Все люди когда-нибудь стареют и неизбежно уходят из жизни. Навечно остаются только дела, оставленные ими на этом свете: кто-то успел посадить одно или несколько деревьев, построить дом…. Мой отец Лев Павлович ТИХОНОВ за свои 90 лет посадил очень много деревьев. В эти дни ему исполняется 91 год.
И рассказать про все свои посадки он уже не в состоянии. Но «рукописи не горят…». Расскажу вкратце только об одном периоде его деятельности — работе в должности председателя Совета ветеранов Находкинского морского рыбного порта.
В 1955 году, окончив Московский институт рыбной промышленности им. А. И. Микояна, Лев Тихонов приехал в Находку и был зачислен в штат рыбного порта инженер-механиком мехмастерской, потом трудился групповым инженером-механиком, заместителем начальника по механизации. А в 1973 году его назначили главным технологом рыбного порта. Блестяще изучив профиль предприятия, отец очень много работал над внедрением современных технологических методов перегрузки рыбопродукции. В 1986 году за огромный вклад в деятельность рыбпорта награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1982 году в рыбном порту был создан Совет ветеранов войны и труда. В то время здесь трудились более двухсот участников войны. Все они в большей или меньшей мере нуждались в помощи лекарствами, решении некоторых социальных вопросов, наконец, уважении к себе. С первых дней совет ветеранов возглавил мой отец. Костяк этой организации в то время составили активисты: Л. П. СЫСОЕВА, М. М. ШЛЫК, П. П. КОРОБКИН, О. В. АНДРЕЕВ, Р. Н. ХЛОПОТОВА, Л. С. АЛАТОРЦЕВА, М. И. МЕДВЕДЕВ, Т. И. КРИЧЕВЦЕВА. Возможно, были другие неравнодушные люди вокруг совета, но о них я, к сожалению, не знаю. У Льва Павловича с этих пор открылась новая, полная забот, терзаний и поисков страница деятельности.
Надо знать отца как человека, чтобы понять, какой величины его сердце, как много доброго он желал сделать для своих ветеранов. Дома сохранились тома, подобно архивным, основным содержанием которых были письма, обращения по поиску денег для оказания помощи всем ветеранам поименно. Изыскивались материальные средства, налаживались связи с разного рода организациями, способными оказать поддержку этой категории людей, специально для ветеранов готовились и проводились тематические праздники…
Особенно тепло по традиции отмечался День Победы. Были назначены дни посещения кладбищ с возложением венков к надгробьям портовских ветеранов войны, ушедшим из жизни, много чего другого было под силу ещё не старому тогда моему отцу Льву Павловичу Тихонову. Когда иссякали средства материальной помощи, он спускался в собственный погреб, набирал ведро картошки и относил его особо нуждающимся. Также делился рыбкой, за которой он частенько ходил с удочкой на рыбалку как зимой, так и летом.
Но ветераны один за другим продолжали уходить. И тогда перед отцом встала задача сбора письменного материала о пройденном пути уважаемых людей. Изучая биографии фронтовиков, он вошел в авторский состав под руководством С.М. Кузововой, создавший три тома документальных рассказов «Завещано помнить». Много воспоминаний написал и сам. Бескорыстно начал вести патриотическую работу в школах Находки, рассказывая подрастающему поколению о войне на примерах ветеранов-фронтовиков.
И все же основной работой Льва Павловича стало создание музея на территории Дома культуры рыбаков, а затем, с приходом в порт нового директора Михаила Витальевича ВЕСЕЛОВА, — превосходного музея рыбного порта на территории предприятия. Несколько художников работали над созданием соответствующего интерьера. С этой целью было отремонтировано специально подобранное под это дело здание, сделан хороший ремонт внутри, где должны были храниться и куда собирались артефакты, был создан зал для выступающих и гостей.
Вскоре стеллажи наполнились ценнейшими документами о жизни первостроителей порта и фронтовиках. На стенах в фотовыставках разместились сотни старых фотоиллюстраций о Находке, а рукотворные модели причалов и судов придали особый вид и значимость музею. Постепенно очаг культуры стал своеобразным научно-патриотическим центром рыбного порта и города. Это было место встреч ветеранов, здесь отмечались их юбилеи, устраивались чаепития, проводились тематические праздники.
Председатель Совета ветеранов Дальневосточного мореходного училища Людмила ГАМС, неоднократно посещавшая музей рыбпорта и приводившая сюда на экскурсию группы курсантов, рассказывала, что в городе ещё не было ничего похожего на это учреждение. По насыщенности материалами, их содержанию, оформлению и экспозициям, доступности посещения музей рыбного порта особо выделялся среди подобных ведомственных учреждений и много лет являлся гордостью Находки. Отец, отдавший созданию своего детища огромное количество сил и энергии, по-прежнему много времени уделял проведению экскурсий. Здесь проходили различные выставки и конференции, музей стал родным клубом для ветеранов-первостроителей рыбного порта.
Но грянула перестройка, следом началось акционирование предприятий, в жизни поменялись многие ценности. Один за другим стали меняться и руководители рыбного порта, а в трудовом коллективе начались сокращения штатов, увольнения. С этих пор Находкинский рыбный порт, к сожалению, стал постепенно терять свою прежнюю славу. Многое из того что десятилетиями создавалось на предприятии, собиралось по крупицам для музея, руководству акционерного общества почему-то виделось напрасным.
И, как следствие, спустя некоторое время всего лишь за несколько суток было разрушено здание музея. Отец метался в поисках нового пристанища своим экспонатам и экспозициям. Но его не нашлось. Во всем городе не оказалось помещения для увековечения памяти первостроителей рыбного порта, ветеранов войны, отдававших жизни за наше лучшее будущее. Лев Павлович вместе со своим сыном экстренно, на руках, перетащили архивы и дорогие памяти многих людей вещи в ветхий склад на территории порта. Его крыша протекала во время дождей и паводков, на стенах виднелся грибок. Многие ценные фотографии серьезно пострадали от сырости. Глядя на эту неприятную картину, отец быстро поседел от дополнительных переживаний и начал часто болеть. А тут ещё бесконечные похороны последних ветеранов, отчего наша квартира практически превратилась в место траура.
Сын, серьезно переживая за здоровье отца, нашел пристанище для музея, оказавшегося ненужным новому руководству рыбпорта. Этим местом стал музей-библиотека на улице Сенявина, 14. Находясь в состоянии ремонта, библиотека тепло приняла в свои стены все, что осталось от ведомственного музея. В настоящее время все документы и архивные материалы находятся во временном, зато сухом помещении. И, как сказала мне недавно одна из сотрудниц музея-библиотеки, «…пока существует наша библиотека, за сохранность музейных документов можно не волноваться».
Приходя сюда в очередной раз, я вижу на полках до боли знакомые и родные модели причала рыбпорта и машин из старой экспозиции, рукописи, которые как известно, не горят, и многое-многое другое… Вижу, и радуется сердце, что многолетний и кропотливый труд моего отца не пропал даром. Только вот совсем побелевший от переживаний отец все реже и реже стал навещать библиотеку, «приютившую» дорогой сердцу музей, который обрел здесь свою вторую жизнь.
Екатерина ГУЛЬДИНА,
дочь Льва Павловича Тихонова