Поводов в который раз открыто говорить о важнейшей проблеме некогда чистого и зеленого города-порта, над которым нависли черные тучи пыли от перевалки угля на морских причалах, предостаточно.
В Находку недавно с этой же целью приезжал врио губернатора Андрей ТАРАСЕНКО, предъявив стивидорам жесткие требования по соблюдению федерального законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологического равновесия. Но главные контролеры четкого выполнения этих условий – правоохранительные органы, различные службы по надзору в сфере природопользования на суше и на море, жители города – считают, что далеко не все стивидоры четко придерживаются норм законов.
И статистика тому наглядное подтверждение. В 2017 году управление Роспотребнадзора по Приморскому краю направило в суд 27 протоколов об административных правонарушениях по фактам загрязнения воздуха. В нынешнем году зафиксировано уже 17 фактов превышения предельно допустимых норм загрязнения воздуха. По двум из них расследования закончены, иски направлены в суд с ходатайством о приостановке деятельности компаний «Порт Восточные ворота – Приморский завод» и «Восточный лесной порт». Руководитель ведомства Дмитрий МАСЛОВ сообщил, что основаниями для обращения в суд являются нарушения технологии при погрузке угля, превышение высоты угольных штабелей, обращения граждан — за последний месяц поступило семь таких жалоб. По закону компаниям грозит штраф до 30 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток. По уже рассмотренным делам суд вынес решения о штрафе в 20 тысяч рублей.
— Выявленные нарушения напрямую влияют на загрязнение Находки угольной пылью. Мы каждый раз ставим вопрос о приостановке работы предприятий, но суд принимает решения о штрафах, подчеркнул Дмитрий МАСЛОВ.
Начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Дальневосточной транспортной прокуратуры Игорь ПАХОМОВ сообщил, что в отношении стивидоров подано 33 исковых заявления с требованием обязать стивидоров улавливать и обезвреживать выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сокращать или исключать их.
– Жалобы от населения на угольную пыль продолжаются. Поэтому меры воздействия надо усиливать. Нужно в полной мере использовать предоставленные федеральным законодательством полномочия по контролю за экологическим состоянием воздуха и деятельностью угольных терминалов, — подчеркнул Александр КОСТЕНКО.
Большую роль в наведении порядка, по его мнению, должен сыграть тот факт, что шесть стивидорных компаний используют причалы, которые контролирует Дальневосточный бассейновый филиал федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт». Директор филиала Виктор ВАНЮКОВ сообщил, что уже запрошены материалы всех проверок, предписаний и решений суда, чтобы воспользоваться правом контроля за коммерческой деятельностью на государственной собственности. В договорных отношениях со стивидорами предусмотрено право федеральной службы в одностороннем порядке разрывать договоры аренды в случаях неисполнения предписаний надзорных органов. Такая жесткая тональность разговора со стивидорами в Находке заставляет многих из них задуматься о серьезности последствий.
— Государство в вашем лице может справиться с этой задачей. Мы должны принять все возможные меры при нарушениях законодательства, включая самые серьезные – вплоть до расторжения договоров в ближайшее время, – подчеркнул первый вице-губернатор. – Это договоры публичные, и люди должны видеть, как компании исполняют свои обязательства – какие меры принимают по защите от пыли и в какие сроки. Следующей зимой ситуация с пылью не должна повториться. А в перспективе – открытая перевалка угля должна уйти из городской черты и сосредоточиться в специализированных портах.
Он отметил также, что важны взаимодействие и активное участие в решении вопросов экологии администрации города и депутатов думы совместно с контролирующими органами. Администрация Приморского края уже подписала девять соглашений со стивидорами Находки о соблюдении всех требований природоохранного законодательства. Любое несоответствие может стать причиной отказа краевых властей в подписании такого документа. Пример тому – неподписанное соглашение с компанией «Порт Восточные ворота – Приморский завод» из-за претензий к санитарно-защитной зоне предприятия.
Общую позицию находкинских стивидоров обозначил генеральный директор компании «Дальмормонтаж» Михаил ПАНЧЕНКО:
— Мы живем и работаем в этом городе и тоже хотим, чтобы он был чистым. К сожалению, сегодня уголь – практически единственный груз, востребованный покупателями. Понимая свою ответственность, мы вкладываем большие средства в модернизацию терминалов, покупку современного специального оборудования, новые технологии хранения и перевалки угля. Наша компания уже вложила 65 млн рублей в эти цели. Но нам нужно время, чтобы завершить эти работы.
Стивидоры обязались вложить в экологические проекты более полутора миллионов рублей в ближайшие три года. Александр КОСТЕНКО напомнил, что контроль за исполнением уже подписанных соглашений стивидорных компаний с администрацией Приморского края должен быть комплексным. Важны взаимодействие и активное участие в решении вопросов экологии администрации города и депутатов думы совместно с контролирующими органами, активность самих жителей и готовность портовиков работать по букве закона.
ЧАЛ