От берегов Тихого до уральских гор

IMG-20160330-WA0001В наше сложное время, когда не хватает времени, пугают расстояния, останавливает неизвестность, мы все чаще отдаем предпочтение авиасообщениям, задумываясь об отдыхе и желании увидеть новые места. Наш земляк, заслуженный врач России, почетный житель Находки опровергает устойчивые стереотипы. Осенью прошлого года он отправился в одиночку в длительное путешествие на своей машине, проехав большую часть страны с востока на запад. И вернулся домой тем же маршрутом. Понадобилось время, чтобы мысленно «рассортировать» свои впечатления и ощущения от поездки и рассказать о самом главном. Владимир СУПРУНОВ – гость нашей редакции.


— Владимир Степанович, Вы совершили вояж от моря Японского до моря Черного, проехав на своем авто в одну сторону 12 тысяч километров и обратно. Что подвигло Вас на такое путешествие?
— Раньше, когда меня спрашивали, какое у меня хобби, я всегда отвечал: «Работа». Хотя порой задумывался, что кроме работы у человека должна быть и мечта — фантазия. В школьные годы, в 60-х годах был на вулканах Камчатки, в долине гейзеров, подтверждая спортивные разряды. Вероятно, с тех пор и проснулась во мне тяга к путешествиям, которую многие годы отодвигал на второй план работой, воспитанием детей, общественными делами. А в прошлом году твердо решил тронуться в дальний путь аж за Урал.
Подготовил авто 2011 года выпуска, свой RAV-4, ранее подаренный мне сыном. За эти две недели подготовки приобрел рацию, которую установили и настроили на 15-й канал специалисты, видеонавигатор с системой ГЛОНАСС и GPS, радар-детектор, видеорегистратор. Что успел — освоил, что не успел — осваивал на трассе. Выстроил маршрут на компьютере, переложил его на бумажный носитель и тронулся в путь. Что взял с собой? Морскую воду из бухт Находки и Владивостока, землицы с погоста, где захоронены отец и тесть. Отец родом из Ростова-на-Дону, тесть из Красноярска.
Я предполагал, что первый день будет тяжелым, к тому же и дома задержался, и в пригороде Владивостока сын с семьей провожал. Однако в этот день с легкостью прошел по трассе М-60 «Уссури» более 800 км, не доехав до Хабаровска 50 км. Мне не рекомендовали останавливаться в городах. Заночевал в придорожном мотеле, звезды максимум на три, где было чисто, уютно, аппетитно, авто во дворе под присмотром за 500 рублей, ночлег — одна тысяча рублей, утром завтрак, до 250 рублей, вполне приличный.
По неумению сбил навигатор, за что и поплатился в Хабаровске: пришлось блуждать по городским незнакомым дорогам, искать выезд из города. Однако быстро нашел попутчиков, и они вывели на мост через Амур, а далее— Биробиджан — по федеральной трассе — и до Уфы. В мои планы входил южный маршрут: от Уфы на Волгоград и на Ростов-на-Дону, куда я был приглашен делегатом на 12-й съезд хирургов. Дни мои были строго расписаны по городам маршрута, нужно было проходить не менее 600 км в день, то есть из расчета двух поездок привычного маршрута Находка- Владивосток. На 12-13 день я должен был быть в Волгограде и посетить впервые Мамаев курган, где мой отец воевал в окопах Сталинграда.
— Почему « один и без оружия», почему так спешно? А жена, друзья, попутчики? На дорогах и медведи-шатуны, и высокая аварийность. Неужели Вы такой бесстрашный?
— Конечно, дома обсуждали проблемы и личной безопасности, и сохранности автомобиля, да и здоровье не на 45, но комиссию прошел и лекарством запасся. Но почему-то не было страха, все как-то было «на подъеме», ведь у себя же в России — дома. Да и спецы подтвердили надежность японского автопрома, рекомендовали кое-что из запчастей, друг дал в дорогу «кочергу» противоугонную на руль. Авторезину поставил новую зимнюю корейскую, кстати, по сей день на ней езжу — как новая.
