Без флота – не будет и рыбы

ДАВНО прошёл во Владивостоке VI Международный конгресс рыбаков, но его отголоски в трудовых коллективах слышны до сих пор, так как поднят целый пласт насущных и злободневных проблем. Хотя рыбаки и понимают, что одним махом их не решить, на это требуется немало времени и средств, но собрались на форум, чтобы сообща попытаться найти выход из безвыходных ситуаций, выработать стратегию развития отрасли на многие годы вперёд, попытаться решить некоторые вопросы международного характера.

Участие в диалоге приняли рыбопромышленники России, стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также чиновники от Росрыболовства, губернаторы многих регионов, члены Совета федерации. Это был серьёзный разговор начистоту, без лицемерия. Кривить душой — не то время. Добывающая отрасль России находится в труднейшем экономическом положении, и чтобы поправить его, нужны кардинальные перемены, прежде всего, на государственном уровне.

Форум проводился уже в девятый раз. В прошлом году здесь обсуждались вопросы инновации в рыбной отрасли и продовольственная безопасность страны. Нынче в числе основных и наиболее актуальных тем были затронуты инвестиционная привлекательность рыбной отрасли, экономические основы рыболовства, аквакультура, государственное регулирование отрасли и вопросы устойчивого рыболовства.

Объёмы добычи – не снижать

В советские времена, помнится, наша страна стабильно занимала лидирующее место в мире, ежегодно добывая в пределах 11,5 млн тонн рыбы. За минувший год выловлено почти в три раза меньше. Но если эти результаты сравнивать, к примеру, с 2004 годом, который был самым тяжёлым для отрасли за последние десять лет, то можно увидеть прирост на 40 процентов. Именно поэтому результаты минувшего года считаются лучшими для страны в целом за последнее десятилетие. Объём производства пищевой рыбной продукции  составил 4,6 млн тонн, или выше на 1,5 процента к предыдущему году.

Таким образом, из девяти основных видов экономической деятельности в России рыбная отрасль по доле прибыльных предприятий (77%) вышла на второе место. Немалую лепту в это дело внесло и ОАО «Находкинская БАМР», которое добыло за минувший год 176 тысяч тонн рыбы, что составляет 10 % общероссийского вылова и 30 % от объёмов добычи предприятиями дальневосточного рыбопромышленного комплекса. Судя по выступлениям вышестоящих чиновников, по меркам нынешних времён это довольно-таки неплохие результаты.

Темпы роста российские рыбаки намерены сохранить и в нынешнем году. Согласно федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах» за истёкшие девять месяцев нынешнего года они выловили более 3 млн тонн, и за оставшееся время до конца года намерены взять ещё не менее миллиона тонн. Только приморскими рыбаками было добыто за этот период более 500 тысяч тонн, что составляет почти 110 % к аналогичному уровню прошлого года. Оборот предприятий рыбной отрасли с каждым годом растёт, вот только их финансовый результат не становится лучше.

— Хуже работать мы не стали: увеличиваем объёмы добычи, достаточно много выпускаем продукции, — недоумевает вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский, — но затраты на производство неумолимо растут, «съедая» немалую часть получаемой прибыли. К тому же не так быстро, как хотелось нам, поднимается и цена на рыбу на мировом рынке. Всё это сдерживает развитие Приморского рыбопромышленного комплекса. Как дальше работать в таких условиях? Ответ на этот вопрос, конечно, надо искать сообща, консолидируя усилия рыбаков и чиновников.  

Несмотря на разные трудности, рыбопромышленники намерены не снижать планку добычи и на будущий год, запланировав в соответствии с федеральной целевой программой выловить не менее 4,3 млн тонн рыбы, или на 300 тысяч тонн больше, чем в нынешнем году.

Не можешь взять – отдай другому

На что же надеются рыбаки, и за счёт каких резервов они намерены выйти на рубеж 4,3 млн тонн в год? Прежде всего, за счёт перераспределения долей от неэффективных пользователей к эффективным. Сегодня эти доли или квоты закреплены за предприятиями сроком на десять лет. Но среди добытчиков имеются такие, которые из года в год недоосваивают свои лимиты, принося тем самым ущерб не только собственным компаниям, но и в целом государству.

— В настоящее время проходит процедура принудительного расторжения договоров по квотам с теми предприятиями, которые в течение двух лет подряд осваивают менее половины промышленных и прибрежных квот. Она затронет более 350 российских пользователей. Уже принято решение о расторжении порядка 600 договоров, — подчеркнул выступающий на конгрессе руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний.

