Отшумели новогодние праздники. И хотя пандемия внесла свои коррективы в традиции провожать старый и встречать новый год, без Снегурочки и Деда Мороза ни одно мероприятие для детей не прошло.
В памяти каждого из нас — добрый дедушка с белой длинной бородой, который дарит подарки и новогоднее чудо. А вот с историей возникновения этого волшебного персонажа, какой нелегкий путь ему пришлось пройти, чтобы стать любимцем современности и нашим новогодним героем, знакомы далеко не все.
Возраст Деда Мороза превышает 1000 лет, а история появления этого доброго сказочного персонажа для многих остается тайной до сих пор. Точно неизвестно, откуда появился Дед Мороз. Первые упоминания о дедушке, который вызывает сильные морозы, замечены у восточных славян. Предполагают, что изначально волшебника называли не Дедом Морозом, а Мороком – именем бога холода и зимы. Морок был злым существом. Славяне представляли его сгорбленным растрепанным стариком, который ходил по лесам в льняной рубахе и в лаптях. Всё на своем пути он покрывал снегом или превращал в лед. Наши предки славяне верили, что при встрече с Мороком человек превратится в ледяное изваяние, поэтому очень боялись этого злого духа. Видимо, с тех времен и пошли выражения «упасть в обморок» и «заморочить голову».
Позже наши предки решили задобрить зимнее божество, так как от количества выпавшего снега зависело и количество урожая на будущий год. Славяне стали зазывать бога холода, приманивая его блинами или кутьей, которую оставляли на крыльце или на окне. А когда наутро еда исчезала, то в ближайшие дни наступали такие сильные морозы, что деревья в лесах потрескивали от холода. Отсюда и появились более ласковые имена для бога зимы – Трескунец и Студенец.
Изменился и образ волшебного старика: рубаха и лапти сменились на длинную шубу и шапку. Посох прародителя Деда Мороза был украшен головой быка – символом плодородия и счастья. На руках Трескунца были теплые трехпалые перчатки: считалось, что у всех божеств меньше пальцев, чем у человека. Это божество являло собой строгого, но справедливого духа зимы. Вспомним хотя бы сказку «Морозко»: добрую и трудолюбивую девушку он поморозил и отпустил, одарив подарками, а злую и ленивую заморозил насмерть.
С приходом христианства началась серьезная борьба со славянским язычеством. Образ снежного деда исказили. Его стали представлять злым и жестоким языческим божеством.
Можно сказать, что после принятия христианства, Дед Мороз возродился лишь в XIX веке в образе Николая Чудотворца, или Николая Угодника. Этот святой еще при жизни много помогал людям и был очень щедрым. В христианской истории остается легенда о том, как святой Николай спас трех сестер. Он узнал о крайней нужде, в которую впала одна и без того бедная семья, и решил помочь, подбросив тайком узелок золота отцу семейства. Так старик смог выдать достойно замуж старшую дочь. Таким же образом устроилась судьба и второй дочери, ей святой угодник подбросил мешочек с золотом в окно.
А вот третья дочь с отцом решили узнать, кто же этот праведник, что так бескорыстно помогает их бедной семье. Закрыв в доме все окна и двери, они стали ждать. Николай ходил вокруг дома, но вскоре понял, что не сможет подбросить мешочек с золотом, как делал до этого. Тогда он заметил, что из трубы дома идет дымок, взобрался на крышу и подкинул в дымоход третий узелок с золотом. Как раз в тот день девушка постирала носки и развесила их над очагом, мешочек и угодил прямиком в один из них. С тех пор на Западе принято на Рождество вывешивать носки над камином в ожидании подарков от Святителя.
Другая примечательная история – о том, как Николай Чудотворец тайно награждал детишек сладостями, золотыми орехами, апельсинами к праздникам. Целый мешок приносил святой детям бедняков. После смерти Николая объявили святым, и он сделался объектом поклонения, почитания всех христиан мира. В Средние века был установлен обычай в Николин день (19 декабря) дарить детям подарки в память о нем.
После революции 1917 года в России святой Николай подвергся гонениям, как и само Рождество Христово. Окончательное изгнание праздника произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днем, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений.
Святой Николай больше не вернулся к российским ребятишкам, взамен пришел триумф Деда Мороза. Это произошло в канун 1936 года, после того как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. ПОСТЫШЕВ опубликовал в газете «Правда» статью, в которой предложил организовать для детей празднование Нового года, после чего по всей стране начали организовывать новогодние мероприятия. Официальное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро после этого. Уже 30 декабря 1935 года прошла первая в СССР официальная новогодняя елка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов.
Вот такой нелегкий путь прошел наш Дед Мороз, чтобы добраться до наших дней тем, кем является сейчас. Подвергаясь дискриминации, гонениям, «переиначиванию» образа, отрицанию и непринятию, он смог вернуться к нам в своем добром обличии.
В наши дни происходит мощнейшее информационное влияние со стороны западной культуры, которая иногда заставляет российских ребятишек путать облик нашего Деда Мороза с заграничным Санта Клаусом. Так как же выглядит наш, российский, волшебный новогодний персонаж?
Во-первых, у него должна быть длинная густая борода, которая указывает не только на его возраст, она еще и символизирует богатство и достаток. Интересно, что славяне представляли Мороза с бородой до ног. Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Сегодня используются шубы и синего, и белого, и даже зеленого цвета, но такой наряд многие, в том числе историки, критикуют, настаивая на том, что для нашего Мороза каноничным выступает именно красный. Непременный элемент одежды волшебного старика – это шапка полуовальной формы, как у боярина, однако на ее лицевой части должен быть треугольный вырез. Цвет, орнамент, оторочка – все должно соответствовать шубе. Традиционная обувь Деда Мороза – валенки или сапоги, шитые серебром. Пояс (не ремень!) обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту. Еще один важный атрибут одеяния – это посох. Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже посох использовался для сотворения холода и замораживания тех, кто не проходил проверку. Посох по канону должен быть хрустальным или хотя бы серебренным под хрусталь.
Мы все очень любим Дедушку Мороза, ждем его в гости с подарками и новогодними чудесами. Наверняка и в ваш дом заглянуло новогоднее чудо, подарив вам, вашим детям и внукам волшебное настроение.
Дарья КРАСНОВСКАЯ, выпускница «ТЕЛЕшколы», а ныне студентка
1-го курса журфака СПбУ