В «Личном кабинете» – всё о пенсии

Популярность электронных сервисов растет. В числе самых востребованных – подача заявлений на назначение пенсии и о способе доставки пенсии, заявлений на получение сертификата на МСК и распоряжение этими средствами. Отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы по услугам Пенсионного фонда России, доступным в электронном виде, начальник управления ПФР по Находкинскому городскому округу Наталья МАКАРОВА.

макарова

— Наталья Владимировна, можно ли что-то оформить в Пенсионном фонде полностью дистанционно, не выходя из дома?

— Можно. И таких услуг – не одна. Услуги ПФР в электронном виде можно получить двумя способами – в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР или на портале госуслуг. Обязательное условие – регистрация на портале госуслуг. С логином и паролем для входа на этот портал можно также войти в «Личный кабинет» на сайте ПФР. Дополнительной регистрации на сайте ПФР не требуется.

— Пенсию можно оформить, не приходя лично в Пенсионный фонд?

— Можно, но при соблюдении нескольких условий. В соответствующем разделе в своем «Личном кабинете» за месяц до наступления права на пенсию заполнить все необходимые личные данные, указать, за каким видом пенсии вы обращаетесь, есть ли у вас иждивенцы, работаете ли вы в настоящее время. Здесь же сразу можно подать заявление о способе доставки – выбрать дату начала доставки и способ – через почту или кредитную организацию, с которой у Пенсионного фонда заключено соглашение. Можно определиться со способом доставки позднее.
После этого вы сможете через свой кабинет отслеживать движение и статусы своего заявления. А тем временем специалист клиентской службы территориального органа ПФР в течение одного рабочего дня проверит полноту и достоверность документов, находящихся в макете выплатного дела.
Макет – пакет документов для назначения пенсии, который формируется заблаговременно. Мы рекомендуем всем гражданам предпенсионного возраста за год до наступления права на назначение пенсии обращаться в территориальный орган ПФР с этими документами.
Подать документы на назначение пенсии может как сам гражданин, так и его работодатель. Если макет выплатного дела заранее сформирован, через свой кабинет человек получит уведомление о назначении ему пенсии.
— Таким образом можно оформить все виды пенсии?
— Да, накопительную пенсию по линии ПФР, страховую пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсию по государственному пенсионному обеспечению, в т. ч. социальную. В «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР работают сервисы по назначению срочной и единовременной выплаты из средств пенсионных накоплений.
Напомню, что для получения выплат из средств пенсионных накоплений должны совпасть два фактора: человек должен иметь право на назначение страховой пенсии и иметь средства пенсионных накоплений.
Если пенсионные накопления гражданина составляют пять и менее процентов по отношению к общему размеру его пенсии, все накопления выплачиваются единовременно. Срочная выплата может включать в себя только средства Программы государственного софинансирования пенсии или средства материнского капитала, если мама — владелица сертификата направила его средства на формирование пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты гражданин определяет сам, но она не может быть менее 10 лет. В остальных случаях пенсионные накопления выплачиваются в наиболее привычном виде – в виде накопительной пенсии, которая является пожизненной.
Порядок подачи такого заявления максимально упрощен. Вы вводите личные данные, причем часть из них уже есть в кабинете, для срочной выплаты выбираете срок – не менее 120 месяцев, для единовременной выплаты — способ получения этих средств, например, через Почту России или на банковскую карту. Приходить в ПФР лично не нужно.

— Наталья Владимировна, а разные социальные выплаты тоже можно оформить не выходя из дома?

— Да, можно оформить ежемесячную денежную выплату, положенную различным категориям льготников. В этом случае в течение пяти рабочих дней после подачи электронного заявления гражданину следует обратиться в территориальное управление ПФР со всеми документами, подтверждающими право на ЕДВ. Полный перечень документов приведен на сайте ПФР в разделе «Жизненные ситуации».

— Бывает ли так, что пенсионеры не знают точно, какие выплаты им назначены. Можно узнать об этом в Личном кабинете?

