Государственный кадастровый учет

На сегодняшний день одними из наиболее востребованных услуг, предоставляемых Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю являются «Государственный кадастровый учет объектов недвижимости» и «Государственная услуга по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».


В состав данных услуг входит:
.государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав и государственный кадастровый учет с одновременной государственной регистрацией прав;
.изменение основных характеристик объекта недвижимости;
.исправление технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости;
.внесение сведений о ранее учтенном объекте;
.снятие объекта недвижимости с государственного кадастрового учета.
Для чего нужна постановка на кадастровый учет
Сведения обо всех объектах недвижимого имущества, расположенных на территории РФ, вносятся в единый Кадастр недвижимости.
Благодаря подробному описанию любая недвижимость может определяться как индивидуальная вещь. Наличие данных об объекте в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) подтверждает само существование конкретного имущества. Легальность владения недвижимым имуществом в России подтверждается регистрацией права собственности. Но предмет обладания нужно как-то идентифицировать. Для этого государством и предусмотрен Кадастр недвижимости.
Постановка на кадастровый учет подразумевает подробное описание объекта и выделение его отличительных характеристик. Объектом кадастрового учета выступает любое недвижимое имущество. Информация об объекте вносится в Единый реестр. На этом основании объекту присваивается кадастровый номер и на руки собственнику выдается кадастровый паспорт.
Согласно законодательству, кадастровый учет для недвижимости обязателен. В отношении земельных участков обязательный учет выполняется с 1.01.2008 г., а относительно зданий и сооружений – с 1.01.2013 года. В настоящее время полноценное владение недвижимостью невозможно без наличия надлежащей записи об объекте в кадастре.
Конечно, если недвижимость находится в собственности давно, то она может и не состоять на кадастровом учете. Право собственности, подтвержденное правоустанавливающими документами, позволяет владельцу владеть и пользоваться имуществом.
Но если собственник пожелает осуществить какие-либо сделки со своей недвижимостью, то неизбежно потребуется наличие кадастрового паспорта.
Цель кадастрового учета
Цель кадастрового учета заключается в закреплении права собственности. Если информация об объекте недвижимого имущества занесена в кадастр, то государство выступает свидетелем, подтверждающим наличие права собственности на точно определенный объект.
Другая причина ведения кадастра обусловлена целями налогообложения. Российские граждане обязаны платить налог на недвижимое имущество.
Но для правильного исчисления суммы налога необходимо знать объем и ценность владения. Поэтому одновременно с постановкой объекта на кадастровый учет определяется его кадастровая стоимость.
Постановка на
кадастровый учет
В процессе получения права собственности на недвижимость кадастровый учет выступает первым этапом.
Для осуществления госрегистрации права на имущество нужно в первую очередь оформить кадастровый паспорт. Только после этого запись о праве на объект может вноситься в ЕГРН, и владелец недвижимости становится полноценным собственником. Отображению в кадастре подлежат и любые изменения недвижимого имущества. Например, проведена перепланировка здания или изменился размер земельного участка.
Изменение характеристик объекта отображается в кадастровом паспорте. Если по какой-то причине имущество прекратило существование (разрушено, снесено и т.д.), то необходимо снятие его с учета. Пока объект числится в Кадастре, он признается существующим и за него начисляются налоги.
Оформление недвижимости для вновь образованных объектов
До 2018 года постановка недвижимого имущества на кадастровый учет осуществлялась в соответствии с ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости».
Госрегистрация права собственности на недвижимость велась на основании ФЗ № 122 «О государственном кадастре недвижимости».
Госрегистрация права собственности на недвижимость велась на основании ФЗ № 122 «О регистрации прав». Такой порядок предполагал разделение процедур и сохранение данных в разных информационных базах.
Кадастровые данные сохранялись в ГКН, а информация о правах учитывалась в ЕГРП. Это затрудняло процессы учета недвижимого имущества и порядок регистрации. С 1.01.2017 действует ФЗ № 218 от 13.06.2015 «О госрегистрации недвижимости». Этот закон сменил ранее действовавшие нормативы и объединил ГКН и ЕГРП в единой базе ЕГРН.
С этого момента все действия, касающиеся оформления недвижимости для вновь образованных объектов, проводятся в рамках единой процедуры. Образованными, то есть новыми объектами считаются объекты, на которые еще не регистрировалось право собственности. Это может быть построенный дом или образованный земельный участок.
Сбор документов предполагает наличие официального описания объекта. Следовательно, первым этапом становится обращение к соответствующим специалистам. Если учету подлежит земельный участок, то необходим межевой план, составленный кадастровым инженером. Когда на учет в Кадастр ставится дом, здание или иное сооружение, нужен технический план, изготавливаемый также кадастровым инженером.
