Вези меня, автобус

Эксплуатация автомобильного пассажирского транспорта — одно из основных направлений Находкинского пассажирского АТП. От его грамотно выстроенной работы зависит не только выполнение стратегических задач компании-перевозчика, но и безопасность движения на городских, пригородных и междугородных маршрутах.
Ежедневно общественным транспортом пользуются тысячи находкинцев. И главная задача предприятия в том, чтобы не только вовремя, но, как говорится, в целостности и сохранности развезти людей по всем маршрутам.
В АТП существует несколько производственных направлений, от которых зависит качественное обслуживание пассажиров. К примеру, отдел эксплуатации занимается организацией перевозок пассажиров как на городских, так пригородных и междугородных сообщениях. В ведение отдела входит контроль за регулярным выполнением рейсов и техническим состоянием подвижного состава, выполнением плановых работ по техобслуживанию, контроль за организацией режима труда и отдыха водителей и кондукторов, повышением культуры обслуживания пассажиров, обработка текущей информации.
Большую часть нагрузки занимает работа с организациями и населением по разовым поездкам, в частности, подвоз и убытие рабочих заказными автобусами на объекты. В частности, компания обслуживает судоремонтный комплекс «Звезда» в Большом Камне, «Мясокомбинат «Находкинский» и другие предприятия, с которыми заключены долгосрочные договоры. По заказу родительских комитетов школ выполняет заявки по доставке детей в цирк, на концерты, в сафари-парк, океанариум, на спортивные соревнования по краю, танцевальные конкурсы, предоставляет машины для туристических экскурсий и прочее. Нынешнее лето на редкость оказалось солнечным и теплым, в Находке было много туристов из других регионов, которые пользовались услугами АТП по доставке в город и на базы отдыха. Эти перевозки занимают примерно треть их объемов.
— Главное в нашем деле — регулярно поддерживать технологический процесс. И мы всё для этого делаем. Согласно запланированному графику перед выходом на линию каждый водитель получает путевой лист, обследуется у медработника до работы и после, выполняет ежедневное техобслуживание автобуса и предоставляет его для осмотра контролеру ОТК. Неисправная машина на линию не выйдет. Если поломка случилась в дороге, диспетчер организует замену, а водитель пересадит пассажиров на попутный автобус, таким образом минимизировав неудобства. Но подобные ситуации бывают нечасто. Хотя всё предусмотреть невозможно. Сотрудничаем с ГИБДД и органами власти по таким вопросам, как изменение и дополнение маршрутов для улучшения качества обслуживания населения, — рассказала инженер отдела эксплуатации НПАТП Александра ПАНКРАТОВА.
Сканер — в помощь
На территории автопарка работает сеть ремонтных мастерских, возглавляет которые Сергей ГАШЕВ. С каждым годом подвижной состав совершенствуется, новые машины приходят с электрооборудованием. Чтобы быстро и на должном уровне выполнять их ремонт, предприятие приобрело несколько сканеров, подключив который к автобусу через специальный кабель, можно быстро и легко установить все «болячки» машины.
— Раньше несправности выявляли на слух, визуально либо методом дефектовки и разборки. Теперь это делается с помощью компьютера. Правда, еще не каждый сканер определяет точно все неисправности машины, и тогда снова прибегаем к дедовским методам, — рассказал Сергей Алексеевич.
Для совершенствования ремонтной базы мастерских на смену обычному пришел пневмоинструмент, современные съемники, которые позволяют быстро и без особых усилий снять тот либо иной агрегат, узел машины. Легче и проще стало сделать демонтаж и монтаж колес, а с помощью гидравлических или электроподъемников — снять двигатель и коробку перемены передач. Есть на вооружении и немало другого современного оборудования, благодаря чему сократились сроки проведения ТО с двух рабочих дней до одного.
