Одними из наиболее востребованных услуг, предоставляемых Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, являются «Государственный кадастровый учет объектов недвижимости» и «Государственная услуга по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
В состав данных услуг входят:
государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав и государственный кадастровый учет с одновременной государственной регистрацией прав;
изменение основных характеристик объекта недвижимости;
исправление технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости;
внесение сведений о ранее учтенном объекте;
снятие объекта недвижимости с государственного кадастрового учета.
Как сообщила директор многофункционального центра «Мои документы» в Находке Юлия МИРОНЕНКО, с 1 января 2017 г. на основании ФЗ № 128 производится регистрация права собственности с одновременной постановкой на кадастровый учет для вновь образованных объектов недвижимости в рамках одной услуги. С 15 июля 2016 года можно запросить сведения по объектам недвижимости, которые стоят на кадастровом учете, в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и кадастрового паспорта на объект недвижимости.
За получением данных услуг могут обратиться как физические, так и юридические лица. Кроме этого, можно заказать выписку о кадастровой стоимости недвижимого имущества. Все услуги по государственному кадастровому учету, кроме предоставления сведений из ЕГРН, предоставляются бесплатно и госпошлина не взимается. Размеры, сроки и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление сведений из ЕГРН установлены главой 25.3 Налогового Кодекса РФ. Размер государственной пошлины составляет 400 рублей для физических лиц, 1100 рублей — для юридических лиц.
Для оформления услуги требуется индивидуальный пакет документов, перечень которых можно предварительно узнать по телефону горячей линии 8-800-100-34-34 (телефон бесплатный), а также позвонив в call-центр МФЦ по тел. (4236) 68-79-50, и при личном обращении в многофункциональные центры.
Для получения услуг по государственному кадастровому учету необходимо подавать пакет документов в Кадастровую палату г. Находки, находящуюся по адресу:
г. Находка, ул. Школьная,18, 1 этаж, или через многофункциональные центры, находящиеся по адресам:
г. Находка, ул. Сенявина, 13;
г. Находка, ул. Школьная, 18;
мкр. Врангель, пр-т Приморский, 18;
мкр. Ливадия, ул. Заречная, 1.
При обращении в МФЦ необходимо получить талон электронной очереди на услугу «Государственный кадастровый учет» или «Государственную услугу по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» или получить талон предварительной записи на эти услуги.
Помощь в выборе необходимой услуги на терминале электронной очереди окажет менеджер зала. После чего необходимо пройти в зал ожидания и дождаться вызова специалиста, согласно очередности талона электронной очереди. Время приёма документов зависит от объема предоставляемых документов и составляет 20 минут.
По результату приема документов заявители получают на руки опись с перечнем принятых документов, сроком и местом выдачи результата. При этом сроки предоставления данной услуги Кадастровой палаты регулируются законодательно и составляют от пяти до 30 дней. При поступлении результата в МФЦ заявителю приходит смс-оповещение.
Одновременно учёт и регистрация
Учет и государственная регистрация объектов недвижимости проводится одновременно в следующих случаях:
.создание объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);
.образование объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадастровый учет проводится без одновременной государственной регистрации прав);
.прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
.образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.
Законодательством установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, регистрируются без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.
Также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:
.создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;
.прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
.изменение основных характеристик объекта.
Устанавливается перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Так, заявление в отношении созданного объекта недвижимости может представить:
.собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, — при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;
.орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, — при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.
При личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов теперь не зависит от места нахождения объекта недвижимости.
Уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:
.несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
.наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
.отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.
Сокращается общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав. При подаче документов в Росреестр он составляет:
.5 рабочих дней — для кадастрового учета;
.10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;
.7 рабочих дней — для государственной регистрации прав.
Расширен перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены (приводится 55 оснований). Устанавливаются более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:
.3 месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
.6 месяцев — по инициативе заявителя (по заявлению приостановление возможно только 1 раз).
Сведения в ЕГРН теперь вносятся в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке устанавливается для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.
Ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром и государственным регистратором. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения.
Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.
Как подать запрос
Для того чтобы предоставили сведения, внесённые в государственный кадастр недвижимости, нужно подать запрос. Каким именно способом это сделать, каждый заявитель решает самостоятельно. Существует несколько вариантов, и можно выбрать наиболее удобный для себя.
Можно лично обратиться в государственный орган и оформить бумажный документ. После этого его отдать работнику, а затем дождаться, пока придёт ответ. Также можно отправить по почте запрос в бумажном виде. В этом случае приходить лично в государственный орган не придётся.
Если есть доступ в Интернет, то можно на компьютере зайти на сайт Федеральной службы государственной регистрации и заполнить там электронную форму. После этого останется дождаться ответа, он тоже придёт в электронном варианте.
В каком виде будет выдан документ, зависит от того, как именно человек подал заявку. Если обратился лично или через почту, то будет бумажный вариант. В том случае, если воспользовался Интернетом, то получит электронный архив с требующимися файлами. Но при желании можно указать, какой из вариантов вам нужен.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
4) кадастрового плана территории
4.1 кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
5) в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Подготовила Наталья ВОТЧАЛ