«Форды» хорошо, а «газели» лучше

DSC03427В конце года предприятия обычно подводят итоги работы и выстраивают планы на предстоящий. Каким оказался ушедший год для трудового коллектива Находкинского пассажирского АТП? С какими проблемами столкнулись и как их решали? На этот и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора Находкинского пассажирского АТП, депутата городской думы Алексея ГАШЕВА.


— Алексей Александрович, в 2015 году вышел в свет федеральный закон об организации регулярных пассажирских перевозок в России. Какие коррективы он внёс в работу автотранспортников и, в частности, вашей компании?
— Он вступал в силу поэтапно, и на сегодня уже все его положения в действии. Не преувеличу, если скажу, что это революционный документ, призванный кардинально изменить организацию пассажирских перевозок. Он чётко разграничивает полномочия органов власти и компаний-перевозчиков в закреплении маршрутов. С этих пор по истечении срока действия договора между компанией-перевозчиком и органами местной власти предприятию будет выдаваться свидетельство с указанием всех маршрутов, закреплённых за ним. Оно бессрочное, однако перевозчик может лишиться этого документа за некоторые нарушения.
С принятием такого закона государство делает первые попытки защитить законных перевозчиков от нелегальных. Кроме того, официально зарегистрированным компаниям будут выдаваться и специальные карты для работы на маршруте. Если их не окажется у водителей, на компанию может быть наложен штраф в размере 300 тысяч рублей. До 16 июля прошлого года департамент автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Приморского края обязан был предоставить компаниям-перевозчикам эти карты. Однако этого не произошло.
Транспортники обратились с письмом в управление государственного дорожного надзора Приморского края не прибегать к жёстким мерам при отсутствии у них этих самых карт. Однако нас не услышали там и уже составили девять протоколов, в том числе два протокола на наше предприятие. Мириться с такой несправедливостью мы, конечно же, не стали. Начались судебные тяжбы, которые закончились в пользу перевозчиков. Но сколько потеряно нервов и времени? И это только начало вхождения закона в силу.
Его несовершенство вызвало ряд предложений и замечаний, которые мы направили в комитет Государственной думы по транспорту и строительству. Насколько мне известно, сейчас готовится пакет дополнений и изменений к ФЗ-220 от 13.07.2015 года. С нами по этому вопросу тесно работают депутаты Госдумы от Приморья Виктория НИКОЛАЕВА и Сергей СОПЧУК. Они помогают транспортникам решать в том числе и такие вопросы, как организация новых маршрутов, совершенствование законодательства в сфере транспортной безопасности.
— В прошлом году департамент промышленности и транспорта администрации края был реорганизован в департамент автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Как это отразилось на работе компаний — перевозчиков пассажиров?
— Положительных сдвигов пока не заметили. Вместо помощи в решении многих вопросов, наоборот, встречаем пока только барьеры. Несмотря на наши обращения в администрацию края, длительное время не могли утвердить поправки к расписанию движения автобусов на некоторых междугородных маршрутах. Хотя для этого у нас есть все основания. Такой пример. Наше предприятие взяло кредит, докупило автобусы малой вместимости и поставило их на 207-й маршрут. В результате интервал движения здесь снизился с одного часа до 30 минут, а тариф за счёт наполнения автобусов уменьшился с 2,59 руб. до 1,5 руб. И нам хорошо, и пассажирам. Но, видимо, этот факт не являлся для департамента убедительным. И только 21 декабря наши поправки к расписанию, наконец-то, были утверждены.
Долго не можем решить вопрос по изменению графика движения некоторых машин на маршруте «Находка-Владивосток» с заездом в аэропорт. После сдачи нового участка дороги появилась возможность часть машин пустить мимо Артёма и сократить время следования в пути на один час. Здесь, оказывается, тормозом служит не только краевой департамент, но и Приморская краевая прокуратура, которая вопреки законодательству вынуждает нас проводить дополнительные конкурсы в организации новых маршрутов.
— Как в свете последних законов складываются взаимоотношения перевозчиков с ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций»?
— Очень сложно. В законе о пассажирских перевозках сказано, что автовокзалы не имеют права навязывать свои условия компаниям-перевозчикам, и в то же время не должны отказываться от их условий. У нас в этом вопросе пока что нет полного взаимопонимания. На сегодня объединение задолжало перевозчикам за оказанные услуги уже более четырёх миллионов рублей.
До сих пор большие деньги берут автовокзалы с перевозчика за предварительную продажу билетов на междугородные маршруты. Только поэтому мы задались целью создать собственную сеть пунктов продажи билетов. Никаких нарушений в этом не вижу, это предусмотрено законодательством. Есть первые результаты. Свой киоск по продаже билетов Находкинское автотранспортное пассажирское предприятие уже установило на территории автовокзала Находки и здесь же готовим собственную посадочную площадку для пассажиров.
Несколько аналогичных площадок и киосков совместно с нашим партнёром ООО «Исток-М» открыли во Владивостоке. В первом квартале будущего года планируем сделать это и в Уссурийске. В новом году организуем кассу по продаже билетов на железнодорожном вокзале Владивостока. Всё это в совокупности позволит снизить стоимость проезда на междугородных маршрутах.