— Ремонтный комплекс имеет несколько постов. На посту текущего ремонта можно поменять небольшие агрегаты, к примеру, колеса, мелкое навесное оборудование, тормозные колодки… На посту ТО-2 — сделать планово-предупредительный ремонт с разборкой ступиц колес, заменой подшипников, обнаружить места по утечке жидкостей. Есть отдельный пост по замене фильтров, масла в двигателе и коробке передач. На другом отдельном посту выполняются электросварочные и покрасочные работы, на третьем — мероприятия по кузовному ремонту, на четвертом — демонтаж и монтаж двигателей, топливного оборудования, на пятом — текущий и капитальный ремонты двигателей, редукторов, других узлов и агрегатов. Есть токарный цех по изготовлению деталей и запасных частей. Автобусный парк большой, для обслуживания и ремонта подвижного состава нужна хорошая рембаза. И она у нас есть, — отметил Сергей Гашев.
Пожалуй, самое сложное направление АТП — городские пассажирские перевозки, выполняет которые ООО «Центр развития спорта». Здесь открыто восемь постоянно действующих маршрутов, перекрывающих весь город, занято больше всего машин и всегда самый высокий пассажиропоток.
— С чего обычно начинается у вас рабочее утро? — интересуюсь у начальника автоколонны ООО «ЦРС», курирующего вопросы эксплуатации компании, Сергея ГАЙДАМАКИНА.
— С подготовки графика движения и планирования на линию машин, подготовки документации по разнарядке, расписания движения автобусов, выдачи путевых листов и маршрутных карт. Главная задача — выпустить на линию технически исправный пассажирский транспорт и выполнить все запланированные рейсы. Чтобы поддерживать подвижной состав в нормальном техсостоянии, предусмотрены текущий и плановый ремонт. ТО-1 проводится через пять-шесть тысяч километров пробега, ТО-2 — через 20 тысяч. Контролируем соблюдение сроков по каждой машине. Но всё предусмотреть трудно. Бывает, на линию машина выходит исправной, а по дороге можно проколоть колесо, оборвать шпильку колеса, лопнет масляный шланг и перестанет работать дверь, — рассказал Сергей Гайдамакин.
Будем взаимно вежливы
Если звонят в АТП, жалобы принимает диспетчерская служба и передает их администрации автобусного парка. Когда они касаются культуры обслуживания пассажиров, по каждой из них на ковер приглашаются водители и кондукторы указанных автобусов. Если есть нарушения должностных инструкций, к виновным принимаются соответствующие меры: от лишения премии и проведения внеплановых инструктажей до отстранения от управления автобусом с последующей сдачей зачетов и Правил безопасности дорожного движения.
— В работе стараемся придерживаться той истины, что пассажир всегда прав. Если водитель или кондуктор не могут сдержать свои эмоции в конфликтной ситуации с пассажиром, значит, это не их работа. Труд водителя автобуса и кондуктора физически и психологически сложный. Они встают на смену ни свет ни заря, а на линии встречаются разные люди, порой несдержанные. Своих работников всегда учим терпению и вежливости. Ведь по одному могут судить обо всем коллективе. И знаете, из года в год количество жалоб становится все меньше, — подчеркнул собеседник.
Свою лепту в выполнение задач по эксплуатации пассажирского автотранспорта вносит и ООО «Ориент-Сервис». Оно оказывает поддержку пяти перевозчикам, с которыми заключен договор на услуги по выпуску на линию автобусов городских, пригородных и междугородных маршрутов. Диспетчерская служба компании, работающая круглосуточно, выдает водителям путевые листы, контролирует ведение учетной документации, соблюдение автобусами расписания, водителями и кондукторами — режима труда и отдыха, скоростного режима в пути, закрывает водителями все маршруты. Во многом ей помогает это делать специальная программа ГЛОНАСС, с помощью которой диспетчер в любое время суток видит каждую машину на линии, ее направление движения, ситуацию в салоне и на дороге.
— Информация в программе обновляется каждые пять минут. Чтобы этими данными могли пользоваться и пассажиры, месяц назад мы внедрили программу «Яндекс-карта». И сегодня пассажиры на личном сотовом телефоне в интернет-программе самостоятельно могут увидеть месторасположение движущегося автобуса и прибытие его на ту либо иную остановку. Отсюда звонков и жалоб в диспетчерскую на задержки автобусов в пути от пассажиров стало намного меньше. Кроме того, наша компания занимается изготовлением водительских карт и оказывает услуги по установке тахографов, — рассказала директор ООО «Ориент-Сервис» Алена ЯРОШ.
Владимир ФЕДОРОВ

Запись опубликована в рубрике Даты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.