Виктор ФЁДОРОВ: Писать — это свыше

IMG_1880Уникальный человек живет и работает с нами рядом – Виктор ФЕДОРОВ. В прошлом капитан дальнего плавания на пассажирских и грузовых судах Дальневосточного морского пароходства, в последние два с половиной десятка лет он возглавляет Службу управления движением судов в заливе Находка. А в свободное время пишет увлекательные книги – романы, повести и рассказы, которые особенно популярны у дальневосточных моряков и в их семьях. И это неудивительно, ведь не только вся жизнь писателя, но и все его герои так или иначе связаны с морем. А многие персонажи имеют вполне реальных прототипов. Недавно автор представил на суд читателей свой новый роман – «Испытательный срок», презентация которого с успехом прошла в центральной библиотеке Находки. С этой темы и началось интервью с гостем сегодняшнего номера.


— Виктор Фадеевич, насколько автобиографичен новый роман «Испытательный срок» и вообще Ваши книги?
— Основа – это личный опыт, воспоминания, рассказы друзей, однокашников. А вот сюжеты, объединяющие все эти материалы, – это уже чисто писательское.
— Да, я запоем прочла несколько Ваших книг и просто диву давалась: откуда, как эти сюжеты к Вам приходят?
— А никак, приходят и все. Возвращаясь к роману – да, есть там автобиографические моменты. На мой взгляд, в нем я даже иногда излишне откровенен, но не жалею об этом. Есть вещи, про которые очень трудно говорить, но, как говорится, из песни слова не выкинуть. Однако, если я у кого-то взял что-то в сюжет даже в трех словах, – это будет первый человек, который прочитает получившийся текст. Иначе потом буду мучиться всю оставшуюся жизнь. Так я поступил, например, прежде чем публиковать сборник рассказов «Морские истории», в которых многое услышано от моих однокашников.
— Вы ведь начали писать не так давно, уже в зрелом возрасте?
— Да, в 2005 году. А начал после того, как у меня случилась беда со здоровьем. Это все описано в моей самой первой книге – «Рассказы не совсем еще старого капитана», она вышла в 2007 году. Очнулся через 27 часов после сложной операции и вскоре сбежал из больницы. Нужно было еще минимум два месяца дома сидеть, и мне привезли мой рабочий компьютер.
Я стал общаться в Интернете, и знакомая по интернет-форуму, которая делает сайты, предложила отредактировать детский рассказ на морскую тему. Я почитал его и понял – проще переписать. Взял да и переписал. После чего она предложила: напиши еще что-нибудь, воспоминания, например. Я сел и написал сразу 15 страниц. И потом пошло – что, откуда, не знаю.
Первая книга писалась несколько месяцев, после этого год не мог решиться ее перечитать. Когда сделал это, увидел столько ошибок, опечаток! Но вот в содержании, по смыслу, ничего не захотелось править. Книга получила золотой диплом в номинации «Публицистика» на ежегодной выставке «Печатный двор» во Владивостоке.
— Простите за нескромный вопрос, на какие средства печатаются книги?
— Я член литературного клуба «Элегия», выпускаю книги под эгидой клуба: Станислав КАБЕЛЕВ читает и высказывает свои замечания и предложения, Денис КАБЕЛЕВ верстает макет. А печатаюсь на свои средства. Обложки всех книг создает супруга нашего сотрудника, дизайнер Анна МАЛЮГА.
Тираж недавно изданной книги сын с невесткой оплатили – сделали мне подарок. Слава Богу, и сам еще зарабатываю, оплачивал издание, но в последнее время с этим стало сложнее, зато в семье огромная радость – из Донецка вывезли племянницу с мужем, ребенок у них родился – любимая внучка. Пока снимаем им квартиру. Ребята приживаются, уже получили гражданство России. Это ли не счастье?
— Когда Вы, опытный моряк, вдруг начали писать? Не было ли мысли поступить в литературный институт?
