Научные взгляды на развитие туризма

Находкинский филиал ВГУЭС можно поздравить с очередной коллективной разработкой. Недавно в издательстве университета вышел в свет сборник научных трудов сотрудников филиала под названием «Проблемы и перспективы развития туризма в Приморском крае».

Ранее «НР» уже знакомил читателей с первой коллективной монографией — «Находка как транспортный мегакомплекс: проблемы и перспективы устойчивого развития». Чем привлекательна и важна для региона новая работа учёных? На этот и другие вопросы мы попросили ответить руководителя проекта и ответственного редактора коллективного сборника, доктора географических наук, профессора филиала ВГУЭС Юрия Наумова.

— Юрий Анатольевич, в чём актуальность и особенность вашего очередного коллективного научного труда?
— Ученые так странно устроены, что они, в силу своей любознательности, постоянно анализируют всё происходящее вокруг них. Развитие туризма — мировая тенденция, к которой прикован интерес многих исследователей. Мы тоже приняли активное участие в работе всех межрайонных конференций под названием «Туризм: перспективы развития на юге Приморья», организованных в прежние годы администрацией Находки.
Сейчас такие конференции, к сожалению, не проводятся. Это направление потеряло свою актуальность? Я бы так не сказал. Интерес к туризму во всём мире только растёт. Обращение к этой теме школьников, студентов, преподавателей осложняется большими трудностями в поиске материалов, которые «распылены по информационным закоулкам», а, порой, утеряны. И я сделал вывод: пока не поздно, надо предпринять все усилия по сбору и обобщению материалов соответствующего характера.
— Каков результат этой работы?
— Собрать материалы оказалось непросто. Однако наш коллектив справился с задачей. Изложение всех публикаций показало общую и систематизированную картину выявленных проблем. В ней большинство наших специалистов указывает прежде всего на слабое развитие туристской инфраструктуры, недостаточную профессиональную подготовку кадров и низкий уровень сервиса. Рассматривается и другой круг проблем. К примеру, Ольга ВОЛИВОК проблему слабого развития туризма в крае усматривает в социально-экономических показателях территории. Камиля ГЛЫТИНА считает, что отсутствие карты эколого-туристского освоения Приморья не позволяет научно и обоснованно выделить районы для наиболее благоприятного его развития. Кстати, точка зрения Камили Глытиной получает своё развитие и в статье Ольги ТОЩЕНКОВОЙ, которая, применяя ландшафтный подход, пытается дифференцировать территорию края в зависимости от поставленных задач в плане развития рекреационной индустрии. Лариса ДОЛГАЛЁВА подчеркивает, что в связи с молодостью нашего туристического бизнеса, в крае отсутствует менталитет гостеприимства. В статьях Оксаны ДМИТРУК и Александры КРАВЕЦ прослеживается смысл развития туризма в духе концепции устойчивого развития (КУР). В частности, оба автора делают акцент на проблемах наличия устаревшей инфраструктуры размещения объектов туриндустрии, недостаточного количества объектов экскурсионного показа, высоких цен на услуги, слабой подготовке кадров и соответствующего ей маркетинга, сложностях в законодательстве, слабой конкурентоспособности наших предприятий, неумении применить кластерный подход.
В коллективной статье Елены КОВАЛЁВОЙ, Алевтины ЮГАЙ раскрываются возможности организации в Приморском крае совершенно нового направления в туризме – кулинарно-гастрономического. При этом авторами установлено, что главным препятствием его организации является недостаточное использование богатых растительных и животных ресурсов края. Станислав КАБЕЛЕВ считает, что для нашей территории не хватает организации значимых событийных мероприятий, а также рекламы уникальных скальных комплексов, которые могли бы увеличить своей притягательностью приток туристов.
Интересны на этот счёт мнения других авторов. К примеру, Роман КОВАЛЁВ делает ставку на молодое поколение, поднимая вопросы организации эколого-познавательных экскурсий для школьников, как будущих экологически образованных потребителей туристских услуг. Александра КРАВЕЦ показывает остроту быстрой реакции рынка туристских услуг на изменения конъюнктуры в условиях экономического кризиса, высвечивает недостатки социальной ответственности туристических компаний в широком и многоуровневом смысле этого понятия.
Лариса ЛЕХТЯНСКАЯ и Татьяна РИМСКАЯ, наряду с Ольгой Воливок, рассматривают экономические вопросы. Однако они акцентирует свое внимание на доработке принятой правительством РФ Концепции развития Дальнего Востока, что, по их мнению, поможет реализовать конкурентные преимущества региона.
