Перевозчик живет с билета

Заканчивается первый квартал работы пассажироперевозчиков на маршрутах Находки — одном из важных социальных направлений экономики города.

Важных потому, что если вдруг случится сбой в работе компаний, выполняющих такие задачи, это не замедлит негативно отразиться практически на всех сферах жизни города. Что делается сегодня для того, чтобы этого не произошло, регулярно обновлялся парк машин и повышался комфорт обслуживания пассажиров? На этот и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора Находкинского пассажирского автотранспортного предприятия Алексея ГАШЕВА.
— Алексей Александрович, на каком уровне пассажиропоток в Находке, каких результатов в этом направлении добилась ваша компания в прошлом году?
— Конкретно по нашему холдингу пассажиропоток не вырос, как на городских, так пригородных и междугородных маршрутах. Наоборот, на таких направлениях, как Находка-Дальнегорск и Находка-Преображение этот показатель заметно упал. Цены в оптовой и розничной торговле вроде незаметно, но практически на всё продолжают расти, уровень жизни населения падает, соответственно, люди меньше стали ездить на общественном транспорте и больше экономить. А льгот на проезд, в частности, для отдалённых районов Приморья администрацией края не предусмотрено.
Оптимизируя расходы, скорее всего, по маршрутам Находка-Дальнегорск и Находка-Преображение, которые были и остаются для нас убыточными, скоро подадим предложение на отказ в их обслуживании. Пусть министерство транспорта и дорожного хозяйства администрации Приморского края выставляет их на конкурс и, таким образом, определит нового перевозчика, который будет в дальнейшем обслуживать эти направления.
В прошлом году Олег КОЖЕМЯКО на одном из рабочих совещаний с руководителями транспортных компаний озвучил, что необходимо по новому организовать обслуживание пассажиров на автомобильном транспорте. В частности, затраты на перевозки на межмуниципальных маршрутах частично должны компенсироваться из муниципального бюджета, независимо от пассажиропотока. Однако это пожелание так и осталось на словах.
— В минувшем году прошли два повышения тарифов на проезд в городском общественном транспорте. Что это дало предприятию?
— Часть средств направили на увеличение зарплаты водителям и кондукторам, со штатом которых у нас постоянно проблема. Но львиная доля дополнительных средств пошла всё же на обновление парка машин. К примеру, за это время мы приобрели один маломестный автобус марки «ПАЗ» и три машины также малой вместимости марки «Газель» для работы на городских маршрутах. Кроме этого, купили три большеместных бэушных автобуса для выполнения междугородных рейсов. Сказать честно, особого дохода от повышения тарифов не получаем, в лучшем случае это даёт возможность сводить концы с концами.
С другой стороны, насколько мне известно, никто из других городских пассажироперевозчиков не обновляет свои парки машин. И в то же время все работаем по одному тарифу.
— В нынешнем году ожидается повышение тарифов на проезд?
— Думаю, что и текущий год не станет исключением. Если на рынке поднимутся цены на горюче-смазочные материалы, соответственно, возрастёт и стомость проезда. Где перевозчику брать деньги на развитие и зарплату своим сотрудникам? Конечно же, в тарифе. Другого источника дохода у нас нет — только от стоимости билета. Либо по договорённости с администрацией города оптовые поставщики снижают для перевозчиков цены на горючесмазочные материалы, либо город частично компенсирует наши затраты по этой статье расходов. А она — в числе основных.
Сегодня с большим трудом нам удаётся удерживать водителей, чтобы выполнять поставленные компанией задачи. Часть людей забрали по повесткам военкомата, часть «перетекает» в другие транспортные компании. С началом весны снова активизировалось строительство промышленных объектов, многие водители уволились из Находкинского ПАТП и пошли туда работать на новых китайских грузовиках, чтобы получать достойную зарплату. Как результат, в настоящее время у нас не хватает, как минимум 30 процентов водителей автобусов. Ещё не так давно в ООО «Центр развития спорта», которое обслуживает городские маршруты, насчитывалось 130 водителей, теперь набирается 60. А в зимний период люди часто болеют, что скрывать, немалая часть из них — пенсионеры. Отсюда каждый день у нас начинается головная боль: как закрыть водителями тот либо иной маршрут.
— Владивосток для расчётов за проезд с 1 марта текущего года ввёл в городском общественном транспорте месячные проездные билеты, которые предоставляют пассажирам возможность ездить по ним на разных городских маршрутах. Что по этому поводу думаете вы?
— Единая диспетчерская служба Владивостока, комментируя для нас это нововведение, сообщила, что в этом варианте владивостокских перевозчиков возникает довольно много разных вопросов. И чем в итоге завершится данный эксперимент, пока неизвестно. Мы же со с воей стороны наблюдаем за этим новшеством и затем сделаем соответствующие выводы.
— Алексей Александрович, работает ли на предприятии система ГЛОНАСС, которую внедрили лет десять назад, или деньги выброшены на ветер?
— ГЛОНАСС – способ удалённого слежения за перемещениями транспортного средства на маршрутах, основанный на спутниковой навигации. С его помощью мы напрямую получали бесперебойный доступ к треку интересующего нас транспорта и следили за перемещением своих автобусов на маршрутах в режиме реального времени либо в записи. В последнее время несколько изменилось российское законодательство и систему ГЛОНАСС передали на обслуживание в АО «ГЛОНАСС».
Теперь акционерное общество свой сигнал транслирует в Ространснадзор, а он, в свою очередь, передаёт его в компанию ООО «Цифровое Приморье», но уже за дополнительную плату. И уже отсюда наш диспетчер берёт необходимую информацию о том, где в режиме онлайн находятся наши автобусы на тех либо иных маршрутах. Естественно, не бесплатно. В настоящее время все наши машины, как междугородных, так пригородных и городских сообщений оборудованы системой ГЛОНАСС.
Беседовал
Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике Социальный ракурс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.