Запретить легко. Откроем ли?

В Государственной думе разработан законопроект, согласно которому на морских терминалах в границах населенных пунктов страны предлагается с 1 ноября 2017 года запретить хранение, перевалку и обработку угля с использованием грузовых складов, конвейерных систем, перегрузочного и прочего оборудования открытого типа.


Разработчики проекта– группа депутатов во главе с председателем комитета по экологии и охране окружающей среды Ольгой ТИМОФЕЕВОЙ — полагают, что этот шаг станет важным решением в деле охраны экологии и здоровья населения. Из 23 терминалов, работающих на Дальнем Востоке, 11 расположены в границах Находкинского городского округа. Чем обернется такое решение в случае принятия такого закона, обсуждали на днях на заседании экспертно-консультативного совета российского парламента. Специалисты дали отрицательные характеристики подготовленному документу. По мнению федеральных экспертов, закрытие терминалов оставит значительную часть жителей регионов без средств к существованию, а сами территории без устойчивых источников пополнения бюджетов всех уровней. По их подсчетам, только прямые потери в нынешнем году составят 22 миллиарда рублей в виде налогов.
С учетом, что альтернативы иного трудоустройства работников стивидорных компаний на Дальнем Востоке в случае их массового увольнения нет, то катастрофическая ситуация неминуема, уверены члены совета и эксперты. Они считают, что решать проблемы экологии одним росчерком пера, без серьезного изучения проблемы угольной пыли и других вопросов открытой перевалки угля на морском побережье, нельзя.
Такая инфраструктура городов и поселков складывалась не одно десятилетие, а уже предпринятые в дальневосточных регионах попытки построить терминалы за пределами населенных пунктов, несмотря на серьезное финансирование со стороны крупного российского бизнеса и поддержки государства, пока ничем не закончились. Ни один проект не реализован. В Находке, например, планируется построить современный, полностью автоматизированный терминал «Север» в промышленной зоне Врангеля. Но уже на первом этапе возникли большие проблемы. И он, как и новый порт в приморской бухте Суходол, ждет лучших времен.
С закрытием терминалов встают другие проблемы не меньшего масштаба – каким сектором экономики восполнить многомиллиардные потери в бюджетах в виде налогов, что предложить безработным на рынке труда, российские компании не готовы к реализации таких масштабных проектов, не говоря уже об отсутствии дорожной и коммунальной инфраструктуры, жилья, объектов социальной сферы за пределами городов. Эксперты обращают внимание и на тот факт, что, запретив открытую перевалку угля, Россия не выполнит подписанные долгосрочные контракты и потеряет партнеров на мировом рынке, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А свято место, как говорится, пусто не бывает.
Что думают об этом специалисты, работники стивидорных компаний, экологи, читайте в наших следующих выпусках. Напомним, что в мае в Находке по инициативе общественного движения «Народная экспертиза» был проведен опрос на тему экологии, в котором приняли участие 20 тысяч жителей. Для защиты территории и населения подавляющее большинство участников предлагает не закрытие морских терминалов и запрет на перевалку угля, а принятие неотложных мер на причалах по снижению негативного воздействия на окружающую среду. И многое стивидоры уже сделали.
Наталья ВОТЧАЛ

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.