За неделю-две мой попутчик на российские юга полетел самолетом, мотивируя занятостью. Вот я и пошел один, выдавая в день по 800 км и более, с дистанционной поддержкой сына Артема, что послужило большой помощью на маршруте, особенно при выборе остановки на ночевку, зачастую глухой ночью «среди звезд».
— Вас не испугала долгая неизвестная дорога?
— Когда прибыл в Ростов-на-Дону на съезд, коллеги спрашивали: «Ведь самолетом дешевле, почему на машине по бездорожью?» Так думал и я, наслушавшись про российские автобаны. Но хуже, чем Владивосток-Находка, дорога была только между Читой и Улан-Удэ — извилисто закрученная, вдоль холмов, с тонким разбитым асфальтом и с неимоверно высокими на тот момент ценами на заправках: АИ-95 до 41 рубля за литр. Да кстати, по Еврейской АО наездился по равнинным серпантинам. Трасса «Амур» поразила своей бесконечной равниной, где-то в стороне от трассы был Благовещенск, в эфире сплошь китайская речь и отсутствие живой души на многие сотни километров. По тому пути я уже проходил до 800 км за 10-12 часов.
А подвигли меня на данный километраж дальнобойщики, с коими постоянно был в эфире, познавая от них и жизнь, мне неведомую, и их подсказки-советы. Однозначно усвоил: не съезжать с трассы, и все же нарушил напутствие единожды под вечер. Заканчивался бензин, а до заправки было километров 50. Вот и съехал в сторону поселка по указателю км на 15-20, заправился плохим АИ-92. И приметили меня местные, пошли за мной, еле оторвался, полиции нет, пришлось обращаться к друзьям-дальнобойщикам. Хорошо, рация работала в постоянном режиме на 15-м канале. Помогли — они на трассе уважаемые люди, с ними не спорят, они по одному не ходят, и они, большие, таких как я, величают малышами.
После этого инцидента обратился к сотрудникам ДПС, случайно встретив их на трассе, попросил возможности выходить в эфир в экстремальных случаях, получил ответ — не положено. Резонно: граждане сами по себе, полиция сама по себе.
Проходя такие расстояния, с ног не валился, если хотел вздремнуть, то останавливался минут на 20-30 на трассе и был вновь в форме, как Штирлиц. Очень полезный совет для безопасности от дремоты за рулем. Был со мной случай на Урале, когда пошел на обгон автомобиля, идущего со скоростью километров 50-60. В этот момент машина пошла влево на меня, за рулем водитель заснул. Я его клаксоном разбудил, остановил и, вероятно, спас жизнь коллеге. А данная ситуация может случиться с любым.
— Владимир Степанович, насколько, на Ваш взгляд, развит сервис на дорогах страны?
— Мне в день хватало две остановки, и я был бодр на многие сотни километров. Заправок на трассах достаточно: с туалетами и кафе, а то и без них. Есть где и чем перекусить, передохнуть, заправить машину. Свой неприкосновенный запас бензина в 10 литров в канистре привез домой как талисман. Как палочка-выручалочка — рация на 15 канале и коллеги-дальнобойщики, которые всегда выручат и советом, а если нужно, то и ГСМ.
К концу дня, зачастую, уставала правая нога от акселератора, тогда давил левой. Так было, например, на Байкале, когда шел на перевал Култук с подъемом в 100 км и таким же спуском по великолепной четырехполосной дороге. Неописуемая красота вокруг, созерцал окрестности на скорости 90-100 км/час. Когда на автобане М-53 «Сибирь» идешь 90 км/час и на многие сотни верст ни души, конечно, подмывает нарушить скоростной режим хотя бы до 110 км/час на отличной четырехполосной дороге. Но нельзя — ограничение в 90 км/час и много видеофиксаторов вдоль трассы, без присутствия полиции, до самой до Казани.
В Татарстане на трассе полицейских много, за малейшее нарушение на дорогах строго наказывают. Все «письма счастья», пришедшие из разных уголков необъятной России, честно оплатил по приезде домой. Штрафы были от 500 рублей до тысячи, с видеофиксацией и указанием, за что наказали. Очень цивилизованный подход к нарушителям.
