Первостроитель Находки

16 ноября Николаю Михайловичу КОНОНЫХИНУ исполняется 90 лет. Интересная и многогранная судьба у этого человека. В свое время советский поэт Николай ТИХОНОВ в «Балладе о гвоздях» о таких, как Николай КОНОНЫХИН, писал: «…Гвозди бы делать из этих людей, крепче б не было в мире гвоздей…».

Ему рано пришлось познать вкус хлеба, заработанного собственными руками. В восемь лет Николай вынужден был пасти скот в Болотном, что под Новосибирском. Их семья жила постоянно в нужде, поэтому Николай так и не смог окончить больше трех классов, хотя всегда испытывал большую жажду к учебе. В 14 лет устроился учеником слесаря в литейный участок большого железнодорожного депо там же, под Новосибирском. Это было нелегкое для страны время. Шел 1943 год. У работников депо, включая подростков, всегда был ненормированный рабочий день, недостаток отдыха и пищи. Под лозунгом «Всё для фронта! Всё для победы!» люди стояли у станков по 14-15 часов в сутки. Николай КОНОНЫХИН изготавливал стальные стержни для отлива буксов. Заметив, что с порученными обязанностями юноша справляется добросовестно, руководство участка перевело его слесарем по ремонту железнодорожных вагонов, где он отработал до конца войны.
В 1946 году его мама и две старшие сестры приняли решение переехать жить на железнодорожную станцию Угольную, что под Владивостоком. Так Николай вместе с семьей оказался в Приморье. Здесь он прекрасно понимает, что с четырьмя неоконченными классами образования у него небольшой выбор вакансий, а впереди большая и сложная жизнь. Работая маркировщиком муки на мукомольном заводе во Владивостоке, Николай неожиданно получает предложение продолжить свое образование, а потом и рекомендацию горкома комсомола для поступления в Дальморучилище.
Так молодой человек переехал в Находку. Тогда он еще не знал, что этот морской городок станет для него родным на всю оставшуюся жизнь. В мае 1948 года, получив специальность кочегара судна, Николай пришел работать в Дальтехфлот.
— Меня определили на японскую трофейную шаланду «Авачинскую». В созданном в 1943 году Дальтехфлоте к этому времени работало уже несколько десятков технических судов с паровыми котлами. Земснаряды, которые входили в состав каравана, готовили бухту под строительство торгового порта, шаланды вывозили грунт на так называемые свалки, расположенные на морских глубинах. Работа была тяжелой. Чтобы постоянно поддерживать температуру пара в котле, необходимо было щедро «подкармливать» котел углем. А потом удалять горы золы. Для этого требовалось хорошее здоровье, на что я никогда не жаловался. И в то же время работа в море для меня была очень интересной и романтичной, — вспоминает Николай Михайлович.
Чуть позднее он поступил на вечерние курсы повышения квалификации. Окончив их, стал механиком третьего разряда и пошел в вечернюю школу. Стоял вахты в котельном отделении шаланды, а в свободное время штудировал учебники. Жажда к знаниям не оставляла молодого человека. В 1953 году с аттестатом семилетки и дипломом ДМУ его как перспективного специалиста направлют на учебу в Ленинград. В то время в стране создавалось Министерство транспортного строительства и морской отрасли и требовались квалифицированные механики. Окончившего курсы Николая КОНОНЫХИНА вызвал к себе управляющий трестом Константин БОНДАРЕНКО, фронтовик, первый почетный житель Находки и уважаемый в городе человек, и распорядился принимать судно. Так Николай стал вторым, а затем и старшим механиком на шаланде «Уссурийская».
И всё это время продолжал учиться, поднявшись еще на одну ступеньку. Окончил вечернюю школу и получил аттестат о среднем образовании. К этому времени ему уже было 32 года, он стал проверенным морем и временем механиком. Но, говорят, учиться никогда не поздно. Еще год понадобился Николаю КОНОНЫХИНУ, чтобы подготовиться и поступить заочно в Дальневосточное высшее инженерно-морское училище на специальность «судовые машины и механизмы».
Проработав несколько лет механиком, механиком-паровиком первого разряда, а затем механиком-наставником на флоте, в 1972 году Николай Михайлович получает новое назначение — в 44 года его кандидатуру единогласно утверждают главным инженером Дальтехфлота. Прибавилось ответственности, а работа стала еще интересней.
В то время расстраивалась не только Находка, но и многие другие морские города Дальневосточного региона, и решать эти задачи без участия техфлота было невозможно. Особенно при возведении морских сооружений. В 50-х годах Дальтехфлот располагал надежными паровыми голландскими земснарядами, приобретенными для строительства БАМа. Поэтому свой почерк ДТФ оставил во многих бухтах, где с его участием построено немало разных предприятий.