— Когда первую книгу писал (она была не художественной), вообще не заморачивался. А вот когда начал следующую – понял, чего-то не хватает. Поступать учиться не думал – поздновато уже. Открывал Интернет, читал, учился. В принципе, с русским языком у меня с детства было все неплохо, писал хорошие сочинения.
Как-то получается, что я вижу смысловой текст: что в нем не так, что переделать. Что не нравится – я уничтожаю сразу. Интересно получается – написал кусок, выбросил без сожаления, начинаю писать заново – и получается что нужно, лучше того, что уничтожил. Однако все это не говорит о том, что я доволен текстами. В них очень много опечаток, ошибок, поскольку самому себя править очень сложно, а найти профессионального корректора — большая проблема.
— Некоторые писатели с гордостью рассказывают, что пишут в день, например, 10 страниц. А Вы как?
— Если пишу по вдохновению, потом в любой момент этот текст открываю и с удовольствием читаю сам. Даже, бывает, удивляюсь – ничего себе, как завернул. А если пишешь без вдохновения – со страниц такой холод идет, что без сожаления стираю написанное «холодной головой»…
— И все же, сколько времени уделяете творчеству?
— Иногда могу сесть в выходной в 6 утра и до 23 часов, не вставая, писать. Откуда что берется? А в другой раз захотелось — страницу-две написал и все. Потом долго созреваю и никак не могу сесть за компьютер. И вдруг опять захотелось писать – сел и пошло, страница за страницей!
Можно научить кирпичи класть, яму копать. А писать не научишь. И дело не в жизненном опыте. Это откуда-то свыше идет, и от меня не все зависит. Я бы и не вспомнил 90 процентов того, что в книгах описывал, если бы не начал писать. Вот сажусь за компьютер в настрое – и будто кто-то или что-то ко мне подсоединяется, едва успеваю записывать.
— А какие книги Вы сами любите читать? Что читали в детстве? И какое детство у Вас было?
— Родной город — Владивосток. Детство – Луговая, потом — Моргородок. Вырос в замечательной семье учительницы начальных классов и офицера-фронтовика, прошедшего финскую, отечественную и войну в Маньчжурии, который после демобилизации пошел работать в Дальневосточное морское пароходство. С ним и в дальнем рейсе я побывал, учась в пятом классе. Во Владивостоке и вырос, учился в городской флотилии при мореходной школе, к окончанию школы получил морские специальности матроса и моториста, а затем учился в ДВВИМУ им. адмирала Г.И. Невельского и после выпуска работал в ДВМП. Уже взрослым перевелся во Врангель.
Читал я всегда очень много. Книги, толстые литературные журналы «Роман-газета», «Октябрь», «Дальний Восток» и другие. В более взрослом возрасте заново открыл и переосмыслил для себя классику, но читал и современную литературу. Перечитывал все книги в библиотеках на судах, где работал. Познакомился и с запрещенными тогда книгами А.И. Солженицына.
Самая первая моя книга была рядом всю школьную жизнь – сказки Андерсена. Чем старше становился, тем больше мудрости находил в этих сказках. Сейчас много читаю с экрана, мне так больше нравится читать, чем с бумаги. С удовольствием читаю на литературных сайтах неизданных молодых и не очень авторов, среди которых много ярких, талантливых. Есть такие бриллиантики, что душа радуется!
— А я, прочитав Ваши книги, где столько робинзонады, приключений, подумала бы, что первой была — «Робинзон Крузо».
— Нет, я больше всего любил книги Жюля Верна и до сегодняшнего дня считаю, что это чудо. Потом — Стивенсон. От него как раз многое и о выживании получил. Зачитывался его произведениями, особенно «Остров сокровищ» любил и сейчас люблю! Между прочим, работая на круизном лайнере «Федор Шаляпин», имел счастливую возможность побывать на острове Самоа, где последние годы жил и писал Стивенсон.
— В Ваших книгах юмор тоже чувствуется…
— Конечно, в моря ходил – там без юмора не проживешь.
— А сами не пробовали писать фантастику?
