуется крупнейший проект по строительству современной верфи. Так как «Звезда» является резидентом ТОСЭР, на территории комплекса открыта зона таможенного контроля, позволяющая ввозить оборудование и использовать его в строительстве на льготных условиях.
Мы не остаемся в стороне и активно участвуем в различных проектах и экспериментах, направленных на ускорение оформления товаров, и, как следствие, сокращение сроков нахождения товаров в морских портах.
Интересным и важным считаю участие Находкинской таможни в новом пилотном проекте ФТС России и датской компании Maersk – мирового лидера в морских контейнерных перевозках. Проект направлен на организацию оперативного оформления транзитных перевозок по маршруту Азия – Европа (Европа –Азия), разработанному с целью сокращения времени доставки грузов.
Раньше на доставку грузов из Азии в Европу ( или обратно) традиционным морским путем через Суэцкий канал уходило 42-45 суток. Новый транзитный маршрут, который идет по территории России (Азия – морской порт Восточный – российские железные дороги – порт Санкт-Петербург – страны Евросоюза), сокращает доставку транзитного груза до 18-20 суток! С июля 2019 года Находкинская таможня оформила около одной тысячи контейнеров по новому маршруту.
В мае этого года Находкинская таможня приняла участие еще в одном эксперименте. Его суть – отработка механизма отслеживания перево-зок транзитных контейнеров по новым маршрутам Азия-Европа с использованием электронных навигационных пломб, функционирующих на основе системы ГЛОНАСС.
40-футовый контейнер компании Maersk был ввезен в Россию из Финляндии через порт Санкт-Петербурга. На контейнер были наложены электронные навигационные пломбы. Далее по железной дороге контейнер проследовал в порт Восточный, где таможенники сняли пломбы, выпустили груз, который направился в Южную Корею. Путь контейнера по территории России занял всего 16 суток.
Тестировали новый механизм отслеживания транзита из Северной Европы в Азию по территории России таможенная служба совместно с Maersk, ОАО «Российские железные дороги» и ООО «Центр развития цифровых платформ» при поддержке Минтранса России. Информация о маршруте транзитного контейнера и состоянии пломбы была доступна всем участникам эксперимента в режиме онлайн.
Систему отслеживания грузов с использованием навигационных пломб планируется применять для перевозки санкционных грузов из Европы в Азию по территории России. Транзит санкционных товаров за счет внедрения цифровых технологий позволит увеличить объем международных грузоперевозок по территории России более чем на 10%.
— Важным направлением в работе таможни остается пресечение и выявление правонарушений. Какие правонарушения допускали участники ВЭД в этом году?
— С начала года таможня возбудила семь уголовных дел, в основном по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей. Одно из последних дел возбуждено по факту неуплаты в казну более двух миллонов рублей коммерсантом из Находки, который ввозил одежду и обувь из Турции в коммерческих целях, реализуя ее в своей торговой точке. Предприниматель перемещал одежду через границу в ручной клади или просил других людей провезти за денежное вознаграждение. При этом гражданин указывал, что товар ввозит для личных нужд, уклоняясь от таможенных платежей. Коммерсант признал свою вину и возместил причинённый государству ущерб. Суд обязал его заплатить штраф.
В рамках административного производства возбуждено 187 дел об административных правонарушениях, в основном по фактам недекларирования товаров и сообщения недостоверных сведений о транзитных грузах. Одно из последних дел об административных правонарушениях возбуждено в отношении компании из Владивостока, которая, представляя интересы получателя груза, не задекларировала 43 тысячи квадратных метров ткани. Товар задержан. Фирму ждет штраф.
— Юрий Геннадьевич, с каким настроением встречаете еще одну дату в своей истории?
— Хорошим. Работы у нас много, мы с ней успешно справляемся.
Беседовала Наталья ВОТЧАЛ