Александр Киселёв: с думской площадки «виден» город

Нынешняя новогодняя елка для депутатов думы шестого созыва, как органа коллегиального, уже будет третья с момента избрания. В декабрьском расписании депутатов завершение года стоит строкой особой — закончена большая работа над проектом бюджета городского округа на следующий год и двухлетний период до 2022 года, подведены итоги работы по каждой постоянной профильной комиссии, у каждого депутата накоплен свой багаж добрых дел по обращениям и наказам избирателей. Если всё сделанное сложить, то что в общей копилке? Вопросы об этом мы адресовали председателю думы Александру КИСЕЛЁВУ.
— Александр Анатольевич, какова ваша оценка бюджета 2020 года?
— Находка по-прежнему сохраняет свою позицию города-донора для краевого бюджета. Главный финансовый документ продуман, прозрачен, просчитан и по основным направлениям предусмотрен с плюсом к показателям уходящего года. Доходы и расходы следующего года предусмотрены в пределах четырех миллиардов рублей соответственно. При этом большая часть расходных обязательств имеет социальную направленность. Это уже годами сложившаяся практика. В уходящем году социальные вложения составили по итогам девяти месяцев 76% от общего объема. Образование, культура, спорт, адресная поддержка граждан, ЖКХ, благоустройство – ни по одной статье в новом бюджете нет снижения объемов финансирования.
Бюджетный вопрос всегда был, есть и будет важнейшим для депутатов. Умение грамотно сформировать главный документ на год вперед и им распорядиться в течение всего отчетного периода — труд нелегкий для исполнительной и представительной власти. Бюджет – основной рычаг влияния на социально-экономическую политику. Мне приятно констатировать, что в последние несколько лет мы ежегодно корректировали его в сторону увеличения по несколько раз, что в итоге дает возможность направлять на социальные расходы гораздо большие суммы, чем первоначально планировалось. А это и благоустройство, и школы, и больницы, и спорт, и культура, и молодежная политика. Десятки позиций в этом ряду. По большому счету, тот же малый бизнес, в котором заняты тысячи горожан, тоже с социальной составляющей.
Для депутатов, к которым избиратели идут с просьбами помочь именно в этой сфере, этот показатель эффективности работы имеет первостепенное значение. Адресов, где нужно вложить средства в обустройство, много, и число это прирастает. У каждого депутата за два с лишним года работы сформировался портфель наказов избирателей. И жители ждут ответа в виде конкретных дел. Будем надеяться, что добрая традиция возвращения к бюджету в течение года, чтобы внести изменения в сторону увеличения, продолжится. Всё зависит от того, как будет складываться ситуация в экономическом секторе с отчислениями из вышестоящих бюджетов.
— Практика утверждения среднесрочных бюджетов всех уровней – тенденция новая в российском бюджетном процессе. Что, на ваш взгляд, дает она муниципальным образованиям вообще и Находке в том числе?
– И в прежние годы, принимая бюджет на один календарный период, мы делали прогнозы на следующий за ним, но не определяли главных показателей по доходам и расходам. Поэтому не могли утверждать точные объемы финансирования с учетом перспективы по тем направлениям, которые не могут быть выполнены в полном объеме за один год. Например, целевые муниципальные программы. Сегодня в нашем городе реализуются программы, многие из которых приняты со сроками выполнения на несколько лет вперед. И каждый год мы начинали работу по ним либо с нуля, либо с корректировки ранее обозначенных сумм, утверждая бюджет на очередной период.
Принимая бюджет на три года по главным показателям доходных и расходных частей, мы четко знаем, какими средствами будет располагать город на длительный срок, и планируем расходы. Что означает это на деле? От понимания того, на что можем рассчитывать, и шаги делаем соответствующие. Если, например, понятны объемы вложений в программу по ремонту внутридворовых территорий, ливнестоков и подпорных стенок на два-три года вперед, то и подготовка в уходящем году ведется в плановом режиме. И подрядчики определяются, и техника готовится, и объемы уточняются с анализом соответствующим, и графики выстраиваются. Для депутатов такая политика формирования бюджетов — большой плюс: мы можем свою работу на избирательных округах по выполнению обращений граждан тоже выстраивать на перспективу. Реальную и выполнимую, что очень важно для людей.
— Накануне завершающегося декабрьского заседания думы постоянные комиссии подвели итоги своей работы за нынешний год и наметили программы действий на следующий год. Что в итогах и планах считаете наиболее важным?