— Думал об этом, начал, было, но пока не дозрел. Но… все может быть – давно уже свербит.
— Если бы Вы хотели рассказать о себе, отрывок из какой своей книжки взяли бы?
— Я всегда говорю, отвечая на этот вопрос, во всех моих книгах много меня, но книги — не про меня. В каждой книге всегда есть частица автора.
— Делились со знакомыми мнениями о Ваших книгах: говорят так – слог простой, но почему-то цепляет.
— Мне это объясняли писатели ЯНОВ, КАБЕЛЕВ, да и другие товарищи из Находкинского литературного клуба «Элегия»: если пишешь по вдохновению, из души, то эти ощущения, энергия передаются читающему. Написанное холодной душой и головой – тем же холодом и передается.
— Настолько Вас самого это увлекает, что читатель вместе с Вами проваливается в это другое измерение?
— Да, когда пишу, я как бы перемещаюсь туда, в происходящее в сюжете, и обо всем забываю, не вижу, что вокруг творится. Это очень интересный и приятный процесс – жить со своими героями, зачастую не зная, что с ними произойдет в следующий момент и как все повернется. Наверное, это плохо, но у меня не получается писать по далеко идущим, подробным планам. Пробовал, но быстро уходил от плана – герои своими действиями уводили!
— Из всех Ваших произведений на меня наибольшее впечатление произвела робинзонада главного героя романа «Возвращение к себе». Откуда у Вас все эти знания? На себе Вы это не испытывали?
— Нет, сам я этого не испытывал, но тема всегда интересовала. Знания — из того, что сам видел, о чем в книгах читал или из телепередач о путешествиях и выживании плюс Интернет. А когда писал, эти знания всплывали. В некоторых вопросах, например, о том, как добывают краба, немного консультировался с людьми, работавшими на добывающем флоте, но главное — довольно глубоко изучал материалы о технологии этого промысла в Интернете. Если писал про то, как петли на барсука ставить или разделывать его («Возвращение к себе»), говорил со знакомым охотником. С ним же – о том, как можно с напавшим медведем справиться («Тихоокеанские каникулы»). Как запускать дизель (там же) – с моим давним другом, стармехом.
Просто я понял для себя и взял за правило, что, если о чем-то пишешь, ты либо должен об этом хорошо знать, либо обязан об этом узнать как можно больше. Раз я начал о чем-то конкретном, технически сложном писать, я должен изучить технологию, нюансы, чтобы писать об этом хорошо и не краснеть потом, получая упреки в том, что пишу о том, чего сам не знаю и не понимаю.
Лучшая награда – когда, например, военные моряки или рыбаки, прочитав написанное, очень удивляются, что я не ходил ни на военном, ни на добывающем флоте. Это относится и к повести «Матросский вальс», где описание службы главного героя на подводной лодке основано на личном курсантском опыте. Или, если взять рассказ «Ошибка», где приключенческий сюжет построен на тонкостях вычислительной техники и программирования, все основано на том, что понимаю и знаю, с чем имею дело по работе. Так и идет процесс: какую-то информацию копаешь, а что-то приходит свыше. Когда садишься писать – это уже идет свыше.
Накопленные знания, старые и вновь найденные, превращаются потом в сюжетные ходы и ситуации.
— Расскажите о Ваших творческих планах.
— Если будет возможность — издать в 2017 году часть написанного и продолжать писать. В настоящее время я пишу рассказы для второй книги «Морские истории». Заделов в виде идей для рассказов много, осталась малость – созревать и писать следующие. На сегодня книга почти готова, еще пять-шесть рассказов и можно будет думать о подготовке книги к печати.
— Что бы Вы пожелали нашим читателям в новом году?
— Всех поздравляю с любимым праздником и желаю вам не бояться пробовать новое, бывать в новых местах, открывать в себе новые таланты. Я уверен, в каждом человеке они есть!

IMG_1992 IMG_2002

Светлана АЛЕКСЕЕВА
Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.