Ещё несколько лет назад причалы находкинских предприятий были завалены лесом, часто шли железнодорожные составы с пиломатериалами на экспорт, а предприятия, специализирующиеся на отправке леса, значились в числе основных налогоплательщиков. Сегодня во многих лесоперерабатывающих компаниях исчезли штабели с кругляком и продукцией древесины, самораспустилась ассоциация лесоэкспортёров Находки, а в отчётах всё меньше фигурируют изделия местных лесоперерабатывающих предприятий. Что происходит в лесном бизнесе? С этим вопросом мы обратились к директору находкинской транспортно-экспедиторской компании ООО «Далькомтранс», почётному работнику лесной промышленности России Валерию СУСТАВОВУ.
— Действительно, шесть лет назад в городе работало восемь представительств лесоэкспортёров, включая японские фирмы-покупатели. За последние годы ситуация на лесном рынке Находки кардинально изменилась. Официальных японских представителей не осталось, в два раза уменьшилось число представителей крупных российских лесоэкспортёров. Если в 2010 году, к примеру, ОАО «ЕВРАЗ НМТП» перерабатывало через свои производственные мощности большие объёмы древесины, лес и пиломатериалы лежали на причалах рыбного порта и Находкинского судоремзавода, то сегодня эти предприятия с лесом и лесной продукцией уже не работают. Это связано прежде всего с изменением российского законодательства и конъюнктуры рынка на лесоэкспортных направлениях. Из находкинских компаний, которые сохранили свой профиль, остались только ООО «Лесной терминал», ЗАО «Порт Восточные ворота — ПЗ» и лесной терминал ЗАО «ДВСМЗ».
— Валерий Геннадьевич, кто сегодня является основным потребителем российской древесины?
— На первом месте по экспорту по-прежнему стоит Китай. За минувшие полгода эта страна ввезла на свою территорию более 5,3 млн кубометров древесины, что выше уровня прошлого года на 12 процентов. Япония за девять месяцев текущего года импортировала из России 60 тысяч кубометров пиломатериалов и 13 тысяч кубометров круглого леса. Примерно две трети объёмов были перевезены в контейнерах через АО «Восточный Порт» и морские порты Владивостока, остальной груз отправлен навалом. На долю находкинских лесоэкспортёров в этом объёме приходится примерно 14-15 тысяч кубометров, что по сравнению с 2010 годом меньше почти в три раза.
С чем связано уменьшение грузопотока? Первая и главная причина — четыре года назад правительством России введены ограничительные пошлины на вывоз круглого леса. За счёт этих мер планировалось переориентировать большую часть российских лесозаготовителей на создание на территории России высокотехнологичных производств по глубокой переработке древесины. Однако многие предприятия в результате так и не смогли перестроиться под такие, скажем, обременительные требования. Тем временем потоки экспортного кругляка и пиломатериалов, в частности, на азиатском направлении значительно упали. Наш основной потребитель — на то время Япония — нашел другие потребительские рынки и стал импортировать лес и лесопродукцию из Новой Зеландии, Канады, США и Чили. А с чем остались мы? Спустя несколько лет российские власти, правда, смягчили требования к лесному экспорту. И сегодня наши лесозаготовители вновь готовы поставлять древесину в Страну восходящего солнца в том ассортименте и объёмах, что и прежде. Однако японцы уже не могут брать её больше тех квот, которые остаются у них после третьих стран.
Вторая причина. Япония до сих пор не может поправить свою экономику после сильных землетрясений и наводнений, обрушившихся на неё в последние годы. Последствия неблагоприятных природных явлений всё ещё не позволяют ей выйти на прежние объёмы промышленного и гражданского строительства. Более того, в период внутреннего экономического кризиса часть предприятий, которые занимались переработкой леса, обанкротилась, другая часть поспешила перевести свой бизнес в Китай. Всё это в совокупности не замедлило сказаться на объёмах российского лесоэкспорта. Если, к примеру, шесть лет назад только через нашу компанию в Японию отправлялось в месяц до 30 тысяч кубометров круглого леса и продукции из него, сегодня эти показатели равны примерно восьми-десяти тысячам.