— Можно. В разделе «Пенсии и социальные выплаты» можно получить информацию о пенсионном обеспечении и установленных социальных выплатах и заказать справку о размере пенсии и иных социальных выплатах и выписку из федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальной помощи. Подобная услуга есть и на портале госуслуг.
Еще одна важная услуга – в «Личном кабинете» можно подать заявление об изменении статуса занятости. Теперь граждане могут в электронном виде уведомить ПФР о факте прекращения или возобновления трудовой деятельности. Востребованность этой услуги обусловлена тем, что Пенсионный фонд осуществляет более 20 видов пенсионных и социальных выплат, право на получение которых зависит от того, работает их потенциальный получатель или нет.
Это пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, федеральным государственным гражданским служащим, социальная пенсия по старости, выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами и престарелыми, социальная доплата к пенсии и многое другое.

— А чем полезны электронные сервисы ПФР тем, кому до пенсии еще далеко?

— Первоочередное дело – контролировать свой индивидуальный лицевой счет в ПФР. И в «Личном кабинете», и на портале госуслуг можно получить выписку из индивидуального лицевого счета. Кроме того, будущие пенсионеры могут воспользоваться «Пенсионным калькулятором» на сайте ПФР, который состоит из двух блоков.
Первый – количество пенсионных баллов, уже начисленных гражданину, и продолжительность трудового стажа. В данные первого блока гражданин может добавить периоды службы в армии по призыву, отпуска по уходу за ребенком или инвалидом. Если такие периоды были в его жизни, то количество пенсионных баллов и стаж увеличатся.
Второй блок – моделирование своего будущего. Пользователь должен указать, сколько лет он собирается работать, служить в армии или находиться в отпуске по уходу за ребенком, указать ожидаемую зарплату в «ценах 2016 года» до вычета НДФЛ и нажать на кнопку «рассчитать». Калькулятор посчитает размер страховой пенсии исходя из уже сформированных пенсионных прав и смоделированного будущего «в ценах 2017 года» при условии, что количество пенсионных баллов и продолжительность стажа будут достаточными для получения права на страховую пенсию.
Результаты расчета страховой пенсии носят условный характер и не должны восприниматься как реальный размер будущей пенсии. Для простоты восприятия результатов все расчеты производятся в «ценах» текущего года. Для расчета принято, что весь период формирования будущих пенсионных прав проходил в 2017 году и гражданину назначили страховую пенсию в 2017 году с учетом указанных лично гражданином жизненных планов, а также при условии, что гражданин все годы трудовой жизни будет получать указанную им заработную плату.

— У многих граждан имеются пенсионные накопления, и часто актуален вопрос их перевода, например, в НПФ. Можно ли управлять своими пенсионными накоплениями дистанционно?

— Да, в «Личном кабинете гражданина» электронное заявление можно подать на переход из ПФР в НПФ, возвращение из НПФ обратно в ПФР, переход из одного НПФ в другой НПФ. Также дистанционно можно сменить управляющую компанию или инвестпортфель управляющей компании, если страховщиком гражданина является ПФР.
Вне зависимости от того, где граждане формируют свои пенсионные накопления, сервис позволяет подать электронное заявление о прекращении их дальнейшего формирования в пользу страховой пенсии. В этом случае все 22% страховых взносов работодателя будут идти на формирование страховой пенсии, как это происходит с 2014 года.
Помимо этого граждане могут подать электронное заявление, где будут определены правопреемники средств пенсионных накоплений и то, в каких долях эти средства будут распределяться между ними.
Обращаю внимание граждан: для подписания и подачи в ПФР всех перечисленных заявлений через «Личный кабинет» необходима квалифицированная электронная подпись (КЭП) – это требование законодательства.

— Наталья Владимировна, какие электронные сервисы подготовил Пенсионный фонд для молодых мам?

— Услуги, связанные с материнским капиталом. Это возможность подать заявление на получение сертификата, распоряжение его средствами – сделать это можно как в «Личном кабинете» на сайте ПФР, так и на портале госуслуг. После подачи таких заявлений нужно обратиться с документами в территориальный орган ПФР. Такая услуга востребована. В 2017 году более тысячи жителей региона подали такие заявления. За весь 2016 год — 5,4 тысячи.

— Что еще можно оформить в электронном виде на сайте ПФР?

— В разделе сайта «Электронные услуги без регистрации» можно записаться на прием в ПФР, заказать справки и документы, найти клиентскую службу, направить онлайн-вопрос в фонд, воспользоваться пенсионным калькулятором и сформировать платежный документ для уплаты страховых взносов.

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.