Хлебный бизнес нелёгок

Татьяна Васильевна Гоша, окончив факультет товароведения и защитив дипломную работу по производству хлеба и булочных изделий, всю жизнь отработала в сфере торговли. Совсем недавно решила попробовать себя в предпринимательстве. В марте 2010 года взяла в аренду магазин «Колос» на улице Пограничной, в подсобном помещении которого был оборудован цех по изготовлению мучных изделий.

В то время здесь выпекали хлеб высшего сорта, булочки и батоны для реализации только в своём магазине. Качество продукции отменное, покупатели были довольны. Со временем стали поступать заявки от других торговых учреждений. Но производственные мощности цеха не позволяли развернуться, чтобы увеличить объёмы и расширить ассортимент изделий. И тогда Татьяна Васильевна стала подумывать о приобретении в собственность мини-пекарни.

Взяла ипотеку в одном из находкинских финансовых учреждений и нынешним летом стала собственницей действующего производства в Екатериновке. Технологического оборудования здесь было немного, и потому первые объёмы были небольшими – 500 буханок хлеба. Работая в круглосуточном режиме, объёмы постепенно нарастили.

Сегодня ИП Гоша производит уже тысячу буханок хлеба в сутки. Из ржаной муки делают «Екатериновский», «Бородинский», «Чесночный» и «Шахматный», два вида хлеба высшего сорта, 100-150 батонов «С маком», «К чаю», «С изюмом», «Гребешок». С восьми до двадцати наименований увеличили ассортимент булочек. Изготавливают девять видов пирожков с начинкой, стали делать батон «Французский». Часть продукции расходится через собственную розничную сеть – киоски, расположенные на рынках «Североторг» и «Южный», в районе КПД, на остановке «Ленинская», остальное реализуется с помощью магазинов «Колос», «Старый центр», «Озёрный» и др. Только ИП Бозина ежедневно продаёт около 50 килограммов теста и 300-400 кг хлебобулочных изделий предприятия. Летом екатериновскую продукцию охотно берут детские лагеря и базы отдыха, в такие месяцы объёмы заметно возрастают. Сегодня ИП Гоша в общем производит примерно 600-700 килограммов мучных изделий в сутки, большую часть отправляет в Находку.

— А вы попробуйте пироги, которые выпекает наша искусница технолог и одновременно пекарь третьего разряда Ольга Белькова. Тесто в её руках дышит, как будто живое, приобретая любую форму, – рассказывает Татьяна Васильевна. – Пироги и караваи наших девчонок – не просто еда, это наслаждение и украшение любого праздничного стола. На последний кулинарный фестиваль, который недавно проходил в Находке, наше предприятие представило шесть видов пирогов в виде грозди винограда, а также с орехами, цукатами, черносливом, мёдом, изготовленных Ольгой Бельковой, Натальей Глуховой и Татьяной Толстихиной. Среди большого количества участников конкурса они завоевали второе место. По просьбе администрации Находкинского округа свою выпечку частенько поставляем на различные праздничные мероприятия, в том числе к дням – Победы и пожилых людей. Большим спросом у горожан пользуется и наш каравай «Свадебный». В нынешнем году изготовили и продали около пяти тысяч пасхальных куличей. Как видите, производственный ресурс и творческий потенциал у предприятия хороший и рост производства очевиден, но проблемы порой просто не дают поднять головы.

Татьяна Гоша коснулась основной из них. Обычно в течение года мука у поставщиков дорожает на пять-десять процентов. С начала 2012-го она взлетела на 30 %, и до конца года, по некоторым прогнозам, ожидается ещё один виток цен. Объясняется это неурожаем, прокатившемся по многим зерновым регионам России. И если раньше оптовики требовали 50% предоплаты, то сегодня надо отдать все 100 процентов, иначе сделка не состоится. Другого выбора у производителя нет. Прежде на рынке поставок муки работало пять-шесть находкинских оптовиков, осталось двое. Цена муки постепенно подошла к 19 рублям за килограмм второго сорта, 19 руб. 50 коп. – первого, и 20 рублям – высшего.

— В изготовление одной буханки, кроме стоимости муки, надо «забить» ещё цену необходимых ингредиентов, издержки на потребление электричества, обогрев помещения, амортизацию оборудования и здания, зарплату персоналу, транспортные расходы, налоги… Если каких-то два года назад отпускная цена 500-граммовой буханки «Екатериновского» была 12 рублей, то сегодня в нашей розничной сети, где вся продукция реализуется по цене изготовителя, она стоит уже 20 рублей. А себестоимость ещё выше. Если отпускать хлеб по сложившейся цене, упадёт сбыт и продукт станет менее доступен простому населению. А ведь хлеб необходим человеку каждый день. Поэтому его производство приходится перекрывать за счёт других мучных изделий. Но долго так продолжаться не может, – размышляет руководитель.

Сегодня главная задача ИП Гоша – сохранить производство и коллектив, не потерять объёмы. В следующем году производители намерены за счёт собственных средств дооборудовать и запустить в эксплуатацию небольшой кондитерский цех, где планируют изготавливать пирожные, сочни, кексы и другие изделия. Хотя строить какие-то планы в таких непростых экономических условиях и добиваться их реализации с каждым годом становится всё труднее.

Владимир ФЁДОРОВ
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.