Угольный бизнес Находки в настоящее время является основным источником наполнения местного бюджета, стабильно дающим в городскую казну свыше половины его доходов.
Среди 11 стивидорных компаний более 20 лет на рынке по перевалке насыпных грузов успешно работает «Восточно-Уральский Терминал». За минувший год предприятие переработало на экспорт более четырех с половиной миллионов тонн каменного угля, что на пять процентов выше по сравнению с предыдущим годом. В бюджеты разных уровней в совокупности оно перечислило около одного миллиарда рублей в виде налогов. Без преувеличения сегодня это самый технологичный Терминал в Находке.
Совершенству технологии нет предела
Изначально почти 12 лет ООО «ВУТ» специализировалось на перевалке отечественных минеральных удобрений на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Последние восемь лет оно стабильно перерабатывает каменный уголь, из года в год увеличивая объемы грузооборота. Основные партнеры — Япония, Корея, Китай, которые импортируют твердое топливо в основном высокоэнергетических марок, вырабатывая из него различные энергетические продукты либо направляя на сталелитейное производство. Поэтому к углю российских поставщиков здесь особые требования. Он должен не только соответствовать оговоренной контрактом фракции, но еще и не иметь посторонних примесей и предметов.
Не секрет, из отечественных разрезов твердое топливо приходит зачастую «грязным»: с кусками катаной проволоки, гвоздями, а то и металлическими ломами и кувалдами… Поэтому стивидоры еще в начале реализации проекта поставили перед собой одну из главных задач: качество — превыше всего. Чтобы наш уголь соответствовал требованиям и стандартам потребителей, Терминал организовал несколько степеней его очистки. Перед тем как попасть на конвейерную линию, уголь просыпается через специальные скрининговые решетки. Если попадаются большие куски, то они проходят сквозь дробильную установку и измельчаются до необходимой фракции. Выполняется магнитная сепарация всего груза, в процессе которой «изымаются» любые, даже очень мелкие металлические предметы типа гвоздей. Для надежности технологической операции в дополнение к существующим стивидоры докупили еще два мощных магнитных сепаратора и оснастили производство новейшими импортными скрининг-решетками. В совокупности это позволило выполнить условия иностранных заказчиков и упрочить деловые связи на долгие годы.
Заглядывая в перспективу, за счет собственных средств значительно обновили парк спецтехники, поставив на вооружение немецкие современные мобильные перегружатели марки Sennebogen с объемом ковша 10 куб., погрузчики марки Volvo с объемом ковша 16 куб. и гусеничные бульдозеры Liebherr с отвалами 10 и 22 кубометра. Провели масштабную реконструкцию конвейерных линий, железнодорожных путей и железнодорожного хозяйства. Сегодня ООО «ВУТ» — современный универсальный перегрузочный комплекс, оснащенный по последнему слову техники. Кроме угля, может переваливать такие насыпные грузы, как песок, щебень, железорудный концентрат, щепу. Из года в год производство работает стабильно, совершенствуя технологию перевалки.
— Прошлый год для предприятия оказался непростым, прежде всего, в стратегическом плане. Тем не менее нам удалось обработать у причала 125 судов и выгрузить 61,7 тысячи железнодорожных вагонов, перевалив на экспорт 4556 тысяч тонн каменного угля. Рост грузооборота к предыдущему году составил пять процентов. Хотя и медленно, но уверенно двигаемся к обозначенной цели, — рассказал генеральный директор ООО «ВУТ» Сергей ВОСТРИКОВ.
Экологию — во главу угла
Практически с первых месяцев работы с твердым топливом администрация «Восточно-Уральского Терминала» уделяет пристальное внимание вопросам экологии и совершенствованию технологического процесса. Поступающий на Терминал уголь из железнодорожных вагонов выгружается на передаточную зону открытой грузовой площадки, затем по закрытым транспортным галереям перемещается либо на хранение в крытые склады вместимостью 160 тысяч тонн, либо с помощью судопогрузочных машин с локальной системой орошения также через закрытые галереи отправляется в трюм судна через специальный рукав. Такой метод в несколько раз уменьшает попадание угольной пыли в атмосферу и считается современным.
