Одним из основных средств передвижения как по городу, так пригороду и краю у находкинцев по-прежнему является общественный транспорт.
В настоящее время в городе работает несколько компаний-перевозчиков, но движение по пригородным и междугородным маршрутам выполняет в основном Группа компаний Находкинского пассажирского АТП. Накануне профессионального праздника мы встретились с генеральным директором Алексеем ГАШЕВЫМ и попросили его ответить на вопросы «НР».
— Алексей Александрович, какими особенными событиями в работе АТП запомнился минувший отчётный год?
— Это был непростой временной отрезок. Пожалуй, самым знаковым в нём стало начало выполнения спецоперации на Украине. В связи с этим событием на мировом рынке резко подскочила стоимость доллара, соответственно, и цены на импортные автобусы, автошины, запасные части. Спустя некоторое время доллар опустился, а цены так и остались на прежнем уровне. Чтобы не сорвать выполнение стратегической задачи по перевозке пассажиров, мы были вынуждены в текущем году два раза поднимать тариф на проезд в городском общественном автотранспорте и один раз – на междугородных маршрутах.
Несмотря на дополнительный приток средств, обстановка с обновлением подвижного состава автопарка по-прежнему остаётся непростой. Если, к примеру, отечественный автобус малой вместимости «Газель» до скачка доллара стоил 1,6 млн рублей, теперь его цена уже выше 4 млн рублей. Практически в три раза поднялась стоимость автошин. Как результат, вместо планируемых пяти «Газелей» за текущий год удалось приобрести только две машины этой марки и три автобуса для междугородных сообщений.
Кроме того, часть водителей, ремонтных рабочих и сотрудников ОТК автопредприятия по повесткам военкомата призвали на выполнение спецоперации. Поскольку на рынке труда Находки сегодня просто не хватает водителей автобусов, свободные часы пришлось «разбросать» на других водителей, чтобы закрыть график движения. А значит, нагрузка на них возросла ещё.
— В сентябре на Приморье с неожиданным запозданием обрушился серьёзный тайфун. Последствия Стихии как-то отразилась на выполнении маршрутных перевозок АТП?
— Отрицательно отразились на пригороде и межгороде. До сих пор по причине разрушения дорожного полотна не выполняется маршрут № 603 Находка-Преображение. Совсем недавно восстановили сообщение между Находкой и Дальнегорском. Автобусы пригородного маршрута № 207 Находка-Партизанск до сих пор вынуждены ездить по объездной дороге, что не только увеличивает износ машин, но и продолжительность времени в пути следования. Словом, тайфун принес много проблем.
— Как отражается на стабильности работы предприятия ремонт моста на Находкинском проспекте через реку Каменка, в районе супермаркета «Апельсин»?
— Часть городских маршрутов оказалась разорванной, что отрицательно сказалось на качестве обслуживания пассажиров. Много звонков возмущения и недовольства ежедневно поступает нашему диспетчеру, гневные высказывания пассажиров приходится выслушивать водителям и кондукторам, хотя мы здесь ни при чём. Для удобства людей сделали конечные остановки не на Центральной площади и автовокзале, как предполагалось, а в районе «Апельсина», чтобы уменьшить протяженность перехода.
Уважаемые работники Находкинского пассажирского АТП!
Искренне поздравляю вас с профессиональным праздником – Днём автомобилиста! Ваша работа требует не только неимоверных усилий при выполнении поставленных задач, высокой ответственности и внимательности при перевозках людей как по городу, так и краю, огромного терпения и выдержки, особенно у водителей и кондукторов, но она еще и сопряжена с ежедневным риском на дорогах. Спасибо за ваш добросовестный и нелёгкий труд! Особая признательность ветеранам Группы компаний за вклад в становление автотранспортного предприятия, верность профессии и ваш профессионализм, воспитание нового поколения автомобилистов.
Поздравляю с праздником и всех пассажироперевозчиков Находки!
Успехов и благополучия на благо трудовых коллективов
и родного города!
Алексей ГАШЕВ
от имени Группы компаний Находкинского пассажирского АТП
Ввели на период ремонта моста транспортные карты и определили время пересадки с одного автобуса на другой в полчаса, чтобы человек не платил на одном маршруте дважды. Но не все люди желают приобретать эти карты, а некоторые вообще отказываются платить за проезд во время пересадки, и даже устраивают конфликты. Конечно, непорядка много. А самое главное — полуразрушенные дороги и отсутствие моста в районе «Апельсина» значительно ударили по доходам пассажирского предприятия, а значит, по обновлению подвижного состава автопарка и своевременному ремонту машин, индексации зарплаты водителей и кондукторов.
