Выжить помогли советские солдаты

Моя прабабушка ЦЫС Полина Ивановна, урождённая УВАРОВА, мама моей бабушки ИЛЬИНОВОЙ Татьяны Михайловны, родилась в 1933 году в селе Дубовое Рязанской области (в других документах указана Липецкая область). Дальневосточницей она стала уже в 15 лет. А раннее детство её прошло под Ленинградом. Если бы не война, была бы ленинградкой, так как посёлок Ириновка, где она жила со своими родителями, с сестрой и братьями, был рядом с городом.

Её родители, как и все жители посёлка, работали на заготовке торфа. Вокруг посёлка простирались торфяные болота, а по болотам росла клюква, которую с самых малых лет собирали ребятишки. И во время войны они, несмотря на запреты взрослых и явную опасность, ходили за этой чудесной ягодой. Голод заставлял забывать об опасности.
В Ириновке немцев не было. Там стояли войска Красной армии, которые держали оборону Ленинграда. Зенитчики постоянно отбивали налёты фашистских самолётов. Вначале, когда били зенитки, местные жители выбегали из своих домов и прятались в кустах. Потом им объяснили, что это ещё опаснее и лучше сидеть дома. Много раз наблюдала Полина, как падали сбитые вражеские самолёты.
Все её воспоминания о жизни в военные годы под Ленинградом — это воспоминание о голоде. Все дети и работающие взрослые посёлка были поставлены на довольствие в солдатской столовой. Взрослых кормили обедом один раз в день, а детям давали паёк. И даже родителям отдавали детскую порцию, чтобы досталась именно ребёнку. Дети стояли в очереди за пайком со своей кружкой или чашкой. В одну посудину наливали суп и клали ложку каши. Из чего была каша и какой был суп, когда паёк постоянно урезался, рассказывать не нужно. Об этом много писали. Но всё равно это была поддержка для местных жителей.
Приходили ребята за своим пайком намного раньше, чем нужно было, то есть когда ещё обедали военные. Становились под стенками, буквально окружив обедающих. С голодными глазами они ждали, когда обед закончится. По негласному уговору все столы были поделены между детьми. Стоило только офицеру или солдату отойти от стола, они бросались каждый к «своему» столу, сметали крошки и вылизывали чашки. Взрослые знали, чего ждут дети, и иногда специально оставляли большую долю своего обеда. Были случаи, когда кто-нибудь из военных, не выдержав голодных взглядов, с досадой ударял ложкой по столу и оставлял свой обед, уходил из-за стола. И это было большой удачей …
Всё равно голод одолевал, люди умирали так же, как и в самом Ленинграде. Моей прабабушке приходилось не один раз видеть трупы на улицах. И, что ещё страшнее, некоторые из них были раздеты и со следами срезанных мягких частей или с отрубленными ногами. Увидев такое один раз, её мама больше никогда не покупала на рынке мясные продукты. Чтобы как-то поддержать семью, она меняла вещи на продукты у сельских жителей, которые ещё держали своё хозяйство. Однажды ей удалось выменять прадедушкино новое пальто на конскую шкуру. Для измождённой от голода женщины шкура была очень тяжёлой, и прапрабабушка с большим трудом принесла её домой. Дома вымыла, очистила от шерсти и порезала на тонкие длинные ленточки. Эти ленточки они очень долго варили и ели. Фактически эта шкура спасла семью от голодной смерти. Хранили это «богатство» в сундуке в общем коридоре барака, где жили. А чтобы никто не забрал её, моя прабабушка с сестрой сидели на сундуке целыми днями и охраняли. Глубокой осенью 1942 года семью УВАРОВЫХ эвакуировали. Когда на машине перевезли через Ладожское озеро, то блокадников сразу накормили белым хлебом и горячим супом. Это была невиданная роскошь, которой они и потом долго не имели.
По эвакуационному плану семья УВАРОВЫХ должна была приехать в Оренбург, но, проезжая мимо родины прапрабабушки, где она выросла и где жили родственники, решила сойти с поезда и остаться там со своей семьёй. Так УВАРОВЫ оказались в селе Дубовое, в колхозе. Не зарегистрировавшись по месту прибытия, они потеряли все права блокадников. Жизнь в колхозе с 1942 по 1948 год была тяжёлой, так как ко всем невзгодам войны Поволжье поразила небывалая засуха. И жить стало ещё труднее, чем в войну. Именно поэтому семья УВАРОВЫХ уехала на Дальний Восток в Амурскую область, в село Михайловка, а в 1968 году переселились в поселок Чегдомын Хабаровского края.
Событиям, описанным в моём рассказе, более 70-ти лет, но наша семья бережно хранит память о страшной войне. Я благодарна своей бабушке ИЛЬИНОВОЙ Татьяне Михайловне за то, что она собирает сведения обо всех наших родственниках, участниках Великой Отечественной войны. И я, конечно, ей в этом помогаю.

Полина ИЛЬИНОВА,
ученица 5 «А» класса
МБОУ «СОШ № 5» НГО
Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.