— Как решается в компании вопрос обновления подвижного состава?
— Понятно, что все пассажиры хотят уехать быстрее, а для этого автобусы должны ездить чаще. Большеместные машины и на российском, и на азиатском рынке сегодня стоят очень дорого. Даже бэушные. Поэтому с обновлением парка быстро не получится. В нынешнем году удалось приобрести всего три южнокорейских атобуса марки «ДЭУ». Их сразу поставили на «пятый» и «девятый» маршруты.
Но основной упор в этом вопросе решили сделать на автобусы малой вместимости. Их можно использовать не только на пригородных, но и таких междугородных маршрутах, как Находка-Партизанск, Находка-Владивосток. «Форд», «Каунти» и «Аэротаун» — микроавтобусы нового поколения. Да, они требуют к себе повышенного внимания в эксплуатации, проведении своевременных профилактических и ремонтных мероприятий.
Но это машины мобильные, комфортные, экономичные в потреблении топлива, имеют ряд других преимуществ. Пополнение ими автобусного парка позволит при тех же затратах значительно увеличить количество рейсов. В уходящем году также приобрели два автобуса среднего и два малого класса, которые работают на 16 и 4 маршрутах.
Параллельно изучаем и российский рынок по продаже автобусов малой вместимости. Есть желание купить несколько «газелей». Они просты в обслуживании и адаптированы к нашим климатическим условиям.
— Алексей Александрович, ждать ли в новом году повышение тарифа на проезд в городском пассажирском транспорте?
— Федеральный закон о пассажирских перевозках разделил маршруты с регулируемым и нерегулируемым тарифами. Согласно действующему законодательству, на части маршрутов тарифы могут устанавливать департамент автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Приморского края или органы местного самоуправления, на другой части — перевозчики. Кстати, сегодня на 99 процентах приморских маршрутов действуют нерегулируемые тарифы. На городских маршрутах Находки в январе стоимость проезда, скорее всего, поднимется на один рубль и составит 21 рубль за поездку. Незначительно возрастёт тариф и на некоторых автобусах маршрута 506 «Находка-Владивосток».
— Все ли маршруты предприятия удалось сохранить в уходящем году?
— Пришлось закрыть маршрут «Находка-Преображение». Дорога в посёлок после последних тайфунов до сих пор не восстановлена. Да и пассажиропоток на этом направлении за последнее время существенно снизился. Словом, маршрут убыточный. Но посёлок не остался отрезанным. Насколько я знаю, по инициативе администрации края из Владивостока в Преображение налажено регулярное сообщение самолётами малой авиации. Администрация посёлка совместно с Преображенской базой тралового флота организовали доставку сельчан в Находку и обратно своими микроавтобусами.
— Уходящий год ознаменован для вашего коллектива 55-летним юбилеем АТП. Как его отметили?
— Год непростой во всех отношениях. Пришлось сократить издержки, ужесточить экономию средств и ресурсов. Так, если в прежнее время наша ремзона работала в круглосуточном режиме, то недавно пришлось перевести её на дневной режим с 8.00 до 17.00. Из-за отсутствия свободных средств запасные части к автобусам приходилось приобретать, как говорится,с колёс, не имея задела.
О каких юбилейных мероприятиях можно тут говорить? Свести бы концы с концами. Поэтому отметили скромно и просто. В течение года по доброй традиции чествовали юбиляров. В честь 55-летия компании трудовой коллектив поздравили с праздником, наиболее отличившимся вручили почётные грамоты администрации Находкинского АТП, администрации и думы городского округа, Законодательного собрания Приморского края.
— Какие планы по дачным маршрутам в новом году?
— Пока ничего менять не собираемся. Если от населения поступят предложения по организации новых маршрутов, будем их рассматривать.
— Жители микрорайона Астафьева просят на подъёме между последней и предпоследней автобусными остановками установить ещё одну, потому что им очень тяжело преодолевать путь от дома до остановки, особенно в зимнее время. Есть ли такая возможность?
— Речь идёт об остановке в районе жилого дома № 21 по улице Астафьева. Она была образована на этом месте водителями автобусов стихийно по просьбе пассажиров. При проведении проверки специалистами управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю выявилось, что место под остановку не оборудовано посадочной платформой и дорожным знаком. Поэтому компания, работающая на этом маршруте, уже оштрафована за незаконную высадку-посадку пассажиров.
По обращению граждан на этом месте побывала рабочая группа в составе специалистов ОГИБДД МВД России по Находке, отдела транспорта и связи, управления благоустройства администрации Находки, депутата находкинской думы, а также специалиста по безопасности дорожного движения компании-перевозчика. Оказалось, что здесь нет условий для безопасной посадки-высадки пассажиров. В частности, на этом месте есть пересечение дорог и спуск на радиусе поворота, нет заездного кармана, из-за чего автобус вынужден останавливаться прямо на проезжей части дороги. По мнению рабочей группы обустройство остановки возможно только в районе жилого дома № 15 по ул. Астафьева. В настоящее время управлением благоустройства прорабатывается вопрос обустройства на этом месте пешеходной дорожки и самой остановки с посадочной платформой и дорожным знаком.

Беседовал Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.