— Как в условиях экономических санкций складываются отношения с иностранными партнёрами по части приобретения импортных автобусов и запчастей к ним?
— Пока не так, как хотелось бы. Несмотря на многие наши усилия, к импортной технике не имеем желаемого доступа. В частности, Южная Корея должна иметь на продажу своих автобусов иностранным партнёрам сертификат соответствия. А у неё этого документа нет. Китай, наоборот, имеет аналогичный сертификат, но мы не имеем средств на приобретение его автобусов. В настоящее время для нас остаётся одно – обновлять парк такими отечественными машинами, как «Газель» и «ПАЗ». Но они очень плохо зарекомендовали себя – коэффициент использования всего 50 процентов. Половина подвижного состава автобусов малой вместимости этих марок у нас постоянно находится в ремонте. Больше всего нареканий на пазики, их ходовую часть и двигатели. В общем, машины сырые, недоработанные. Завод постоянно увеличивает модельный ряд, при этом мало внимания уделяя качеству автобусов. А между тем сегодня их цена на рынке уже практически сравнялась с китайскими машинами.
Не хочу сказать, что машины китайского производства нас вполне устраивают. Мы взяли несколько этих машин в порядке эксперимента. Модели, приобретённые для городских маршрутов, были разработаны китайскими конструкторами в короткий период. Одним из слабых мест является невысокое качество металла, низкий технический ресурс, а также двигатель, топливная аппаратура и компрессоры. По-прежнему самыми лучшими машинами считаем южнокорейские «ДЭУ» и «Хёндай». На этих автобусах мы по два раза делали капитальный ремонт, и они ходили по нашим дорогам 20-25 лет. Чего не могу сказать о китайских.
Для статистики: средний возраст эксплуатации транспортных средств на июль нынешнего года, к примеру, в ООО «Центр развития спорта», которое занимается городскими пассажирскими перевозками, составляет свыше десяти лет — у 51 машины, до десяти лет – у 18 машин, до трёх лет – у 10. Всего же здесь числится 79 автобусов. В Группе компаний 17 процентов приходится на транспортные средства до трёх лет эксплуатации, 56 процентов автобусного парка имеют возраст старше 10 лет. В целом же средний возраст машин автопарка составляет 14,2 года. Считаю, это очень плохой показатель.
— Ожидается ли до конца текущего года повышение тарифа на проезд в общественном транспорте?
— Нет. Но если бы не пошли на два предыдущих повышения тарифов, не смогли бы дальше работать в нормальном режиме.
— Планируется хоть частичное введение регулируемых тарифов?
— Мы обращались в министерство транспорта и дорожного хозяйства администрации Приморского края с этим вопросом, и нам ответили, что маршрутов с регулируемыми тарифами (дотационных) не будет, потому что в краевом бюджете на эти цели нет средств.
Основной контингент водителей в АТП – люди пенсионного или предпенсионного возраста. Почему на предприятие не идёт молодёжь?
— Главная причина – низкая зарплата и тяжёлые условия труда. Кроме того, чтобы получить категорию «Д» для работы на автобусах, сегодня человеку нужно заплатить автошколе уже около 100 тысяч рублей. Не у каждого молодого человека есть такая сумма. Предвижу вопрос: почему АТП не берёт на себя эти расходы? Практика предыдущих лет показывает, что из группы водителей автобусов, которую мы выучили для себя, в АТП остаётся работать два-три человека. Есть ли резон идти на такие расходы, которые в итоге лягут на плечи пассажиров? Думаю, нет.
— Алексей Александрович, вернёмся к празднику.
— А праздника не будет. Все перевозчики города хотели вместе собраться и провести праздник с шоу в муниципальном Центре культуры. Но в связи с проведением спецоперации на Украине праздничные массовые мероприятия в крае отменены. По традиции будет торжественное собрание в АТП, за многолетний и добросовестный труд вручим Приветственные адреса, Почётные грамоты министерства транспорта и дорожного хозяйства администрации Приморского края, Благодарности Законодательного собрания. Коллектив поздравят представители мэрии и думы Находки, будут поощрения от руководства Группы компаний Находкинского АТП и много добрых слов и пожеланий.
Владимир Пантюхов