ПАО «НБАМР»: Курс на модернизацию

Публичное акционерное общество «Находкинская база активного морского рыболовства» — одно из крупнейших рыбодобывающих предприятий России, круглогодично ведущее добычу в экологически чистых морях Тихого океана, районах Курильских островов и восточного побережья Японии. Основные объекты промысла — минтай, лемонема, кальмар, макрурус и сельдь.
Накануне профессионального праздника рыбопромышленников мы встретились с генеральным директором ПАО «НБАМР» Сергеем ЮРТАЕВЫМ и попросили его рассказать о буднях, тактике и стратегии на второе полугодие и ближайшую перспективу.
3 Сергей Георгиевич, с какими производственными показателями завершили основную, Охотоморскую минтаевую экспедицию и в целом минувшее полугодие?
— Несмотря на то что в районах промысла временами бушевали сильные шторма, экипажи сработали успешно, выполнив поставленные задачи в срок и с хорошими показателями. Добыли 71,6 тысячи тонн водных биоресурсов, изготовили 47,9 тысячи тонн морепродукции, в том числе 1880 тонн минтаевой икры.
Освоили квоты по кальмару у берегов Северных Курил. За три месяца добыли 28 тысяч тонн кальмара-сырца. Здесь успешно сработали экипажи БМРТ «Капитан Масловец» (капитан-директор Андрей ИВАНИХИН), БМРТ «Капитан Фалеев» (капитан-директор Игорь КРИНИЦЫН), БМРТ «Илья Коновалов» (капитан-директор Владимир КАЛИННИКОВ), экипажи БМРТ «Николай Чепик» во главе с капитан-директором Петром БОГИНСКИМ и БМРТ «Механик Брызгалин» под руководством капитан-директора Сергея ИОДКО, экипаж БМРТ «Ардатов» во главе с капитан-директором Евгением ПИНЧУКОМ. Это наши передовики. Всем огромное спасибо за успешную работу.
Отмечу, что и в минувшем году нас порадовали показатели. Компания добыла 172,5 тысячи тонн водных биоресурсов, что на десять процентов выше уровня предыдущего года. Заметный прирост показателей отмечен на минтае (7,2 тысячи тонн) и новых для компании объектах промысла — скумбрии (1588 тонн) и сардине иваси (более 9000 тонн). В общей сложности выпустили почти 121 тысячу тонн продукции, что выше прошлогодних показателей на 6,2 тысячи тонн.
3 Последние несколько лет часто поднималась проблема физического и морального старения бамровского флота. Но все понимали, в одночасье ее не решить, требовались сотни миллионов рублей. Пришло время заняться и этим направлением. Что удалось сделать?
— Проблема, конечно, самая что ни на есть актуальная. По возможности старались всегда обновлять флот, постепенно избавляясь от судов, выработавших свой технический ресурс. Но это, как говорится, было каплей в море. Для совета директоров и комитета по стратегическому развитию ПАО этот вопрос был и остается задачей номер один. Потому что из года в год перед предприятием ставятся новые, порой амбициозные задачи, и их нужно решать. Сдвинуть многолетнюю проблему с мертвой точки удалось благодаря объединению нескольких предприятий в группу компаний и консолидации активов. Капитализация основных средств позволила привлечь дополнительные средства на реализацию перспективных инвестиционных проектов, в том числе обновление рыбопромышленного и транспортного флота. Этот процесс продолжается по сей день, благодаря чему компания динамично развивается и успешно решает стратегические задачи.
В течение полутора лет списали два стареньких БМРТ — «Аэронавт» и «Пелагиаль», а в июне текущего года — БМРТ «Ардатов» и БМРТ «Астроном», которые не отвечали многим техническом требованиям, в том числе по расходу топлива и мощностям морозильных установок. Но прежде чем избавиться от них, два года назад на замену приобрели два судна-наливника: РТМКС «Царица» и СТР «Лидер». К примеру, «Царица» уже полтора года безупречно работает в море. Объем выпускаемой свежемороженой продукции — 270 тонн в сутки, емкость трюмов — 4,5 тысячи тонн. Зимние месяцы траулер успешно отработал в Охотоморской минтаевой экспедиции, сейчас приступил к промыслу сельди иваси и скумбрии в экономической зоне России.
В чем особенность судна-наливника? В отличие от прежних методов работы пойманная рыба прямо из мешка трала наливается мощным насосом в охлажденные РСВ-танки, откуда поступает на заморозку. В районе лова перегружает продукцию на плавбазу и снова занимается добычей. Экипаж РТМКС — 44 человека. Работа тяжелая, но высокооплачиваемая. К примеру, зарплата матроса при условии выполнения всех производственных показателей колеблется в пределах 160-170 тысяч рублей в месяц. Судно-наливник СТР «Лидер» работает по тому же принципу, вместимость его охлажденных РСВ-танков — 750 тонн. Суда-наливники — современный тип добывающего флота.
В ближайшие дни в БАМР должно подойти еще одно аналогичное судно из Германии с предварительным названием «Фаворит». Совокупная вместимость его РСВ-танков — одна тысяча тонн. В августе текущего года завершается ремонт плавбазы «Царь» на класс Регистра, и она также придет в район промысла, где будет принимать на переработку уловы от наших судов-наливников — «Лидера» и «Фаворита».
