Находка. От деревни до города

(Окончание. Начало  в № 105)

3. Вечером 10 ноября 1870 г. в заливе Америка встали на якорь китобойные суда  «Хана Рис» и «Каролина», на которых прибыл Отто Васильевич Линдгольм  (1832–1914 г.), шкипер, китобой, с желанием обосноваться рядом с факторией для продолжения китобойного промысла. Он попросил у Гаральда Фуругельма участок земли на берегу бухты для устройства китобойной базы и строительства дома для себя.

Получив согласие  управля ющего  на выбор в любом месте в бухте на участок земли, Линдгольм выбрал место прямо напротив фактории на мысе, получившем впоследствии его имя. Расстояние по воде примерно полмили.

Дома, построенные О.В. Линдгольмом на холме в районе мыса и Гаральдом Фуругельмом  на возвышенном месте в фактории, были в прямой видимости через бухту. Этот аргумент — самый убедительный в подтверждении того, что предполагаемым местом расположения деревни Находка, военного поста и фактории является ныне  микрорайон ул. Ленинской.

Для сведения: мыс Линдгольма расположен на территории ныне жестянобаночной фабрики, но  при строительстве поглощён причалом.

4. В качестве доказательства этого места расположения деревни, фактории и военного поста является и тот факт, что с незапамятных времён бытовало и до сих пор среди жителей старшего поколения употребляется в названии микрорайона Ленинской – «пятачок». Это слово кроме денежного имеет ещё и другое значение: маленькая круглая площадка, а также вообще тесное ограниченное пространство,  (разг.) все сгрудились на пятачке. (Ожегов С.И. Словарь русского языка). 

На этом пятачке в действительности сгрудились все:   деревня Находка, в которой каждый крестьянин на своей усадьбе занимал земельный участок площадью до десятины (1,09 га); и фактория, где кроме  жилых домов с огородами были построены производственные объекты; и военный пост с инфраструктурой для воинских частей; и гавань с пристанью (пирсом), складскими помещениями-магазинами и прочими средствами и помещениями для погрузо-разгрузочных работ и прочих операций.

5. И ещё одним доводом в пользу этого истинного места расположения  фактории является составленный в 1871 году землемером Шишкиным И.С. план фактории, на котором есть природные объекты для привязки плана к реальной местности:

а) скалистый отрог Тобольской сопки — «каменистые места» на плане;

б) сохранившийся отрог  горы, расположенный к западу от т/ц «Тихоокеанский», параллельно ул. Подгорной. 

Привязав план фактории к ныне существующей местности, можно  приближённо сопоставить расчищенные  от леса улицы, нарисованные на плане  1871 года,  относительно ныне существующих улиц. 

— Верхняя улица на плане — это дорога вдоль ж/д  путей станции Тихоокеанская до морвокзала. Её продолжение  – ныне улица Кольцевая.

Дом на этой улице был собственным домом унтер-офицера — первого начальника военного поста Герасимова Михаила Наумовича.  В связи с этим считаю  возможным  увековечить память основателя города Находки, переименовав ул. Кольцевую   наименованием Герасимова.  

— Продолжение второй ниже улицы (предполагаемого бульвара) — это ныне улица Владивостокская.

— Третья улица,  начиная от пристани (пирса на западном берегу ковша), — ныне ул.  Ленинская.

—  четвёртая нижняя улица – дорога параллельно ж/д пути, заезд на СМЗ и НСРЗ.

В наибольшей степени к 1871 году была освоена территория южного склона, ныне ст. Тихоокеанская, и улиц Седова и  Подгорной. Там были постройки для военного поста: дом начальника постовой службы, дом для женатых нижних чинов, казарма с кухней, баня с прачечной, погреба и другие постройки.  Дома с огородами первых  поселенцев 1864 года предположительно принадлежали первооснователям: Кобылину Константину, Катылевскому Петру, Жеголеву Василию, Пашкину Ивану.   Также был застроен берег ковша в районе пристани. Там были построены как промышленные здания: пильная, мукомольная паровая мельница, кузница, слесарная, литейная, столярная, каменный и железный магазины,  так и жилые, и конторские  помещения для работников и чиновников.