То, что на 70% федеральная трасса отличная, подтверждаю. Многие участки с капитальным ремонтом, многоуровневой укладкой «сэндвича» и неимоверной толщиной асфальта, порой разного цвета по полосам — к этому непросто привыкнуть. В той же Сибири на автобане, где стакан воды не расплещется при езде на капоте и кругом ни души на многие сотни километров, попадались пешеходные переходы-зебры с мигалками на солнечных батареях и ветряках. Вопрос: зачем и для кого они в этих местах с первозданной природой? Вероятно, для местной лесной публики, кои могли выходить из пихтового мачтового леса- красавца, простирающегося до синевы небес.
На шестой день пути проходил Красноярск, родину моего тестя Александра Гавриловича КОРОБОВА, землю с могилы которого и распылил с крыши своего авто, положив туда жмень. Набрал земли красноярской и высыпал на его могиле в Находке, выполнив одну из планируемых мною миссий. На трассе испытывал чувство полного раскрепощения от отсутствия проблем и житейских хлопот, кое, видимо, свойственно странствующим. Практически по всей трассе настроение было ровное, приподнятое от чувства свободы, доброжелательное к себе и окружающим.
— Чем порадовали российские просторы?
— Мое отличное настроение в большей степени объяснялось окружающей обстановкой, новизной, красивейшей природой: могучими реками, озерами, горами и холмами, ухоженными полями, разнообразными лесами. Был восхищен и рад за Россию, за ее необозримые земли, за себя, за наших детей и внуков. Кто этого не видел с трассы, надо обязательно посмотреть: и Сибирь, и Байкал, и Татарстан с Башкирией, горы Урала. Уж не говорю про европейскую Россию.
При движении на запад, к завершению дня, поражало и слепило закатное солнце необычайной яркости и размеров, такое я не видел у себя на Дальнем Востоке. Красоту не передать словами… И это моя Россия — с массивными дубовыми крестами вдоль трассы, храмами с золотыми куполами в поселениях, безбрежными ухоженными полями и красивейшими лесами. Реки и озера подчеркивают богатство природы. Они словно говорят нам всем: сохраняйте эту красоту и богатство, пользуйтесь, хватит всем и на многие года.
Если федеральная трасса выполнена по высокому стандарту, то, проезжая многие города губернского масштаба, поражаешься убогостью городских дорог, кои разбиты до безобразия. Наши дороги в приморских городах значительно лучше.
— Владимир Степанович, почему планировали пойти от Уфы на Волгоград — Ростов-на-Дону, а пошли на Москву? Это ближе, либо планы поменялись?
— Кроме как проехать по дорогам России, предполагалось посещение городов Волгограда и Ростова-на-Дону в 9644 километров пути, в планы входило посещение знаковых мест: Мамаева кургана, набережной Волги, а в Ростове-на-Дону еще участие в съезде хирургов и знакомство с городом, южной столицей России, рекой Дон с его плавнями и красивейшими набережными. Поворачивая на Москву, учел желание супруги Лидии составить мне компанию в пути от столицы на юг. Она неплохой автомобилист, с более чем 20-летним стажем, а это в дороге большое подспорье.
Вот и пошел другим путем — от Уфы на Казань, Нижний Новгород, Владимир и на Москву. А это поездка по великолепной трассе М-7 «Волга» и с запасом дней на дорогу на юг. В Москве был на 11-й день пути, не напрягаясь в дороге, налюбовавшись просторами и красотами России, пройдя 9 400 километров, истратив почти тонну бензина, при расходе 10 литров на 100 км, платя в среднем по России за литр АИ-95 38 рублей. А далее предстоял путь на юг России по магистрали М-6 «Каспий» уже с надежным попутчиком. Мои путевые непутевые заметки заметно прирастали день от ото дня.

IMG-20160330-WA0000 IMG-20160330-WA0002

Беседовала Вера Рябинина
Запись опубликована в рубрике Мир путешествий. Добавьте в закладки постоянную ссылку.