Наравне с промысловым флотом обновляем и транспортный. В дополнение к транспортным рефрижераторам «Балюзек» и «Тигр-2» приобрели ТР «Фрио Мурманск». Пока он стоит у причала БАМРа, на судне заканчиваются ремонтные работы, и буквально через несколько дней рефрижератор уйдет в свой первый рейс под флагом ПАО «НБАМР».
Если говорить о транспортном флоте, минувшее полугодие он сработал на отлично. Полученных доходов вполне хватило на покрытие текущих расходов этих судов и поддержание их в должном техническом состоянии.
3 В дополнение к традиционным видам промысла почти три года назад компания активно занялась добычей краба. Насколько успешно новое направление?
— Действительно, в 2017 году приобрели на аукционе квоты по вылову краба для ПАО «БАМР». А в прошлом году в инвестиционных целях купили квоты под строительство нового краболова-живовоза для ООО «Аква-инвест» (аффелированная фирма), которая в инвестиционных целях осваивает этот объект промысла в Охотском море. Здесь работают четыре наших краболова, включая РС «Солвейга». До ноября текущего года перегоним туда еще два краболовных судна, приобретенных группой компаний в западном регионе России.
Параллельно ведем строительство на одной из подмосковных верфей, в городе Рыбинске, также под инвестиционные квоты еще одного краболова по проекту DAMEN. Это современный проект, предусматривающий комфортные каюты для членов экипажа. Длина судна 56 метров, ширина — 17, осадка — шесть с половиной метров. Через два года оно должно сойти со стапелей и пополнить наш флот. Промысел краба — новое для нас направление. Но два истекших года работы на этом объекте показали, что наши рыбаки приобрели определенный опыт в этом деле.
3 Компания не жалеет средств и на модернизация действующего флота. Каких результатов в последнее время достигли здесь?
— Плановая модернизация не прекращается. Так, год назад значительно увеличили морозильные мощности БМРТ «Капитан Фалеев» и БМРТ «Илья Коновалов». В настоящее время БМРТ «Сивинд-1« находится в Даляне, где за счет модернизации рыбоперерабатывающей фабрики морозильные мощности будут увеличены до 260 тонн свежемороженой продукции в сутки. Аналогичные работы планируем провести в ближайшее время на БМРТ «Капитан Масловец» и БМРТ «Николай Чепик».
3 Компания приступила к реализации еще одного интересного проекта — строительству на территории БАМРа берегового холодильника. Что уже сделано?
— Завершены подготовительные работы по строительству берегового холодильника, сдача в эксплуатацию которого намечена на конец сентября — начало октября текущего года. Его вместимость — 15 тысяч тонн. Затем планируется строить второй холодильник с такой же вместимостью. Это станет первым звеном в создании эффективной производственно-логистической инфраструктуры группы компаний.
В рамках развития за береговыми холодильниками планируется строительство рыбоперерабатывающего завода, с мощностью до 100 тонн свежемороженой продукции в сутки. Наши суда будут доставлять сюда на переработку в живом виде сельдь иваси и скумбрию. Это перспективная программа, рассчитанная на пять лет. Для ее успешной реализации заблаговременно привели в порядок береговое крановое хозяйство, дополнительно планируем приобрести несколько единиц современной погрузочно-разгрузочной техники, значительно укрепив позиции транспортно-погрузочного терминала.
3 Сергей Георгиевич, сегодня у вас уже, наверное, нет проблем с комплектацией экипажей?
— Для этого проводится грамотная ротация кадров с целью отбора энергичных людей для работы в море. Несмотря на то что на судах регулярно внедряются автоматизированные процессы, труд рыбака был и остается одним из самых тяжелых. Рыбак не просто получает зарплату, а зарабатывает ее тяжелым каждодневным трудом. Продолжаем совершенствовать процессы документооборота и другие кадровые направления. Группа компаний нацелена на динамичное развитие бизнеса, увеличение прибыли и зарплаты работников.
Решая вопросы кадровой политики, плотно сотрудничаем с высшими и средними специальными образовательными учреждениями для привлечения в компанию молодых, перспективных и амбициозных выпускников. Предоставляем им возможность проходить в море на наших судах производственную практику, где они могут не только приобрести некоторые профессиональные навыки, но и заработать хорошие деньги.
Наша беседа проходит накануне Дня рыбака. К сожалению, в нынешнем году из-за пандемии коронавируса не будет традиционного праздника с театрализованными представлениями Нептуна и его свиты, ароматной рыбацкой ухой и массовым семейным отдыхом. Тем не менее искренне поздравляю, дорогие коллеги, с профессиональным праздником! Желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, и, как говорят у нас на флоте, семь футов под килем! Также поздравляю всё рыбацкое сообщество Приморского края! Удачных уловов, благополучных рейсов и теплых встреч на берегу!
Беседовал Владимир ПАНТЮХОВ
На снимке: Сергей ЮРТАЕВ

Запись опубликована в рубрике Даты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.