Для постановки объекта на кадастровый учет гражданин самостоятельно осуществляет все необходимые процедуры, касающиеся документирования основных характеристик недвижимого имущества. В частности, придется оплатить услуги кадастровых инженеров. Тарифы определяются в зависимости от месторасположения и вида объекта, а также объема работ. Постановка на учет осуществляется бесплатно.
Ранее учтенные объекты недвижимости
Все объекты недвижимого имущества, подлежащие постановке на кадастровый учет, делятся на вновь созданные и ранее учтенные.
Что касается ранее учтенных объектов, то к ним относится имущество с наличием зарегистрированного права собственности и присвоенным условным номером. Это может быть имущество, находящееся в длительном владении одного собственника. Например, гражданин приобрел дом или участок еще в начале 90-х.
Право его собственности зарегистрировано БТИ, но в Кадастре полные сведения об объекте отсутствуют. В этом случае требуется внесение изменений в кадастровый план. Процедура внесения изменений не отличается от обычного порядка. Точно так же заказывается изготовление технического плана на здание или межевого плана на земельный участок. После получения плана подается стандартный пакет документов в Росреестр, и необходимые изменения отображаются в Кадастре.
Как быть при отказе
В некоторых случаях в постановке объекта на кадастровый учет может быть отказано. Отказ должен предоставляться в письменном виде и с обоснованием причины.
Решение проблемы предусматривает два варианта – устранение причины отказа или обжалование в суде. Но поскольку судебное разбирательство — это достаточно длительный и затратный процесс, нужно убедиться в незаконности отказа.
Выписки из Единого государственного реестра недвижимости
С 15 июля 2016 года можно запросить сведения по объектам недвижимости, которые стоят на кадастровом учете, в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и кадастрового паспорта на объект недвижимости.
За получением данных услуг могут обратиться как физические, так и юридические лица. Кроме этого можно заказать выписку о кадастровой стоимости недвижимого имущества. Все услуги по государственному кадастровому учету, кроме предоставления сведений из ЕГРН, предоставляются бесплатно и госпошлина не взимается.
Размеры, сроки и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление сведений из ЕГРН установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Размер государственной пошлины составляет 400 рублей для физических лиц, 1100 рублей — для юридических лиц. Выписка из поквартирной карточки оформляется бесплатно.
Выдача выписки из поквартирной карточки
В рамках договора достигнуто взаимодействие между МУП «Центр приема платежей от населения» и МФЦ «Мои документы» Находкинского городского округа о порядке предоставления выписки из поквартирной карточки.
Граждане, которые проживают в многоквартирных домах, кроме жителей частного сектора и ТСЖ, самостоятельно производящих регистрационный учет граждан, теперь могут запросить через МФЦ выписку из поквартирной карточки. Стоит отметить, сведения будут предоставлены на дома, которые обслуживает отдел регистрационного учета граждан Центра приема платежей от населения.
Основной целью получения выписки из поквартирной карточки является документальное подтверждение информации о том, кто именно проживает на данной жилплощади:
.постоянно зарегистрированные;
.прописанные временно (члены семьи или посторонние граждане, оформленные по месту своего пребывания).
Данный документ официально утвержден Управлением Министерства внутренних дел (УМВД), обладает полной юридической силой и может использоваться в различных ситуациях.
Заявителями муниципальной услуги являются юридические или физические лица, являющиеся собственниками или нанимателями жилых помещений, а также физические лица, зарегистрированные по месту жительства (пребывания) в жилых помещениях.
Во всех случаях выписка из поквартирной карточки оформляется бесплатно.
Справка
Для оформления услуг требуются индивидуальные пакеты документов, перечень которых можно предварительно узнать по телефону горячей линии 8 800 100 3434 (телефон бесплатный), а также позвонив на единый телефон поддержки МФЦ (call-центр) по тел.: 8(423)201-01-56 и при личном обращении в многофункциональные центры.
Для получения услуг необходимо подавать пакет документов через
многофункциональные центры,
находящиеся по адресам:
.г. Находка, ул. Сенявина,13;
.г. Находка, ул. Школьная,18;
.мкр. Врангель,
пр-кт. Приморский,18;
.мкр. Ливадия, ул. Заречная,1.
При обращении в МФЦ необходимо получить талон электронной очереди на данные услуги, либо получить талон предварительной записи на эту услугу.
Помощь в выборе необходимой услуги на терминале электронной очереди окажет администратор зала. После чего необходимо пройти в зал ожидания и дождаться вызова специалиста, согласно очередности талона электронной очереди. Время приема документов зависит от объема предоставляемых документов и составляет 20 минут.
По результату приема документов заявители получают на руки запрос со сроком и местом выдачи результата. При этом сроки предоставления услуги регулируются законодательно. При поступлении результата в МФЦ заявителю приходит смс-оповещение.

Запись опубликована в рубрике Услуги. Добавьте в закладки постоянную ссылку.