Параллельно для улучшения экологической обстановки на Терминале круглосуточно работают орошающие установки пылеподавления в летний период и снежные пушки — в зимний. Установлена система пылеподавления (орошения вагонов) в здании вагоноразгрузочной галереи и на площадке временного хранения угля. Продолжают борьбу с пылью системы пылеподавления на конвейерных лентах и в центральной пересыпной станции. Регулярно курсирует по территории поливомоечная машина на базе КАМАЗа. Проводится производственный экоаналитический контроль за негативным воздействием источников загрязнения, точнее отбор проб ливневых сточных вод и морской воды в акватории Терминала. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены пределы санитарно-защитной зоны.
Совсем недавно в два этапа стивидоры отремонтировали причал № 10, где гидростроители нарастили на 30 сантиметров оголовок, в тыловой части гидротехнического сооружения положили бетонный лоток, а его асфальтовую поверхность сделали с уклоном, чтобы дождевые воды через бетонный лоток собирались во встроенные перепускные колодцы ливневой канализации и перед сбросом в море проходили очистку с помощью специальных фильтров. На эти мероприятия компания израсходовала около 18 млн рублей собственных средств, что позволило значительно повысить уровень экологической безопасности Терминала в период временного хранения угля и защитить морскую акваторию от загрязнения, засорения и заиливания.
Чтобы угольная пыль при погрузке на суда не попадала в море, стрелы судопогрузочных машин оборудовали дополнительными пологами. Натяжные полога также применяются между бортом и причалом, тем самым создана двойная защита. Более трех миллионов рублей стивидоры потратили на покупку укрывных пологов и для складов временного хранения, которые огорожены монолитным бетонным забором высотой в четыре с половиной метра. Приобретена вакуумная машина для сбора угольной пыли с технологических проездов предприятия, зачистки технологического оборудования и уборки складских помещений после отгрузки угля. Несмотря на наличие крытых складов, к нынешней зиме здесь поспешили приобрести в необходимом количестве реагенты, предназначенные для подавления угольной пыли при минусовых температурах.
Одно из значимых достижений стивидорной компании в экологическом направлении — мобильные перегружатели марки Sennebogen, оснащенные уникальными грейферами с встроенной системой пылеподавления. Грейферы нового поколения разработаны и изготовлены французской фирмой Arden по индивидуальному заказу ООО «Восточно-Уральский Терминал». Сегодня пять модернизированных перегружателей эффективно используются на погрузочно-разгрузочных операциях, благодаря чему очевиден колоссальный экологический эффект.
Здоровье людей важнее денег
Силами сотрудников аккредитованной лаборатории компании регулярно проводятся исследования атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и специальная оценка условий труда на рабочих местах. Разработан проект предельно допустимых выбросов в окружающую среду, реализация которого находится под пристальным вниманием специалистов. Учредители компании намерены и впредь вкладывать средства в экологию и реальную экономику, выводя Терминал на передовые рубежи мировых стандартов.
— Перевалка угля – была и остается сложным производственным процессом. Какие бы защитные меры ни предпринимались стивидорами, пыль всё равно где-то просочится. Но мы продолжаем делать всё возможное для улучшения экологической обстановки производства. Из года в год затраты на эти мероприятия только растут. Одна снежная пушка сегодня стоит от четырех до шести миллионов рублей. Но деньги — не главное, здоровье людей для нас важнее всего, — подчеркнул Сергей ВОСТРИКОВ.
— Какие планы на нынешний год и ближайшее время? — интересуюсь у собеседника.
— В нынешнем году планируем достроить и ввести в эксплуатацию систему закрытых конвейеров протяженностью четыре километра. Перед нами стоят большие задачи, имеется много разных планов, большая часть из которых — грандиозные и амбициозные. Мы намерены и впредь наращивать объемы перевалки угля, работать над улучшением экологической обстановки на Терминале и в микрорайоне Врангель, совершенствовать меры по охране труда, здоровья как сотрудников компании ООО «Восточно-Уральского Терминала», так в целом всех жителей Находкинского городского округа, — подчеркнул в завершении разговора Сергей Михайлович.
Владимир ПАНТЮХОВ