Доли, которые будут высвобождены по результатам расторжения договоров, в соответствии с российским законодательством выставят на аукционы, благодаря чему отечественные компании получат возможность дополнительно добывать до 175 тысяч тонн водных биоресурсов в год. Во-вторых, Росрыболовство продолжает работу по выведению из системы общедопустимых уловов (ОДУ) водных биоресурсов, которые слабо осваивались в предыдущие годы, но которые считаются перспективными для освоения по заявкам. В будущем году к таким видам добавится 56 тысяч тонн сельди гижигинско-камчатской, около 100 тысяч тонн тихоокеанского кальмара и 150 тысяч тонн южнокурильской ламинарии. И, в-третьих, продолжится работа по усилению организации в основных путинах путём создания штабов, эффективность которых отмечена в охотоморской минтаевой экспедиции и дальневосточной лососевой. Цель создания штабов – максимальное освоение высоколиквидных объектов промысла. Ведь только в последних экспедициях нашими рыбаками недоосвоено 100 тысяч тонн минтая в Беринговом море и примерно столько же охотоморской сельди, более 100 тысяч тонн сайры. 

 — Увеличение срока наделения квотами предприятий до десяти лет было обусловлено тем, чтобы они с учётом закреплённых долей могли планировать свою финансовую и хозяйственную деятельность на этот период, строить новый добывающий флот, получать возможность инвестирования в развитие береговой переработки рыбных ресурсов. Для более эффективного использования биоресурсов при расчёте долей на следующий период поступило предложение учитывать только тот вылов, который осуществлялся компаниями с помощью собственного флота, либо приобретённого на основе лизинга. Правда, пока это только предложения, которые ещё должны получить законные основания, — подчеркнул Андрей Крайний. 

Рыбу – на берег

В прошлом году приморцы представили рыбному сообществу интересный проект, направленный на развитие береговой переработки. Впервые в России администрацией Приморья была разработана краевая программа и приняты беспрецедентные меры государственной поддержки берегового комплекса на 2010-2013 годы. Она предусматривает субсидирование части расходов предприятий при производстве рыбопродукции и уплате процентов по кредитам на модернизацию рыбоперерабатывающего технологического оборудования. Общий объём финансирования из краевого бюджета составит почти 690 млн рублей. Благодаря этой программе уже к будущему году объём выпуска готовой продукции должен увеличиться в 2,6 раза к уровню 2009 года,  ожидается, что на 27 % возрастёт количество рабочих мест, в 2,2 раза поднимутся заработная плата и налоговые отчисления. Как говорится, процесс пошёл. В текущем году на финансирование этой программы уже было выделено 189 млн рублей. От 21 приморской компании поступили заявки на участие в ней, и некоторые из них даже получили первые выплаты.

У аквакультуры – большое будущее

Значительная роль на конгрессе отводилась развитию аквакультуры. В здании администрации Приморского края состоялся круглый стол «Аквакультура: настоящее и будущее». Следует заметить, это очень перспективное направление. Выращивание морских гидробионтов в мире развивается настолько стремительно, что скоро может приблизиться к объёмам промышленного рыболовства. К примеру, Китай  уже подошёл к показателям 4,5 млн тонн в год товарной продукции. Среди дальневосточных регионов России самый большой потенциал по развитию аквакультуры у Приморья. На акватории Японского моря можно выращивать до 3 млн тонн в год трепанга, гребешка, мидии и устрицы. К сожалению, наше законодательство по-прежнему не помогает производителям в развитии этого направления, а наоборот, препятствует. Взять хотя бы такой нюанс. Даже при том, что рыбопромышленная компания за счёт собственных средств вырастила на морских огородах урожай гидробионтов, права собственности на него она, к сожалению, доказать не сможет.

Что нам стоит траулер построить?

Модернизация рыбопромыслового флота – тема, которая остро ставится уже на втором конгрессе рыбаков. Оно и понятно. Добывающий флот России сегодня находится в глубоком кризисе. Примерно 85 % судов превысили свой нормативный срок службы. За последние семнадцать лет в отрасли в целом было списано «на гвозди» около 2300 добывающих судов, а пополнение составило около 1, 5 тысячи единиц. Причём большая часть пришедших на смену – «бэушные» суда, имеющие значительный срок эксплуатации и предназначенные главным образом для промысла на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России. В период с 2003 по 2008 годы из 335 судов, составивших пополнение рыбацкого флота страны, всего лишь 26 – новострои (7,8 %). При этом крупных и больших судов океанического лова в этом списке не значилось вообще, одно было среднее, пять малых и 20 маломерных единиц. Этот факт объясняется просто. Сегодня, чтобы построить траулер типа БМРТ, предприятию необходимо вложить около 10 млн рублей. Такие затраты не под силу даже крупным компаниям.

