На море «Светлячок» летает

В сфере парусного спорта Приморского края создан прецедент. Среди яхт различного класса появился новичок – стильный, красивый, быстроходный катамаран для прибрежных гонок и прогулок проекта Firefly-850 One Design австралийского дизайнера Марка ПЕСКОТА.

И в этом, возможно, не было бы ничего необычного (многокорпусные суда пользуются сегодня относительной популярностью), если бы не три обстоятельства. Во-первых, катамаран построен не на судостроительной верфи, а, что называется, в полевых условиях руками яхтенного капитана дальнего плавания из Находки Антона НИКОЛЕНКО и его сподвижников. Во-вторых, в отличие от моторных катамаранов, которые собирают во Владивостоке, он – парусный. А, в-третьих, это первая в России яхта подобного класса.

С проектом сборки катамарана у Антона были связаны определенные надежды, многие из которых сбылись, а вот самая главная мечта…

Парусным спортом он увлекся еще в детстве, когда родители отправили сына в летний лагерь «Антарес». Здесь Антон первый раз вышел в море на яхте. А потом записался в яхт-клуб и начал серьезно заниматься парусной подготовкой. Зимой – теория, летом – тренировки в «Антаресе». Повзрослев, приобрел с товарищами у торгового порта гоночно-туристическую яхту «Цефей» и c 1999 по 2001 год в качестве капитана участвовал в дальнем походе по маршруту Находка – Пусан (Ю.Корея) – о.Ио (Япония) – Марианские острова – о.Окинава (Япония) – Тайвань – Владивосток. Потом в его практике было много других переходов и много других яхт, участие в регатах различного уровня, в том числе – чемпионатах России.

Однажды Антон с приятелем Александром ВЕЛИКОХОТЬКО по воле случая побывали на острове Пхукет и увидели катамаран класса Firefly-850. Яхта так понравилась, что у обоих появилось неудержимое желание построить такую же дома, в Находке. Взвесив все за и против, молодые люди решили купить проект яхты и самые необходимые материалы для ее строительства. Шел 2005 год.

— Опыта у нас не было, но энергии и оптимизма хватало сполна, – рассказывает Антон. – Мы надеялись выйти в море на собственном паруснике летом следующего года. Строительство начали с небольших элементов: изготовили шверты, перья рулей, переборки. Параллельно вели поиск недостающих материалов, реек для корпусов, мачты, паруса и так далее; сталкивались с трудностями, которые приводили к отступлениям от проекта и требовали импровизации.

В новом для Антона деле помогли знания техника-судоводителя, полученные в ДМУ, но, кроме этого, нужно было уметь разбираться в теории строения яхт, знать физику, изучать книги, интернет-издания. Были и ошибки, и сомнения. Приходилось многое переделывать.

Были и моменты, когда на работу не хватало ни времени, ни денег. Оптимизм начал угасать, и строительство остановилось на два года, в течение которых лодка простояла на улице. На ее двух корпусах не появилось ни одного изъяна. И это вселило уверенность, что они сделаны качественно.

В 2010 году работа закипела вновь. Появилась возможность придерживаться проекта. Убрали лишние импровизированные элементы, и катамаран стал приобретать должный вид. Пришло время дать ему имя. Предлагалось много вариантов, но было решено остановиться на Firefly, по названию класса яхты.

Впервые «Светлячок» (так переводится firefly) коснулся воды вечером 29 июня 2011 года. На следующий день он вышел в море.

— Сразу почувствовалась динамика нашего катамарана, – рассказывает Антон. – Ни у кого из нас не было опыта управления такой яхтой, только теоретические познания в небольшом объеме. Тем не менее лодка оказалась под контролем. Убедившись, что все в порядке, мы забрались повыше на ветер, и «Светлячок» полетел со скоростью 16 узлов. Нас порадовал и этот результат, и то, что в первый выход при достаточно свежем ветре ничего не сломалось.

Хотя исправление недочетов, выявление новых ошибок и промахов, допущенных при строительстве, – процесс бесконечный: на любой яхте их найдется множество.

Новый сезон 2012 года был безаварийным, и яхтсмены стали входить во вкус. Им стало очень не хватать соперников, с которыми можно выйти на гонку. Ведь Firefly – лодка очень интересная, динамичная, захватывающая. В Новой Зеландии катамараны и тримараны длиной 8,5 метра соревнуются в одном классе, имеют общие правила и состоят в одной ассоциации. Firefly-850, созданный Марком ПЕСКОТОМ и построенный в Находке, адаптирован под эти правила.

Своей цели Антон НИКОЛЕНКО достиг, но не сбылась пока его мечта: нет среди яхтсменов заинтересованности развивать это направление парусного спорта в Приморье. А ведь наши азиатские соседи, начиная с 2006 года, в Таиланде построили восемь таких лодок, и они постоянно участвуют в местных регатах, в чемпионатах многокорпусных яхт.

Все, кому посчастливилось прокатиться на катамаране «Светлячок» вдоль побережья Находки, были в полном восторге, особенно молодежь. Возможно, первая в России ласточка – парусный катамаран класса Firefly-850 – напомнит яхтсменам, а также людям, которым присущ состязательный дух, любящим экстрим, морские прогулки, о том, что на дворе 21-й век, и пора шире взглянуть на возможности этого удивительно красивого, романтичного и мужественного вида спорта. По крайней мере, Антон НИКОЛЕНКО очень на это надеется и готовится представить свой катамаран во всей красе на регате, посвященной Дню Военно-морского флота, которая состоится 26-28 июля в Находке.

Елена СТАСИНСКАЯ
Запись опубликована в рубрике Парусный спорт. Добавьте в закладки постоянную ссылку.