В августе исполняется 45 лет с того дня, как в Москве со сцены Кремлевского дворца съездов прозвучала песня «Уходит сейнер» самодеятельных авторов из Находки – поэта Владимира Коврижкина и композитора Николая Губина.
Как быстро гаснут Огни заката И удаляется причал. Ты вновь в каюте Из трех квадратов, Где столько в жизни кочевал. А быстрый сейнер Идет на север. Бушует шторм, Поет пурга, А где-то встреча, И теплый вечер, И вы, родные берега…Тогда, в 1967 году, хор краевого дома народного творчества под управлением Нины Широковой, исполнивший «Сейнер», стал лауреатом Всесоюзного фестиваля художественной самодеятельности, а авторы песни в одночасье прославились на всю страну. Но в Приморье их знали уже давно, потому что первым эту песню исполнил самодеятельный рыбацкий инструментальный ансамбль, созданный при Доме культуры им. Ю. Гагарина композитором и директором детской музыкальной школы искусств Николаем Губиным. Могли ли предположить тогда авторы песни, что ей уготована такая долгая жизнь? Ведь «Сейнер» любят и поют поныне.
Песня родилась в городе, где почти каждая вторая семья была связана с морем, где в многомесячные рейсы провожали на промысел суда, где с нетерпением ждали рыбаков домой, где еще долго не утихала боль утраты экипажей СРТ «Бокситогорск» управления активного морского рыболовства и сахалинских «Севск» и «Нахичевань», затонувших в 1965 году в Бристольском заливе. Тогда «Сейнер» вошел в сердце каждого и стал своеобразным гимном рыбаков.
Своим появлением эта замечательная песня обязана тому, что ее создатели оказались в нужное время в нужном месте. В 1965 году Николая Губина – композитора, известного по песням «Мети, метель вишневая» на слова Григория Буравлева и «Приходи, любовь» поэта Эдмунда Иодковского, пригласили из Владивостока возглавить первую на Дальнем Востоке детскую школу искусств.
Она была создана управлением культуры Приморского крайисполкома по инициативе начальника находкинского управления активного морского рыболовства (УАМР) Евгения Александровича Зотова. Сразу же здесь открылось несколько отделений – музыкальное, художественное и хореографическое. Дети учились игре на фортепиано, скрипке, баяне, аккордеоне, на народных инструментах, рисовали, танцевали.
Школа могла принять только 50 учеников. Но Зотов сказал тогда директору: «Во всем Мировом океане работают тысячи наших рыбаков. У них есть дети. Пятьдесят мест – это ничто, организуем триста».
Под школу искусств были освобождены два этажа общежития УАМР, предприятие сделало ремонт, были приобретены все необходимые музыкальные инструменты, а с детьми занимались приглашенные из Новосибирска педагоги. В благодарность Евгению Зотову за постоянное внимание и заботу о школе Николай Губин решил создать самодеятельный рыбацкий инструментальный ансамбль. Он исполнял уже известные на тот момент песни, но хотелось внести в репертуар что-то новое, свое.
И вот как-то вечером в дверь композитора Губина позвонил молодой человек. Представился, протянул лист бумаги. Это был Владимир Коврижкин. Он принес свои стихи о рыбацком сейнере, попросил посмотреть. Как только Николай Александрович прочел слова, сразу их запел. Такая вот способность композитора: на хорошие стихи музыка рождается сразу сама собой.
Владимир Коврижкин же работал над ними не один месяц. Как-то в начале 1966-го он признался друзьям, что давно закончил «Сейнер», но уже полгода шлифует, оттачивает каждое слово. Только к концу года поэт поставит точку окончательно. Он, конечно, знал, что в Находке есть композитор, которому можно доверить свое детище. И Коврижкин не ошибся.
Судьбоносная встреча авторов песни произошла как раз в дни подготовки ансамбля рыбаков к зональному смотру самодеятельных артистов в рамках всесоюзного фестиваля. Ансамбль запел сразу две песни Коврижкина и Губина – «Уходит сейнер» и «Океанская былина». Этими произведениями поэт и композитор свяжут себя крепкой дружбой и сердечной привязанностью на долгие годы. «Здравствуй, Сейнер!» — только так, а не иначе начинал поэт каждое свое письмо к Николаю Губину.
Эту замечательную песню до сих пор любят не только в России, но и за рубежом. В 1997 году Николаю Губину довелось побывать во владивостокской школе японского языка. Председатель приморского союза писателей Лев Князев представил композитора делегации из Японии. И тут к нему подходит их журналист и спрашивает: «Вы написали песню про сейнер?». Протягивает радиотелефон: «Спойте, пожалуйста, один куплет нашему мэру. У нас в Японии любят эту песню, а называется она «Шхуна». Петь в радиотелефон Губину еще никогда не приходилось, но он уважил просьбу гостя.
Однажды Николай Александрович выступал с концертом в воинской авиационной части, которая базировалась под Москвой. Вдруг летчики запели «Сейнер». Композитор очень удивился и спросил: «К вам-то какое отношение имеет эта песня?». «Так мы же служили на Дальнем Востоке! Она наша, родная и всегда в наших сердцах», — последовал ответ.
Чем объяснить неугасающую популярность песни «Уходит сейнер», ставшей поистине народной? У каждого, кто ее любит, — свой ответ на этот вопрос. Уже много лет она занимает одно из почетных мест в репертуаре находкинского ансамбля «Приморочка» и непременно звучит на его концертах, городских праздниках и мероприятиях, по сей день оставаясь визитной карточкой Находки.
Елена СТАСИНСКАЯ