Ирина ЛИТВИНОВА, Людмила СОЛОМОНОВА и Елена ВЛАСОВА выделяют те приоритетные направления в туризме, которые являются «выигрышным компонентом» в конкретном природном ландшафте. В их понимании для Находки — это прежде всего пляжный туризм.
Широка тематика проблем в цикле статей Яны НАРУТЫ. Она обращает внимание на то, что современный туризм в Приморье имеет перекос, выраженный в явном преобладании выездного туризма по сравнению с внутренним. Она и ее коллеги считают, что в обслуживании необходимо учитывать национальные особенности туристических групп, большее значение придавать анализу туристического рынка, а также развитию делового, событийного и спортивного туризма.
— Юрий Анатольевич, а каково ваше мнение по этим вопросам?
— Круг затрагиваемых проблем рассматриваю также с позиции Концепции устойчивого развития (КУР), включающий видеоэкологический облик городов Приморья. На примере Находки — бедность архитектурных приёмов и подходов при строительстве зданий и сооружений, видовая ограниченность городской растительности при богатом флористическом потенциале, недостаточные шаги в экологизации городского хозяйства, избыточность административных барьеров, препятствующих решению важных задач по развитию Находки и других городов края, препятствия в использовании промышленного туризма.
В заключение своей работы авторы научно и вполне обоснованно приходят к выводу, что природно-ресурсный, социально-экономический и культурно-исторический потенциал Приморского края объективно позволяет развивать практически все виды туризма.
Однако эффективная реализация этого потенциала сдерживается различными факторами субъективного характера, связанными с деятельностью социально–политических институтов. В связи с этим они предлагают ряд рекомендаций, которые, на их взгляд, позволят оптимально реализовать объективные возможности развития туризма в нашем регионе. Их можно сгруппировать по признаку деятельности того или иного социального института.
— Каким образом?
— Предлагается разработать «муниципальную Стратегию формирования туристического кластера» как одного из направлений диверсификации экономики и обеспечения устойчивого развития Приморского края, которая включала бы решение целого ряда задач. В частности, целенаправленное формирование бренда территории как основы развития въездного туризма. Формирование в сознании жителей края менталитета гостеприимства. Совершенствование инфраструктурного обеспечения туристической отрасли: прежде всего, транспортной инфраструктуры, развитие гостиничного сектора сферы услуг, формирование санитарно-гигиенической инфраструктуры рекреационного и гастрономического туризма. Важны также подготовка квалифицированных кадров для индустрии гостеприимства, осуществление мониторинга рекреационных ресурсов региона в целях их рационального использования, совершенствование туристско-рекреационной инфраструктуры территории. Спектр довольно-таки широкий.
Наряду с этим авторы предлагают другие рекомендации. Например, акцентировать деятельность органов местного самоуправления на формировании комфортной урбанистической среды, как фактора развития туризма.
— Что под этим подразумевается?
— Первое. Следует переориентировать хозяйственную деятельность городов и сельских поселений на экологизацию с целью их трансформации в экополисы. Модернизировать энергетику — перевести её на природный газ, беря на вооружение альтернативные источники получения энергии. Внедрять в городскую среду ландшафтный и промышленный дизайн. Широко использовать в строительстве уникальные архитектурные разработки приморских авторов.
Второе. Совершен-ствовать деятельность института бизнеса, развивая как местный, так и въездной туризм.
Третье. Диверсифици-ровать туристические услуги путём формирования новых видов туристического бизнеса: экологического, промышленного, кулинарно-гастрономического, пляжного, спортивного и делового туризма.
Четвёртое. Использовать научные методы в планировании туристических услуг: ландшафтный подход для разработки туристических маршрутов, комплексное изучение геологических объектов при разработке геологических маршрутов.
— В научной работе вы подняли огромный пласт проблем, причём очень сложных. Решить их без тесного взаимодействия науки, власти и бизнеса невозможно.
— Безусловно. Вот почему я хотел бы предложить главе администрации Находки и депутатам думы встретиться с авторами работы и плотно обсудить назревшие проблемы. Надеюсь, меня услышат.
Записал Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике Образование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.