12 августа исполнилось 85 лет Анатолию ЛАКТИОНОВУ, бывшему начальнику мореходно-технической школы треста «Дальморгидрострой».
Начиная с середины 60-х годов Анатолий Иванович бессменно возглавлял это учебное учреждение, готовя кадры для работы на судах технического флота. С его приходом жизнь в школе кардинально изменилась в лучшую сторону. Как и полвека назад, ветеран, несмотря на свой преклонный возраст, по-прежнему активен и в трудовом строю, встретил меня на своём рабочем месте бодро и крепким рукопожатием.
Анатолий Лактионов родился в селе Третий лесопункт Амурской области. Его родители трудились вальщиками деревьев. После семилетки Анатолий поступил в мореходную школу в Николаевске-на-Амуре. Администрация тогда поставила курсантам условие: кто окончит учёбу на «отлично», тех трудоустроят в ДВМП, а затем, после года работы, без вступительных экзаменов примут на учёбу в Холмское мореходное училище для повышения квалификации. Анатолий Лактионов это условие выполнил достойно, получил диплом с отличием и был зачислен на судомеханический факультет сахалинского училища. В 1960 году окончил учёбу, и его приняли на работу в ДВМП.
Первым его пароходом стала «Сибирь» — бывшее немецкое судно «Адольф Гитлер», которое СССР забрало у Германии по репарации. Начинал Анатолий мотористом, работал третьим механиком.
— Пароход очень понравился. В моршколе нам хорошо преподавали структуру устройства судна и судовых механизмов, поэтому я с первых дней почувствовал себя уверенно, — вспоминает Анатолий Иванович.
Освоив хорошую материальную основу, молодой моряк стал подумывать о том, что настало время расстаться с холостяцкой жизнью. В селе Хороль на танцах познакомился с девушкой, которая и стала его женой.
— В то время в моде были вальс, танго и фокстрот. Пригласил Валентину на вальс. Разговорились. Она работала преподавателем истории. Проводил до дома. Начали встречаться, потом поженились. С тех пор и живём вместе, — рассказал Анатолий Лактионов.
«Сибирь» оказалась не только первым его пароходом, но и единственным. Через некоторое время Анатолий Лактионов уволился из пароходства, потому что однажды поймал себя на мысли, что работа с личным составом нравится больше, чем хождение по морям. Она и сыграла ключевую роль. Некоторое время работал инструктором орготдела Находкинского горкома партии.
— Однажды за какие-то проступки освобождают от должности начальника мореходно-технической школы. Специально по этому делу в Находку приехал начальник отдела кадров Министерства транспортного строительства, и мы вместе с ним стали подыскивать подходящую кандидатуру на это место. Объехали несколько морских предприятий, но все напрочь отказывались занять кресло начальника моршколы. И тогда мы пошли за помощью к третьему секретарю горкома партии Валентине ЖУРАВЛЁВОЙ — женщине грамотной, требовательной и с железным характером. Её уважали все руководители предприятий.
— Вам какой человек нужен на эту должность: с высшим образованием или среднетехническим? — спросила она.
— Со среднетехническим, — ответил министр.
— Вот и назначьте Лактионова. Молодой, энергичный, ответственный, имеет морскую специальность, опыт работы по партийной линии. Справится, — заключила Валентина Журавлёва.
Так, в 1966 году Анатолий Лактионов возглавил мореходно-техническую школу треста «Дальморгидрострой», бессменно руководил которой 40 с лишним лет. Имея хорошие организаторские способности и будучи коммуникабельным, чему научился, когда был в мореходке старшим группы, а затем и командиром роты, он с первых дней приобрёл авторитет у преподавателей и личного состава. Первое, что сделал, — внёс новшества в систему подготовки кадров. Практические занятия среди курсантов по старинке годами проводились на бросовом материале. Новый начальник организовал собственное производство, а затем договорился с руководством Находкинской БАМР о размещении у себя заказа на изготовление матов и кранцев для судов портофлота и дальнего плавания.
Изготовление этой продукции стало для школы хорошим подспорьем. Появились дополнительные деньги, за счёт чего, наконец-то, избавились от старых кроватей для курсантов и байковых одеял, закупили новые ковровые дорожки и мебель в кубрики, а вместо одной выдали всем курсантам по две пары обуви. С этих пор учебное учреждение стало процветать и на протяжении многих лет устойчиво занимало одну из лучших позиций не только в Приморском крае, но и системе профобразования Министерства транспортного строительства СССР.
Об этом узнали в Москве, и однажды Анатолия Лактионова пригласили выступить с докладом по распространению опыта на одном из важных мероприятий по линии ВДНХ, где присутствал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Тот внимательно выслушал выступление начальника моршколы из дальневосточной глубинки, а учебное учреждение было отмечено дипломом третьей степени ВДНХ СССР.
