Кулич или пасха: традиции возрождаются

Христово Воскресение в нынешнем году выпадает на 1 мая. Кулич, творожная пасха, крашеные яйца давно стали неотъемлемой частью этого христианского праздника, в народе именуемого Пасхой. Чем же отличается кулич от собственно пасхи — с этим вопросом я обратилась к эксперту в области русского народного быта, к заведующей отделом народного творчества МБУК «Дом культуры п. Врангель» Галине ВОРОНИНОЙ.


Чтобы разграничить эти два понятия: кулич и пасха, сначала обратимся к истории светлейшего христианского праздника, — считает хранительница русских традиций. – По древнему преданию, Иисус Христос после своего возрождения приходил к своим апостолам во время их трапез. Среднее место на скамье всегда держалось свободным, а на середине стола лежал предназначенный ему хлеб. Традицию оставлять Господу хлеб со временем перенесли в храмы.
По окончании ночной пасхальной литургии хлеб (по-гречески «артос») освящали и обносили крестным ходом вокруг церкви. После благословения его раздавали верующим. Со временем появился обычай печь кулич (от греческого kollikion – круглый хлеб) на Христово Воскресение в каждой семье. В русской традиции кулич – это сдобный обрядовый хлеб, который выпекался один-два раза в год. В него клали изюм, цукаты, а сверху обязательно мазали взбитым яичным белком и посыпали зерном – символом плодородия и зарождения новой жизни.
– Кулич имел и обрядовое значение, — отмечает Галина ВОРОНИНА. – Оставшиеся от него крошки собирались и использовались женщинами в обрядах, связанных с плодородием и деторождением. И здесь, конечно, прослеживается связь с языческими весенними славянскими праздниками.
Принято в этот праздник иметь на столе также творожную пасху (в Библии её именуют как «млеко огустевшее», то есть творог). Пасху готовят в виде усечённой пирамиды, олицетворяющей гроб, в котором и свершилось великое чудо – Христово Воскресение. На верхней стороне пищи выкладываются буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». В русских крестьянских семьях пасха была дорогим удовольствием – поэтому к её приготовлению готовились заранее, некоторые её ингредиенты предварительно закупались на весенних ярмарках. И после Великого поста какое наслаждение было для домочадцев разговеться и полакомиться вкусненьким!
В коллекции Галины ВОРОНИНОЙ есть специальная форма для этой ритуальной еды – так называемая пасочница, которой уже более 100 лет!
Форму для пасхи я приобрела в одном из магазинчиков русской старины и предметов быта семь лет назад в Кировской области, – рассказывает моя собеседница. – Это настоящая деревянная пасочница, сделанная деревенским мастером, и она соответствует христианским канонам: форма конусообразная, на внутренних стенках вырезаны символы Христова Воскресения: буквы «ХВ», крест, на котором распяли Иисуса, а также росточки и молодые листья (по всей вероятности, пальмовые), которые символизируют жизнь.
Эта форма не всегда пылится на полке, уже семь лет как Галина ВОРОНИНА использует её по назначению – готовит для родных и друзей настоящую творожную пасху, возрождая забытые традиции. По её мнению, рецепт приготовления пасхи достаточно прост: нужно взять два-три килограмма свежего творога, добавить туда яйца, сметану, сахар, сливочное масло, изюм, можно измельчённые фрукты, мармелад и положить под гнёт в форму для пасхи (если нет таковой, то в любую другую форму). Через 12 часов это ритуальное блюдо готово, осталось только украсить его традиционными символами – буквами «ХВ» и церковной свечой.
Конечно, найти форму для творожной пасхи, сделанную деревенским мастером, достаточно сложно, но в наше время можно выписать пасочницу по интернету. Рождается спрос – появляется и предложение, а это означает, что традиции не забыты, они возрождаются.

Ольга ГОРЕЛОВА,
председатель клуба «Находкинский родовед»

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.