Земельные участки до одной десятины (2400 кв. саженей)  прямоугольной формы под усадьбы жилых домов были размечены вдоль улиц. К 1871 году было построено домов 10.

Составленный план фактории  отражает территорию в ныне существующих границах:  побережье ковша, ул. Седова и Подгорная,  железнодорожный путь, огибающий её с западной  и южной сторон.  В левой части плана указана перспектива продолжения в западном направлении  улиц ныне Кольцевой, Владивостокской, Ленинской. 

К концу Х1Х века земля  вдоль ныне улиц Ленинской и Владивостокской была разработана и заселена  переселенцами (русскими и корейцами).

Одной из последних в деревню Находка вселилась семья Эккермана Карла и его сына Михаила (немцы по происхождению) — в верховье пади «пятачок», в месте расположения ныне МЦК (ДКМ). 

В дальнейшем возможности для расширения этого поселения были исчерпаны, поэтому вновь прибывающие переселенцы стали селиться по побережью бухты в так называемых хуторах.

— В числе первых был основан в 1870 году хутор Линдгольма на противоположном берегу бухты, напротив головной деревни Находка (фактории). Земельный участок площадью 28,3 дес. (около 31 га) межевал землемер Шишкин И.С. на территории нынешней ЖБФ и прилегающих к ней ж/д тупиков станции Мыс Астафьева, переданный ему Фуругельмом в бессрочную аренду.  Линдгольм Отто Васильевич построил себе на вершине холма за три недели  деревянный дом, который был перевезён в разобранном виде из предыдущей китобойной базы на побережье Охотского моря. Прибыв в Находку 11 ноября, новоселье во вновь построенном доме отпраздновал 6 декабря 1870 года.  Там же были построены пирс для стоянки двух китобойных судов и   база по переработке китов, которых он добывал в тихоокеанских морях совместно с  китобоем  Фридольфом Геком.  В распоряжении    Линдгольма было около 40 работников, в т.ч. команды двух китобойных судов. В связи с тем, что сбыт продукции  китобойного промысла не давал ожидаемых результатов, Линдгольм в середине 70-х годов прекратил своё участие в китобойном промысле, перепоручив использование китобойных судов другим лицам и в дальнейшем продав их.

В1874 году он переехал во Владивосток на постоянное место жительства. Там он создал товарищество «Торговый дом Линдгольм О.В. и Ко». В сферу деятельности  входили торговля, золотопромышленность на Аскольде, угледобыча и судоходство.

Дом в Находке им  использовался всего 4 года в перерывах между летними  сезонами китобойного промысла.  На время промысла дом и хозяйство двора оставляли под присмотром нанятых работников — корейцев. Земельный участок площадью 28,3 дес., переданный ему в бессрочную  аренду Г.В. Фуругельмом, при жизни управляющего так и не был оформлен. Только спустя более 20 лет на запрос О.В. Линдгольма о предоставлении ему прав собственности на бывший земельный участок в Находке пришёл ответ  в марте 1895 года, что облюбованный участок земли подарен  ему под дачу военным губернатором Приморской области — генерал-лейтенантом Унтербергом. В июле было произведено межевание земельного участка землемером Болговым.  К осени дача была построена.

Согласно переписи в 1915 году по даче Линдгольма числились: лошадей рабочих – 2,  нерабочих – 1, коров – 4,  молодого скота до 3-х лет – 5, свиней – 6.

 — Рядом с деревней Находка через сопку, ныне микрорайон заводской, основали   хутор  3 брата Макарчук. Они занимались земледелием и рыбалкой.  Их потомки до сих пор живут и работают в Находке.

