В нынешнем году Дальневосточная региональная организация Российского профессионального союза моряков снова намерена продолжить работу над законодательной базой, регламентирующей деятельность моряков на судах под российским флагом. Это, прежде всего, необходимо для повышения защищённости экипажей.
Как сообщил председатель организации Николай СУХАНОВ, на федеральном уровне необходимо принять нормативные акты, чтобы привести законодательство в соответствии с требованиями Конвенции о труде в морском судоходстве, которую РФ ратифицировала в 2013 году. Соответствующие обращения уже направлялись в Минтранс и Генпрокуратуру РФ.
— В настоящее время трудовые отношения моряков регламентирует Трудовой кодекс РФ, однако в ДВРО РПСМ считают необходимым разработку дополнительных правовых актов. Основные предложения профсоюза касаются установления базового оклада моряка на уровне, рекомендованном данной Конвенцией, а также решения вопросов по страхованию моряков. Согласно Конвенции, рекомендованная минимальная зарплата матроса на судне под национальным флагом должна составлять на первое января текущего года не менее $660. Однако сейчас базовый оклад моряков равен минимальному размеру оплаты труда, то есть, около 21 тысячи рублей, — подчеркнул Николай Суханов.
Также, по словам Николая Михайловича, необходимо нормативно определить сумму страховки, которую в случае смерти моряка на борту получат его родственники. В настоящее время семья моряка, если он погиб в результате несчастного случая на производстве, может рассчитывать на выплату в два миллиона рублей от Фонда социального страхования. Однако работа в море связана ещё и со значительными физическими и психологическими перегрузками. А значит, необходимо на нормативном уровне установить ещё и страховую сумму, которую семья получит в случае смерти моряка на борту не в результате производственного несчастного случая. Выплата семье в таких случаях должна быть установлена в размере 45 тысяч долларов.
Сейчас судовладельцы обязаны страховать жизнь и здоровье моряков и многие делают это. Но выплату получает судовладелец, а не родственники. Эти вопросы могут быть регламентированы в коллективном соглашении между судовладельцем и профсоюзом. Однако заключение коллективного договора носит добровольный характер. А это значит, что недобросовестные компании могут уклоняться от его подписания. Также профсоюз предлагает утвердить новую упрощенную форму трудового контракта моряка с указанием минимальной зарплаты, суммы страховой выплаты семье.
— По нашему мнению, эти меры в совокупности позволят повысить социальную защищенность моряков и привлечь кадры на суда под российским флагом. А пока только порядка 30 процентов российских моряков работают на судах под флагом РФ, — сказал в завершении Николай Суханов.
Владимир ФЁДОРОВ