— Последовательность действий и ответственность за принятые решения. В следующем году дума продолжит работу в прежнем формате – заседания постоянных комиссий, рабочие встречи в округах. В депутатской работе есть две оценочные категории – количество и качество. Если брать количественные показатели, то они с ежегодным приростом рассмотренных и принятых вопросов. В уходящем году — свыше двухсот.
Многие из них повторяются из заседания в заседание. Но как раз это важно. Например, Устав города, в который вносятся изменения и уточнения практически каждый месяц. Меняется что-то в законодательстве – на местах должны привести главный закон в соответствие. С точки зрения их эффективности и необходимости для городского округа, то без этой составляющей движение вперед невозможно.
— Дума нынешнего созыва впервые была избрана численностью 30 человек по одномандатным и единому округам, в думе действуют четыре партийные фракции, сформирован совет думы. Это мешает работе или на пользу дела?
— В любой сфере объединение интересов дает результат быстрее и эффективнее. Так и у нас. Депутаты работают сообща независимо от того, как они были избраны. Возобновил работу совет думы, в состав которого входят руководители партийных фракций и руководство думы. Это еще одна наша открытая площадка, на которой рассматриваются разные вопросы и принимаются коллегиальные решения. И хотя члены фракции выражают точку зрения своих партий, в главном мы едины – нужно не спорить до хрипоты, а работать в думе на заседаниях комиссий и в округах, участвовать во всех городских делах и мероприятиях. Тогда и результаты будут весомыми.
Думская площадка дает нам уникальную возможность «ВИДЕТЬ» город. Его мощь, перспективы, потенциал сегодняшнего дня, возможности, слабые места, людей. И эта панорама, иначе не скажешь, не просто впечатляет. МОЖНО, например, мечтать об асфальте во дворе многоэтажки, где живешь, и биться за родной адрес, рассматривая план благоустройства города на год вперед. А НУЖНО понимать, что в соседнем дворе тоже живут люди, законопослушные налогоплательщики и квартиросъемщики, и они гораздо раньше начали поход во власть в поисках защиты своих законных интересов. Когда это понимание своей персональной ответственности приходит, тогда коллегиальное решение полностью отвечает букве закона и социальной справедливости. Кошелек у нас один – бюджет, где лишних денег не бывает. И обязывает каждого при принятии решения – проголосовать или воздержаться по обсуждаемому вопросу – отсеять личное и мелкое. Порой свое «я» в виде «хотелок» задвинуть подальше.
— Председатель гордумы является членом Совета руководителей представительных органов городских округов и муниципальных районов, созданного при Законодательном собрании Приморского края. Какое значение, по вашему мнению, имеет этот общественный институт для местных депутатов?
— Я бы назвал совет школой передового опыта и трибуной для обмена мнениями по самым разным проблемам и вопросам. По мнению председателей дум, совет, созданный в 2003 году, является одним из наиболее действенных коллегиальных органов Приморья. Краевой парламент опирается во многом на наш опыт, законодательные инициативы и видение ситуации на местах. Краевым депутатам совет помогает понимать управленческую систему муниципалитетов, систему передачи полномочий. А для нас ценен их опыт законотворчества, работы по выполнению наказов избирателей, рекомендации по разработке нормативных документов.
В органах местного самоуправления всегда остро стоит вопрос повышения квалификации кадров и обучения депутатов. На общественную депутатскую работу приходят люди с разной подготовкой и знаниями. Им нужно помогать освоиться в новом амплуа, «зарядить» опытом и знаниями коллег из других городов и районов. Существует и отлично зарекомендовала себя практика выездных совещаний и круглых столов с обобщением опыта по определенному направлению. Только за последние два года совет сформировал рекомендации по правотворчеству в таких сферах, как ЖКХ, малый и средний бизнес, занятость населения, молодежный парламентаризм и т. д.
— Что будет главным для депутатского корпуса после новогодних каникул?
— Наступающий 2020-й юбилейный год вдвойне. В мае мы отметим 75-летие Великой Победы и 70-летие города. Время летит стремительно, и подготовка к этим датам уже идет. Депутатский корпус в стороне не остается. Депутаты участвуют в городских мероприятиях и планируют праздничные встречи на своих избирательных округах. Важно не забыть тех, кто приближал победный май на фронте, в тылу, блокаду и всеми помыслами и делами своими был в единой шеренге защитников и освободителей. А День города 18 мая тоже должен стать ярким, запоминающимся днем для всех жителей Находки. Для этого нужно всем приложить много усилий и вдохновения. Депутаты об этом тоже помнят.
Нина КОЛЬЦОВА

Запись опубликована в рубрике Главное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.