— Помню, в устье речки Каменки была мощная россыпь крупных валунов в диаметре по метру и больше, из-за чего и дали ей такое название. С помощью земснаряда «Печора» мы разобрали эту природную залежь, однако прежнее имя речки осталось до сих пор. Работая на дноуглублении и очистке разных водоемов, с помощью технологического оборудования подавали по трубам на берег песок, который потом использовался в строительстве. Им отсыпали береговые площадки хабаровского стадиона ЦСКА, территорию и причалы рыбпорта и ПСРЗ. Из года в год Дальтехфлот убирал песчаные косы в лимане Амура, чтобы расчистить фарватер для транспортировки в Японию экспортного леса. Некоторым земснарядам удавалось поднимать со дна по миллиону кубометров грунта в год. Это очень большие объемы, — вспоминает ветеран.
За 50 с лишним лет работы в Дальтехфлоте Николаю КОНОНЫХИНУ довелось потрудиться на разных объектах не только строящейся Находки, но и Приморского края и Дальневосточного региона России. Везде, где гидростроители ПСМО-23 возводили морские сооружения, прежде шел дноуглубительный флот, выполняя свои задачи. В некоторых местах приходилось углубляться до 15 метров.
— В то время люди были другие, их психология и воспитание несколько отличались от современников. Когда наши суда заходили на морской объект, он чем-то напоминал муравейник. Земснаряды копали дно, шаланды сновали взад-вперед, отвозя грунт, свою роль выполняли водолазные катера и водометы. Часто у нас появлялся какой-то соревновательный азарт, когда мелкие и тихоходные суда норовили обставить на поворотах более скоростные и вместительные шаланды. По пути до грунтовой свалки у острова Лисьего и обратно к земснаряду борьба шла чуть ли не за каждую секунду. И от механиков требовалась полная отдача. Интересно было работать. При мне построены почти все большие объекты в Находке, Большом Камне и Чажме, Славянке, на Камчатке, в Москальво и Де-Кастри. Самым большим из них стал Восточный порт. Когда-то во Врангель на катерах мы ходили картошку убирать, там было мелководье, а сегодня здесь расположены уже глубоководные морские порты, — рассказывает Николай Михайлович.
В его практике случалось немало моментов, когда приходилось брать на себя ответственность за экипаж и судно. Однажды, завершив дноуглубительные работы в поселке Москальво на Сахалине, универсальный земснаряд «Лена» должен был выйти в Находку. Но перед этим его необходимо было разоружить, чтобы достигнуть при переходе хорошей остойчивости. Однако на объекте не было плавкрана, чтобы снять верхний барабан весом в 30 тонн и несколько черпалок по три с половиной тонны. А помощи из Находки никто не обещал.
Надвигались хорошие морозы, и медлить было нельзя, чтобы по дороге не попасть в крепкие льды. И тогда Николай КОНОНЫХИН, будучи стармехом, убедил капитана земснаряда и начальника каравана Михаила ОВЕЧКИНА отправиться в обратный путь, не разоружаясь. Пробираясь вдоль берега, дошли до мыса Поворотного. А тут внезапно разыгралась мертвая зыбь, которая стала кидать земснаряд с борта на борт. Начали выходить из строя один за другим судовые механизмы. Моряки натерпелись страху, но благополучно добрались до родного порта.
— Анализируя ту ситуацию по несколько раз, всё время прихожу к выводу, что в тот момент я принял исключительно правильное решение, — уверен собеседник.
В конце 80-х Николай КОНОНЫХИН списался из флота и еще около десяти лет проработал в диспетчерской службе Дальтехфлота. Затем некоторое время возглавлял совет ветеранов войны и труда предприятия. А в 2002 году ушел на заслуженный отдых. Более чем за полувековой трудовой путь он не раз становился победителем соцсоревнований и ударником пятилеток, награжден знаками «Механик-паровик 1 разряда» и «Ударник сталинского призыва» за работу в тылу, «50 лет Находке», юбилейными медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», неоднократно отмечался денежными премиями, в том числе и за рацпредложение по усовершенствованию работы судовых лебедок.
— Сын Глеб окончил ДВПИ, немного поработал в Дальтехфлоте. Сейчас трудится в другой компании и часто навещает меня. Считаю, жизнь прожил не зря. Поздравить с юбилеем придут Михаил ОВЕЧКИН, которому далеко за 90, друзья и родственники, посидим, вспомним былые годы. Жаль, что жена не дожила до этого радостного момента, похоронил ее лет шесть назад. Что ж тут поделаешь? С нами никто не советуется. Кому сколько отмерено, тот столько и проживет, — сказал Николай Михайлович.

Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.