Алексей ГАШЕВ: Закон разворачивается к перевозчику

1 027С нового года вступили в силу некоторые изменения в российском законодательстве в сфере пассажирских автотранспортных перевозок.


Впервые на законодательном уровне маршруты разделяются на два вида: с регулируемым тарифом (перевозкой всех льготных категорий граждан) и нерегулируемым тарифом (цена за проезд устанавливается перевозчиком самостоятельно). Первые частично или полностью оплачиваются из бюджета субъекта федерации, затраты по вторым не компенсируются. Закон дает право властям регионов отказаться от одного или другого вида маршрутов либо воспользоваться сразу двумя. Что ждёт находкинских перевозчиков и пассажиров? На этот и другие вопросы отвечает генеральный директор Находкинского пассажирского автотранспортного предприятия депутат городской думы Алексей ГАШЕВ.
— Алексей Александрович, 11 января нынешнего года вступил в силу федеральный закон, регулирующий основные пассажирские перевозки в России. Каких изменений следует ожидать от него?
— Закон принят Госдумой в середине июля прошлого года. 11 января вступила в силу только его первая часть, касающаяся организации пассажирских маршрутов по нерегулируемым тарифам. Это право впервые предоставлено самому перевозчику. До этого времени в Находке все пассажирские автобусные маршруты были с регулируемыми тарифами.
Для доступности проезда в городском автотранспорте органы местного самоуправления часть затрат могли компенсировать перевозчику при наличии средств в местном бюджете. Благодаря перекрёстному субсидированию на убыточных и прибыльных направлениях оставалась одна цена проезда. Никого не интересовало, что «пятёрка» или «двойка», протяжённость которых традиционно самая большая, могут перекрывать свои затраты на перевозку пассажиров, а «тройка» или маршрут № 16 нуждаются в дотировании. Особенно зимой, когда пассажиропоток на этих направлениях значительно снижается.
Теперь, когда всю экономику переводят на рельсы самофинансирования, ни одно предприятие не заинтересовано «перевозить воздух». Какие рекомендации по выполнению нерентабельных маршрутов даёт новый закон? Если муниципальная власть не сможет компенсировать хотя бы часть затрат на выполнение убыточных направлений, то перевозчик вправе устанавливать свой тариф на проезд и определять количество маршрутных автобусов на своё усмотрение. Причём никаких ограничений на этот счёт закон не устанавливает.
В августе прошлого года по этой теме в Хабаровске прошёл семинар для руководителей и представителей пассажирских автотранспортных предприятий. Один из основных вопросов, которые поднимали на встрече, — не станут ли компании-перевозчики, получив такую самостоятельность, завышать нерегулируемый тариф. Я думаю, что необоснованного роста всё же не произойдёт. Каждый прекрасно понимает, что рынок перевозки пассажиров сегодня как никогда конкурентоспособен, и всегда найдутся компании, желающие работать по приемлемым, то есть, более низким тарифам.
В чём ещё преимущество нового закона? Он чётко определяет, в каких случаях могут проводиться муниципальные конкурсы на участие в перевозке пассажиров. К примеру, компания лишилась лицензии на право деятельности или закончился её срок, перевозчик отказывается от выполнения того или иного маршрута сам либо лишается этого права решением суда… Чтобы избежать подобной неразберихи, в таких случаях законом за перевозчиками закрепляются маршруты на определённый срок.
Важная поправка касается контроля работы органов государственного дорожного надзора и деятельности автовокзалов. В одном из его пунктов сказано, что автовокзалы теперь не имеют права отказывать в заключении договоров тем перевозчикам, автобусные маршруты которых проходят по его территории.
— Алексей Александрович, некоторые автобусы маршрута № 506 Находка-Владивосток в последнее время стали ходить не до автовокзала краевого центра, а до железнодорожного. С чем это связано?
От находкинских пассажиров в конце прошлого года поступило два коллективных письма в адрес находкинского АТП и первого вице-губернатора Приморья Василия УСОЛЬЦЕВА, в которых они просили продлить движение хотя бы нескольких междугородных рейсов до железнодорожного вокзала. Это исторический центр города, здесь располагаются органы краевой власти, учебные, медицинские и культурные учреждения. Приезжая в краевой центр решить свои вопросы, находкинцы, да и жители других населённых пунктов, через которые пролегает маршрут № 506, смогут таким образом экономить не только средства на проезд до центра Владивостока, но и своё время.