— Когда я возглавил моршколу, воспитателями здесь работали женщины. Сократил и вместо них ввёл должности командиров рот. Весь личный состав разбили на три роты: матросов, мотористов и радиооператоров. Ввели должности двух заместителей начальника: по политической и строевой части. После чего школа стала фактически воинским подразделением, где все жили по уставу. Это принесло свои плоды. За нами закрепили участок в районе улицы Ленинской, включая ДКМ, где курсанты регулярно контролировали общественный порядок. Моршколу обязали обзавестись пожарным инвентарём, и личный состав время от времени проводил учебные тревоги, чтобы знать, как грамотно действовать в случае пожара. На протяжении 12 лет ездили на уборку картофеля и других овощей в Екатериновку и колхозы Лазовского района, — вспоминает Анатолий Лактионов.
Этот отрезок времени собеседнику запомнился как один из лучших и самых ярких в его жини. С особой теплотой он отзывается о тех, с кем рука об руку работал десятилетиями, решая самые разные задачи моршколы. Это замполит Николай Фёдорович КОВАЛЬ, командир роты Павел Петрович ЧЕРНОВ. Частым гостем здесь был начальник «Дальтехфлота» Константин Яковлевич БОНДАРЕНКО, который впоследствии руководил трестом «Дальморгидрострой».
Многие воспитанники Лактионова занимали руководящие посты как на судах техфлота, так и морских предприятиях. Многие из них награждены за трудовые заслуги государственными наградами. Ему запомнился выпускник с фамилией ВОРОБЕЙЧИК, благодаря которому впервые в Находке зародился КВН. А в целом из стен учебного заведения ежегодно выходило порядка 250-300 матросов и мотористов в течение сорока с лишним лет.
— Я очень любил свою работу, особенно молодёжь, с которой проводил много времени. Не знаю, как выдерживала жена, но меня десятилетиями не видели за семейным праздничным столом, включая новогодний. Всё время был на работе. Зато я всегда знал, чем и как живут мои курсанты, — подчеркнул Анатолий Лактионов.
При нём был создан хороший духовой оркестр, хор и группы художественной самодеятельности. Часто их оркестр, вместе с музыкальным коллективом ДМУ, открывал важные городские партийные мероприятия и встречи по линии городов-побратимов в Доме культуры моряков, а художественная самодеятельность была украшением значимых культурных праздников.
В 1985 году за хорошие показатели мореходная школа была награждена переходящим Красным Знаменем Находкинского горкома КПСС, горисполкома и горкома ВЛКСМ. В этих стенах, наравне со специалистами для технического флота, она готовила ещё и солдат для работы на строительстве Байкало-Амурской магистрали. В те годы Союз только-только начал закупать в Японии мощные краны марки КАТО. Поэтому японская сторона привезла в моршколу своего преподавателя и переводчика, и здесь в течение двух лет готовили по взводу крановщиков в год. В том числе и за эту работу Анатолий Лактионов удостоен званий «Заслуженный учитель» и «Почётный транспортный строитель», а мореходная школа отмечена дипломом советско-японской дружбы и стала членом общества «СССР — Япония».
С развалом СССР, акционированием предприятий и неустойчивой экономической ситуацией в стране в середине 90-х моршкола прекратила свою деятельность, а подготовку кадров для технического флота было рекомендовано передать техникумам и институтам.
— Это решение Москвы стало сильным ударом для меня и преподавательского состава. Все наглядные пособия и материальную базу, которые по крупицам собирали десятилетиями, были вынуждены сдать на металлолом. В том числе и дизельную шаланду, где все механизмы были действующими. А через некоторое время трест «Дальморгидрострой» оба здания моршколы продал. Их приобрело находкинское АО «Калипсо». Коллектив разбежался, а меня оставили в роли хозяйственника. Так и работаю здесь почти 15 лет, — с грустью произнёс Анатолий Лактионов.
Вместе с женой Валентиной они воспитали двоих детей. Дочь Светлана, историк по образованию, много лет отработала в общеобразовательной школе, а сейчас временно трудится на турбазе во Владивостоке. Сын Дмитрий более 20 лет живёт в Сан-Франциско. В наградном арсенале Анатолия Ивановича немало почётных грамот и благодарностей разного достоинства. Благодаря активной жизненной позиции в своё время избирался депутатом городского Совета народных депутатов.
— Что для меня дата 85 лет? Так или иначе каждый человек всё равно анализирует свою жизнь, подводит итоги. Я никогда не придавал особого значения возрасту, всю жизнь был удовлетворён и поглощён любимой работой, находил понимание как в коллективе, так и семье. Перелистывая в памяти страницы прошлого, даже затрудняюсь сказать, за какие проступки можно себя казнить. Всё как-то гладко складывалось с детьми, с женой прожили жизнь, как говорится, душа в душу. Никогда и ни на кого не носил камня за пазухой. Я счастлив, что в свои 85 остаюсь в здравом уме, на ногах, по-прежнему работаю и вожу машину. Материально обеспечен, имеем с женой дачный участок, где выращиваем овощи, фрукты и ягоды, там же двухэтажный домик с баней и скважиной для воды. Жизнью доволен, желаю такой старости и другим, — улыбаясь, произнёс Анатолий Лактионов.
Владимир ПАНТЮХОВ