Выставка – это всегда ансамбль

С 27 марта в муниципальной картинной галерее «Вернисаж» открылась персональная выставка заслуженного художника России Виталия ЛАХАНСКОГО, приуроченная к его юбилею: 27 марта мастеру и председателю Находкинского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» исполнилось 65 лет.

Окончив в 1971 году факультет живописи Дальневосточного государственного института искусств, художник отслужил в армии, работал в родном Дальнереченске. Уезжал в Узбекскую ССР, где создал немало интереснейших картин. С 1975 года часто участвовал в выставках, организуемых Союзом художников СССР: Владивосток, Ташкент, Хабаровск, Москва, Ленинград, Минск, Архангельск, Якутск, Чита и вновь Хабаровск и Владивосток. Это не просто география. Чтобы попасть на зональные (северо-запад, скажем, или Дальний Восток) и на Всесоюзные (с большой буквы!) выставки, в которых участвовали все 15 республик СССР, нужно было не просто хорошо поработать, а очень немало собой представлять в творческом плане – и, в первую очередь, в своих полотнах. За десяток лет, прежде чем приехал в Находку, Виталий Лаханский прошёл сквозь целую череду активных погружений в технику различных жанров, направлений и «-измов» в изобразительном искусстве. Чтобы, перепробовав и освоив всё, уметь затем свободно выбирать из этого багажа лишь то, что найдёт отклик в его душе и отзовётся на холсте.

Большая творческая биография позади у художника: одних только выставок — свыше ста пятидесяти. Немало его работ приобретены Художественным фондом и Министерством культуры, государственными картинными галереями. А уж география множества частных коллекций, в которые приобретались картины Лаханского, охватывает всю планету – там и Франция, и Англия, и Италия, и Чехия с Польшей, да и практически вся Европа. На всех материках, особенно в Европе, Северной Америке и в Азии (и Средней, и Юго-Восточной). Пожалуй, лишь за Африку с Антарктидой художник не поручится, а в других частях света о нашем его живописном краешке знают по пейзажам, посвящённым Приморью, а чаще — Находке. Четыре персональных выставки в Японии, целый ряд персональных и коллективных выставок в Китае. Только за прошлый год в активе мастера – более двух десятков выставок в России и за рубежом. Сейчас в Харбине проходит выставка художников российского Дальнего Востока – там о нашем городе рассказывает двухметровое полотно Лаханского «Вечерняя Находка». В составе передвижной выставки мастеров-дальневосточников «Грани реализма» 25 его картин сегодня представлены в Хабаровске.

— Виталий Павлович, вы в 1982 году приехали в Находку во главе творческой группы молодых художников. Вы множество работ посвятили образу Находки как «любимого города у моря». А есть в вашем воображении какой-то идеальный образ Находки? Город-мечта?

— Конечно, ведь я люблю этот город – его и отражаю в своих полотнах. Любой художник идеализирует передаваемые пейзажи. Но делает это убедительно. Так, я замечал, Пушкин умеет облечь в чарующие слова самые обыденные для современников пейзажи. Находка очень красива – надо только стараться видеть её такими общими планами, которые не давали бы забыть о важных частностях. Город гармонирует с ландшафтом, в который вписан, и потому важно оберегать его облик, а также лечить или заменять старящиеся дома полезными и красивыми новостройками. Облик города должен быть узнаваемым: неизменным в чём-то главном и пластичным в деталях. Как тело и одежда.

— У вас много картин в мастерской. Все уйдут на выставку?

— Тут нет работ, занятых сейчас на двух-трёх выставках. А встреча со зрителем предполагает не просто отбор картин, это всегда их ансамбль. Потому все картины на вернисаж, конечно, не попадут. Даже в Эрмитаже ходишь среди сплошных шедевров – а вернёшься к чему-то любимому, как я, скажем, к Рембрандту.

В декабре я был на съезде Союза художников России, и там проходила Всероссийская выставка СХР, итоговая за пять лет. Из всех приморских там была всего одна картина – моя. Считаю это большой удачей. За два месяца, что был в Москве и Подмосковье, я написал полтора десятка работ. И, вернувшись, тоже написал немало – я обычно работаю быстро, особенно когда есть готовый замысел. А поездки в дальние края всегда меняют взгляд, освежают зрение, насыщают свежими идеями. Так что на выставке будут 25 – 30 новых работ. Там и Подмосковье, и Европа, и Китай. Но всё-таки Находка – это главная тема моего творчества.

— Сложно жить с одних только продаж своих картин? Не уходят же они, словно горячие пирожки?

— У всякого художника есть периоды удачных продаж, бывает и сплошная «бескормица». Но я не поддался на уговоры перейти на преподавательскую работу, на оклад. Художник — профессия свободная, в этом немало трудностей, но есть и чувство приволья.

Никогда не понимал тех, кто делит подход к своему труду на «заказуху» и творчество «для души» (дескать, поэтому оно и бывает «от души»). Вдумайтесь: большинство известных миру шедевров великих художников — это заказные работы, за деньги выполненные полотна. «Мона Лиза», все портретные работы, все городские пейзажи, не говоря уже о росписях храмов и о библейских сюжетах. Эль Греко умудрялся даже с испанским королём судиться из-за оплаты своих работ и, представьте, выигрывал такие суды!

Талантом не надо хвастать — это то, что тебе подарено от рождения. Но, если не выражать себя и свой талант в как можно большем количестве работ, в творческом поиске, можно либо всё утратить, либо так и остаться в памяти публики автором двух-трёх запомнившихся ранних картин. Платные заказы — прекрасный полигон для технического и творческого совершенствования. Покажись во всей красе на заданной теме — да не себя в первую-то очередь, а тему разверни! Пусть зритель споткнётся, пусть заказчик ахнет, пусть твою «халтурку» на стене столовой покроют лаком и на многие годы оставят в неприкосновенности! Разве в заработке дело?.. В себе самом надо искать и желание, и стимулы для качественной работы.

— По какому принципу разделяются члены Союза художников и другие люди, наделённые художественными способностями?

— В первую очередь, по готовности следовать Уставу творческого Союза. При всей приверженности реализму я не отказываю в признании адептам других направлений в искусстве, во Владивостоке организацию СХР возглавляет прекрасный крупный художник — он абстракционист. В галерее современного изобразительного искусства я сделал вывод, что многое согласен принять за творческий подход. Но автор объектной инсталляции хотя и художник, но в первую очередь всё-таки дизайнер, организатор среды.

Чего не принимаю в искусстве, так это агрессии, негативной провокации. Я сторонник той позиции, что культура служит гармонии, совершенствованию человека. Позитивный взгляд на жизнь не есть её лакировка. Ведь искусство призвано воспитывать в людях лучшие чувства и качества. Всё, что честно этому служит, – от Бога.

Дмитрий БАБЧЕНКО
Картины: «Лето». «Окраина. Снежная зима». 2013 г.
Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.