— Хутор  Никончук  (однодворовый) там, где расположен ныне БАМР.  Никончук занимался рыбалкой, земледелием, был зажиточным  крестьянином и предпринимателем. Его земельный участок 71,93 дес.  граничил с земельным  участком  «Дача Находка Отто   Линдгольма, Госземфонд». Он сдавал корейцам землю в аренду с оплатой ими за аренду зерном и пухом.

— хутор Пантишина располагался в районе улицы Астафьева, занимался рыбалкой, земледелием, был зажиточным  крестьянином и предпринимателем, держал много работников и домработниц.

— На мысе Астафьева был рыбацкий промысел Лисунова. У него был консервный  завод по производству консервов из рыбы и крабов. На работу нанимал многих жителей Американки.

— Хутор многодворовый — в районе управления торгового  порта. Там жили семьи: Саклина Эдуарда Иосифовича, Юдина Давида Николаевича, Дерюгина Дмитрия.

Саклин Э.И. – предприниматель, занимался рыболовством, у него было около 40 работников, жили они в бараке на этом же хуторе. Дерюгин Фёдор  Дмитриевич работал у Саклина бухгалтером.

После бракосочетания Сак-лина Э.И. с Николотовой Л.И.  семья  Николотова Ивана переехала из  Хмелёвки (Хмыловки) и поселилась на хуторе недалеко от дома Саклина.

— На русском хуторе в Людянзе жили Гридин с женой (Огурцовой) и их дети. Они туда переехали из Американки. Там же жила семья Огурцова. Недалеко от русского хутора, на побережье бухты Людянза, было корейское поселение.  Корейцы жили в фанзах, занимались земледелием, рыболовством и сбором морской капусты.

 Многие распадки вдоль берега бухты Находка, а также на побережье заливов Америка и Восток были заселены китайцами и корейцами.

Развитие Находки в Х1Х веке сдерживалось отсутствием сухопутного транспортного сообщения. Только одно морское сообщение не обеспечивало потребности населения.  В 80-х – 90-х годах был построен почтовый тракт  Владивосток – Шкотово – Тинкан – Владимиро-Александровское – Унаши – через Соломенный перевал – Лазо – Ольга.

В отчете за 1891 год военный губернатор Приморской области П.Ф. Унтербергер отметил, что в Южно-Уссурийском округе проложена колёсная дорога и открыто на ней движение на сучанском участке от м. Тинкан до Владимиро-Александровского, всего на протяжении  63 вёрст.  В то же время от Владимиро-Александровского до бухты Находка на протяжении  24 вёрст построена дорога с привлечением корейских рабочих.

В 1897 году владелец морского пароходства Шевелёв М.Г. построил на северном берегу ковша в д. Находка деревянное здание морского вокзала и склады для груза, после чего его суда стали регулярно заходить в Находку из Владивостока.

С мая 1908 года пароходство графа Генриха Гуговича Кейзерлинга «Русь» по договору с Министерством торговли содержало грузопассажирскую линию Владивосток – Гайдамак – Врангель – Находка, на которой судно «Сибирь»  делало рейсы по маршруту два раза в неделю.

После пуска в 1896 году в экс-плуатацию государственного каменноугольного рудника в Сучане для нужд Сибирской флотилии остро встал вопрос о необходимости прокладки  железнодорожного пути в Находку и строительства коммерческого порта. Вопрос о строительстве  ж/д пути  разрешился спустя 40 лет.  Только в 1936 году был пущен в эксплуатацию участок железной дороги ст. Кангауз (ныне Анисимовка) – ст. Сучан (Партизанск) – ст. Лациса (Находка), который соединил Находку с Владивостоком железнодорожным  сообщением наряду с ранее существовавшим  морским.

С 1939 года в Находке начал действовать первый причал  порт-пункта на угольбазе.

В апреле этого же года правительственная делегация определила бухту Находка удобным географическим пунктом побережья для перебазирования из Владивостока торгового порта.   Претворение в жизнь этого плана стало возможным только в послевоенные 40-50-е годы.