Продолжаем работать с Китаем, доставляя туда лес и пиломатериалы железной дорогой через погранпереходы. Однако стабильных объёмов здесь по-прежнему нет. В небольшом количестве эту продукцию берёт Республика Корея.
— Есть ли в Находке производства по глубокой переработке леса?
— Нет. Дочернее предприятие ПМП «Приско-Форест», а затем самостоятельная компания, выпускавшая лесопродукцию высокого качества на внутренний и внешний рынки, давно закрыта. Других подобных предприятий в городе нет, кроме небольших лесопилок.
— Как складывается цена леса на мировом рынке?
— Мировые цены на лес последнее время заметно снижаются. К примеру, в 2010 году цена кругляка была в два раза выше, чем сегодня. По некоторым источникам, средняя по России экспортная цена на кругляк в прошлом году составила 75,26 доллара за кубометр, или ниже предыдущего года примерно на 18-19 процентов. Согласно данным таможенной статистики экспорт древесины с территории ДВФО в 2014 году в денежном выражении составил 939 млн долларов, в прошлом году — чуть более 800 млн, где примерно половина этой суммы приходится на долю лесоэкспортёров Приморского края.
В течение нынешнего года цена леса снова подверглась колебаниям. В отношениях с Японией причиной тому послужили изменения на мировом рынке курса доллара и иены, а также увеличение экспортных потоков древесины в эту страну на западном и южном направлениях. Что же касается Китая, здесь, в первую очередь, сказался тотальный спад объёмов промышленного производства и как следствие образовался переизбыток лесопродукции, ввезенной не только из России, но Канады, США и Новой Зеландии. В результате стоимость леса опустилась до минимума, и мы впервые за последние десять лет столкнулись с самой низкой ценой российского леса на рынках Японии и Китая.
Сегодня тенденция такова, что каждый последующий год для российских лесоэкспортёров оказывается сложнее предыдущего. Не знаем, какой сюрприз готовит нам и грядущий год. Труднее становится работать в организационном плане. Прежде финансовые и другие отчёты компания предоставляла банкам, таможне, налоговой службе и другим контролирующим органам на бумажных носителях, теперь их принимают исключительно в электронном виде. Всё это требует дополнительного времени и средств на соответствующее переобучение сотрудников.
— Мешают ли проблемы качеству ваших услуг?
— При всех трудностях стараемся не опускать планку качества транспортно-экспедиторских услуг. Есть партнёры, которые работают с нами уже на протяжении полутора десятка лет. Мы дорожим этими отношениями и благодарны, к примеру, генеральному директору ООО «Лесной терминал» Александру Ивановичу МИЛЬЧЕНКО за его творческий подход к общему делу и взаимопонимание. Терминал обеспечен современной спецтехникой, что позволяет оперативно, профессионально и качественно выполнять выгрузку из железнодорожных вагонов и погрузку кругляка и пиломатериалов на морские суда.
— Валерий Геннадьевич, каковы итоги работы вашей компании?
— За 16 лет деятельности нашей компании в совокупности переработано более двух миллионов кубометров леса. Из года в год предприятие работает стабильно, регулярно платит все налоги. К примеру, за девять месяцев нынешнего года внесло в бюджеты всех уровней более семи с половиной миллионов рублей. Ежегодно заслуги компании «Далькомтранс» отмечаются наградами разного уровня. Так, по результатам производственной деятельности в прошлом году я был награждён орденом «Патриот России». В нынешнем году Торгово-промышленная палата России и Союз предпринимателей евразийского экономического пространства «Деловой союз Евразии» вручили мне статуэтку «Золотая танагра» и диплом лауреата ежегодной премии «Заслуженный руководитель», а наша компания отмечена ежегодной премией «Налогоплательщик года-2016».
— Как просматривается ситуация с грузами по декабрю и на будущий год?
— Всё идёт по плану. Согласно заключённым контрактам перевалка грузов будет осуществляться по традиционным направлениям. Есть заявки от лесоэкспортёров на отправку леса и пиломатериалов уже и на пять месяцев будущего года. Это говорит о том, что компания работает стабильно, надеемся, уверенно пройдём и предстоящий год.