Пока выполняем по такому изменённому графику четыре рейса. По мере наполняемости «продлённых» маршрутов количество рейсов можно ещё увеличить. Хотя даётся это с большим трудом. Когда администрация владивостокского автовокзала узнала об этой идее, то выставила ряд требований. Согласитесь, кому хочется терять пассажиропоток, который приносит прибыль?
Поскольку первый автобус во Владивосток отправляется с автовокзала в 6:20, жители отдалённых районов города не успевают добраться на общественном транспорте к этому времени. Поэтому первый автобус 506-го маршрута забирает их в 5:40 от стадиона «Приморец» и далее по всем остановкам до выезда из Находки.
— Экономика города в целом испытывает серьёзные трудности. Присутствует ли в АТП текучесть кадров?
— К сожалению, пока да. Но состояние рынка труда в Находке позволяет заполнять освободившиеся вакансии. С другой стороны, в последнее время люди осторожнее решаются на смену работы. Если кто и увольняется, то через некоторое время многие из них снова просятся обратно. У нас стабильность, социальные гарантии.
Раньше в коллективе были большие проблемы с трудовой дисциплиной: нередко случались опоздания, прогулы, выходы на работу в нетрезвом виде… Рабочие планёрки, как правило, начинались с разбора полётов. Сегодня такие негативные явления крайне редки. Это говорит о том, что люди серьёзно пересмотрели своё отношение к работе.
— Что на предприятии делается, для того чтобы продлить срок службы машин и сдерживать рост себестоимости оказываемых услуг?
— Несколько лет назад мы организовали цех капитального ремонта автобусов. Там, где прогнили кузова, меняем обшивку, полы, тем самым продлевая срок службы машин ещё процентов на 30-40. На тех направлениях, где сравнительно невысокий пассажиропоток, большеместные автобусы заменяем машинами малой вместимости, к примеру, микроавтобусами класса М-2. Такая работа уже проделана на «четвёрке» и маршруте № 207 Находка-Партизанск. Освободившиеся производственные прощади АТП на выгодных условиях продолжаем сдавать в аренду сторонним компаниям. Всё это в целом позволяет экономить часть средств и получать дополнительный доход.
В данное время проводим мониторинг наполняемости автобусов в вечернее время. По договору с администрацией города общественный транспорт работает на линии до 24 часов. В этот период, особенно зимой, очень мало пассажиров. Поэтому решаем вопрос о сокращении рейсов в это время суток до минимума.
— В конце декабря прошлого года автобусы маршрута № 5Б стали следовать до второй проходной ПАО «БАМР», сократив расстояние движения на несколько сотен метров. Чья это идея?
С инициативой изменить схему движения в муниципалитет обратилось руководство ОАО «Терминал Астафьева». Это предприятие расположено на территории бывшей ЖБФ, и конечная остановка автобуса существовала как раз для его работников. Теперь терминал доставляет своих сотрудников собственным автобусом от второй проходной БАМРа до своей проходной.
Поэтому в районе второй проходной базы установлен остановочный павильон, из дорожного камня сделаны разворотное кольцо и островок безопасности, разделяющий потоки автотранспорта, положен тротуар, выставлены дорожные знаки, а весной нынешнего года планируется выполнить благоустройство этого участка и нанести на дорожное полотно разметку.
— Алексей Александрович, несмотря на экономические трудности, автотранспортное предприятие по вашей инициативе из года в год продолжает содержать спортзал, хотя на эти цели требуются немалые средства.
Пока есть возможность, будем поддерживать спорт. Нужно растить здоровое молодое поколение. Ребята должны самореализовываться в спортивных клубах и секциях, а не в подворотнях и подвалах. Сегодня наш клуб «Автомобилист» с удовольствием посещают более 100 взрослых и подростков в день. Его воспитанники становятся победителями турниров и чемпионатов разного уровня. Например, самым важным из последних спортивных достижений стала победа боксера Никиты ЧИРВОНА на чемпионате Европы среди школьников, участие в котором приняли более 200 спортсменов в возрасте 13-14 лет. Подающий большие надежды спортсмен выступал в весовой категории 72 килограмма. Золото Европы в этом весе, которое принёс России Никита, стало первым за всю историю развития бокса в Находке.
Предприятие отремонтировало к началу зимы хоккейную коробку во дворе многоэтажек по улице Малиновского, не раз бесплатно предоставляли автобусы находкинским социальным учреждениям: детскому дому, дому-интернату для престарелых и инвалидов, а также общеобразовательным школам № 5, 12, детскому саду № 62. В День Победы регулярно собираем в своей столовой на чаепитие наших участников войны, тружеников тыла и блокадников Ленинграда, не забываем ветеранов АТП и в День пожилого человека. Добрые дела были и будут.

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.