 Такая же судьба постигла и строительство рыбного порта. В 1938 году трест Рыбстрой начал строительство рыбпорта в южной части бухты Находка. Ввод его в эксплуатацию отодвинулся до начала 50-х годов ХХ века.

В 1907 году на северном берегу залива Америка переселенцы из Суражского уезда Черниговской губернии основали новую деревню — Американка. Назвали её так в честь залива, на северном побережье которого они обосновались.

До Владивостока переселен-цы прибывали железнодорожным путём в вагонах-телятниках (так называли вагоны по перевозке животных)  по 2-3 семьи в вагоне и там же их скарб. Из Владивостока после почти месячного ожидания в переселенческих бараках на Эгершельде их в мае 1907 года отправили на  пароходе в залив Америка. В бухте Находка на пирсе хутора Саклина,  где сейчас управление торгового порта, высадились около 30 семей переселенцев, которые были первооснователями деревни Американка. В последующие до 1912 года продолжали прибывать переселенцы с Черниговской губернии ж/д путём, а также  из соседних – Голубовки, Екатериновки и других  приморских  поселений.

Список первых жителей деревни Американка был  составлен в 2003 году со слов старейшей жительницы города Находки Костыриной (урождённой Гридиной) Ксении Захаровны, 1913 года рождения, проживавшей с детства в этом поселении.

В переписи населения 1915 г. все поселения на побережье бухты Находка юридически не были оформлены, поэтому все население так называемой «хуторной» Находки было включено в численность д. Американка. Согласно переписи численность составляла: 137 семей,733 человека (мужчин — 407, женщин — 326), из них 76 русских семей, 436 чел. (242 муж., 194 жен.);  корейцев — русских подданных — 4 семьи, 19 чел. (11 муж., 8 жен.); инородцев 57 семей, 278 чел. (154 муж., 124 жен.). Население к 1950 году выросло до 28 тысяч человек.

Как видно из обозрения в этом очерке, до указа Верховного Совета РСФСР от 18.05.1950 г. «о преобразовании  рабочего поселка Находка в город краевого подчинения» поселения на этой территории имели уже многолетнюю историю. Они оставили значительный след своей жизнедеятельности в архивных документах, в воспоминаниях старожилов, в изданных книгах.  Уже обнаружен достаточно большой пласт сведений о Находке периода до преобразования в город, чтобы признать:

—  совершенно не правомерно считать 18 мая 1950 г. годом (датой) основания  Находки, подменяя понятие основания (рождения)  фактом получения статуса города;

— временем основания города Находки считать весну 1864 года, когда был основан военный пост;

—  жизнь людей в деревне Находка и «хуторной Находке» на побережье бухты  не прерывалась. Она до определённого времени не получала  интенсивного развития, которое стало возможным во второй половине ХХ века, после вышеуказанного указа Президиума Верховного Совета РСФСР. 

В связи с тем, что до сих пор не установлена точная дата образования военного поста на побережье бухты Находка весной 1864 года, предлагаю дату празднования дня города оставить прежней — 18 мая, не нарушая установившиеся  традиции, но при этом отмечать двойное летосчисление:

— со дня  основания города — с 1864 года. В 2009 году было 145-летие, в  2011 – 147 лет,  в 2014 г. будет 150-летний юбилей;

— день присвоения статуса города считать  с 1950 г.   В 2010 году – 60-летний юбилей, в 2014 году — 64-й год и т.д.

С подобными предложениями уже многие годы выступают краеведы, родоведы, писатели, интеллигенция Находки. На страницах газеты «Находкинский рабочий» диспут на эту тему продолжается уже десятки лет. Может, этот компромиссный вариант, предложенный в настоящем историческом  очерке,  будет более приемлемым? 

Необходимо установить историческую справедливость.

В связи с  приближающимся 150-летним юбилеем города Находки, предлагаю увековечить память первооснователя города  Герасимова Михаила Наумовича – переименовать  ул. Кольцевую в улицу Герасимова.

Леонид Касницкий, краевед

От редакции. Исторические заметки о Находке — точка зрения одного автора

 

 

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.