А если говорить о модернизации всего рыбопромыслового флота — нужны колоссальные деньги, потому что количество морально и физически устаревших судов уже исчисляется тысячами. И если и дальше следовать за статистикой, за последние два года рыбацкий флот пополнился всего 68 судами, из них лишь два новостроя, а было списано на слом за это время 252 единицы. По данным за прошлый год, в России насчитывалось всего 2067 добывающих судов, 23 плавбазы, 269 рефрижераторов и приёмо-транспортных судна. В сравнении с временами «застоя» это меньше в два с лишним раза. Согласитесь, статистика весьма печальная.

Хотя, по словам Игоря Улейского, выход есть. Рабочая группа администрации края и Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья разработала несколько проектов основных добывающих траулеров с учётом пожеланий наших рыбаков. Это принципиально новые и весьма привлекательные проекты судов, которые должны внести серьёзные изменения в условия промысла и быт экипажей. Но их воплощение опять-таки упирается в отсутствие у рыбаков и в госказне денег. Да и судостроительные заводы уже не охотно соглашаются на единичные заказы, а больше претендуют на серийное производство. Такой способ для них проще, быстрее, и себестоимость флота получается ниже.

Выловил – переработай и продай

И ещё одна важная мысль, которая лейтмотивом проходила практически через все выступления участников конгресса – логистика. Сегодня уже недостаточно добыть или вырастить биоресурсы, их надо переработать на конкурентоспособную и безопасную продукцию, перевезти и удачно продать. В нынешнем году дальневосточники впервые в истории пошли на риск и решились транспортные суда с рыбой с дальневосточных морей провести в европейскую часть России по Северному морскому пути. Росрыболовство со своей стороны активно поддержало это доброе начинание, вышло на Федеральную службу по тарифам и Минтранс с предложением снизить тарифы на ледокольную проводку судов, перевозящих рыбу  Севморпутём. Кроме того, вышестоящим ведомством прорабатываются вопросы по привнесению некоторых льгот в оформлении груза с таможенной службой.

Легче кормить чужих, чем своих

Вместе с тем, одной из основных преград на пути даров моря к потребителю всё ещё остаётся излишнее администрирование, в частности, оформление ветеринарных документов. На форуме был озвучен такой негативный пример. Для получения разрешения у ветеринарной службы на вывоз рыбы за пределы Сахалинской области владельцу необходимо представить более десяти наименований документов. Не лучше положение и в Приморье. Оформление поставок на внутренний рынок занимает не менее десяти дней. Стоимость каждого анализа, проводимого ветеринарными лабораториями, доходит до 16 тысяч рублей. А если на судне производится глубокая переработка рыбы с выпуском широкого ассортимента продукции, анализы необходимо проводить по каждому виду. Хотя, по словам Андрея Крайнего, эти исследования зачастую проводятся формально и не приводят к увеличению безопасности продукции. Зато для отправки российской рыбы на экспорт без выгрузки её на берег достаточно небольшого пакета документов, включающего коносамент, заявление, паспорт сделки, контракт и удостоверение качества. Сам пакет документов рассматривается в течение трёх суток, после чего груз отправляется за границу без проведения лабораторных исследований.

Только поэтому значительная часть объёмов российской рыбы по-прежнему вынужденно поставляется на экспорт. Это положительно отражается не только на увеличении доли потребления иностранцами морепродуктов, но и развитии их переработки, их сети хранения и реализации. Таким образом, мы продолжаем создавать загранице дополнительные рабочие места, увеличиваем инвестиции в их экономику, а наша отрасль из года в год стремительно теряет свои позиции. И так будет до тех пор, пока российское законодательство не будет пересмотрено в пользу производителя. На конгрессе рыбаки ещё раз остро обозначили эту проблему и поставили перед собой задачу в конце концов «раскачать» внутренний рынок, добившись от законодателей снятия излишних административных барьеров, чтобы в корне переломить ситуацию.

Распоряжением правительства утверждён план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных, разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере рыболовства, реализация которого позволит отменить выдачу ветеринарно-сопроводительных документов на уловы водных биоресурсов, добытых в наших водах и перемещаемых по территории России.

 

Подготовил Владимир ПАНТЮХОВ.
 
Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.